Социальные доктрины и политическая деятельность католической церкви.
Из всех христианских конфессий Католическая церковь обладает наиболее развитым социальным учением. Это обусловлено тем, что она имеет обширный опыт выполнения светских функций в период Средневековья, а позднее и взаимодействия с обществом и государством в условиях демократии. Рассмотрение социальной доктрины католической церкви представляется важным и потому, что она сумела найти свое место в западном демократическом обществе, признала права и свободы личности, в том числе и свободу совести, и при этом сохранила свои традиции. Если в России будет когда-либо построено подлинно светское демократическое общество, то схожий путь должны будут пройти все российские конфессии.
Одним из основных факторов формирования социальной доктрины католицизма была утрата им в Новое время доминирующего положения в обществе и конфликт с новой политической и экономической элитой, защищающей идеалы либерализма. Первоначально это привело к конфликту Ватикана со светскими обществом и государством, отказу церкви признавать новый политический и экономический строй. В результате больше всех теряла сама церковь, которая вытеснялась на периферию общественной жизни.
Однако этот конфликт имел и положительное значение. Католическая церковь постепенно стала понимать, что ее основная роль не выполнение функций светской власти и не сотрудничество с государством в деле установления христианского порядка на земле преимущественно благодаря властным ресурсам. Освобождение от политических функций и невозможность далее укреплять свое влияние путем запрещения конкурирующих идеологий вынудили церковь искать новые способы, по меньшей мере, сохранить свой авторитет. Все более она осознавала себя добровольным объединением верующих, призванным нести слово Божье при помощи проповеди и социального служения. И это позволило ей иначе подойти к проблеме признания прав личности и светского характера государства, увидеть в них не попытки разрушить католические традиции, а естественное развитие общества и государства.
Католическая церковь в целом пессимистично смотрит на современное общество. Действительно, невозможно спорить с тем, что нравственное состояние, экономические и политические отношения в современном обществе не соответствует христианским заповедям. Важно, какие выводы сделает из этого церковь. Можно упорно отрицать новые общественные устои, повторять мифологемы Средневековья, а можно признать объективный характер развития общества и предложить пути его совершенствования.
Среди католиков встречаются разные взгляды, в том числе и консервативные, не разделяющие демократических ценностей. Поскольку определяющее значение для развития католического социального учения имеет официальная позиция Ватикана, автор проанализирует прежде всего именно ее, с учетом трудов видных теологов.
Итак, католическая церковь выбрала вторую из отмеченных выше альтернатив. Она признала необходимость новой "евангелизации" современного мира и постаралась выработать адекватные ему социальное учения и способы свидетельства[23].
Принципиальное положение католической социальной доктрины - признание прав и свобод личности, их естественно-правового на жизнь), а также в результате грехопадения (напр., право частной собственности). основания. Папы одними из первых, в первой трети XX века, признали второе поколение прав человека - блок социально-экономических прав. Признание первого поколения прав человека - политических и гражданских - далось церкви гораздо труднее. Важнейшие вехи их признания - II Ватиканский Собор и деятельность Иоанна-Павла II, которого часто называют "Папой прав человека".
Естественные права в трактовке католичества состоят из двух "поколений" прав - возникших до грехопадения, при творении человека (напр., право) [24].
Дата добавления: 2015-12-08; просмотров: 1758;