Причины Реформации и появления протестантизма.
Протестантизм (от лат. «protestatio» — провозглашение, торжественное заявление) — в настоящее время одно из трех основных направлений в христианстве наряду с католицизмом и православием. Общее во всем протестантизме заключается в отказе от представления о церкви как посреднице между Богом и людьми, принцип оправдания личной верой, отказ от почитания святых, ангелов, поклонения иконам, мощам и т.п.
Первая волна реформаторского движения возникла в Англии. Английские «лолларды» («бедные священники»), проповедовавшие учение профессора Оксфордского университета Джона Виклифа (1320-1384), выступали за возврат церкви к евангельским идеалам. Они требовали подчинения церкви светской власти, протестовали против поборов римских пап с Англии, подвергали сомнению право духовенства отпускать грехи и выдавать индульгенции, отстаивали приоритет Библии перед Священным Преданием. Преемником английского богослова стал профессор Пражского университета Ян Гус (1369-1415), призывавший церковь отказаться от богатства и от продажи индульгенций.
Борьбу за преобразование церкви и пересмотр некоторых положений вероучения продолжила более радикальная гуситская группировка — табориты (от «Табор» — название города, основанного реформаторами на горе). Табориты отвергали догматы о чистилище и пресуществлении, учение о заступничестве святых, отказались от почитания икон и мощей, от роскоши в богослужении, отстаивали принцип веротерпимости. Несмотря на поражение таборитов в 1434 году в битве против объединенных сил католического дворянства и чашников, движение набирало силу и достигло кульминации в XVI веке.
В 1517 году профессор Виттенбергского университета Мартин Лютер (1483-1546), протестуя против продажи индульгенций католическими священниками, обнародовал свои знаменитые 95 тезисов. В них осуждалась торговля «небесными сокровищами» и выдвигался принцип внутреннего раскаяния, которым должна стать вся жизнь христианина; отвергались вероучительные положения о чистилище, о молитве за умерших и о спасении заслугами святых. Впоследствии Лютер высказывался также против папской власти, оспорил идею об особой благодати духовенства и его посредничестве в спасении, призывал упростить и удешевить богослужение и подчинить церковь светской власти.
Если Лютер возглавлял умеренное направление немецкой Реформации, соответствующее интересам бюргерства и части дворянства, то крестьянство и городская беднота объединились под началом Т. Мюнцера (1490-1525), выразившего в учении о «Царстве Божием на земле» мечту простонародья о социальной справедливости. В Швейцарии центрами Реформации стали города Цюрих и Женева, где трудами У. Цвингли (1484-1531) и Ж. Кальвина (1509-1564) было осуществлено радикальное преобразование церковной жизни.
В результате движения Реформации часть католического мира стала протестантской. Однако протестантизм во многом оказался «лекарством хуже болезни». Междоусобная война, последовавшая за расколом, опустошала целые провинции и поглощала огромное количество «солдат креста» с обеих сторон. Протестанты были так же мало расположены к религиозной терпимости, как и католики. Если католикам всюду мерещился призрак ереси, то протестанты видели свое призвание в беспощадном истреблении ведьм. Об уровне гуманности протестантов можно судить хотя бы по такому высказыванию М. Лютера: «Одержимый ребенок должен быть брошен в реку и излечен или утоплен».
Протестантов объединяет отказ признать главенство римского папы и привилегии духовенства, в том числе право отпускать грехи и выдавать индульгенции; отказ от поклонения святым иконам и мощам, от молитвы за умерших и т. д. С точки зрения протестантов, всем крещенным по вере равно дается благодать; каждый вправе свободно читать и толковать Библию, общаясь с Богом «без посредников». Рядовые члены протестантских общин могут играть активную роль в церковной жизни и участвовать в выборных руководящих органах.
Дата добавления: 2015-12-08; просмотров: 1930;