Религиозно-общественные предпосылки возникновения иудаизма.
Национальная психология и национальная религия самым тесным образом связаны, что подтверждается и Как примере иудаизма. Эта религия должна быть рассмотрена более подробно по двум причинам. Во-первых, на ее основе зародилось христианство. Во-вторых, иудаизм является действующей религией, и многие ее последователи - это члены российского общества.
Иудаизм — религиозная система, возникшая на территории ; Палестины на рубеже II—I тысячелетия до н.э. Термин «иудаизм» происходит от названия еврейского племенного объединения Иуды, которое было самым многочисленным среди всех 12 еврейских племен («двенадцать колен израилевых»), а в конце XI века до н. э. стало господствующим племенем, поскольку в этот момент во главе сформировавшегося Израильско-иудейского государства стал выходец из этого племени царь Давид. Вероучение иудаизма изложено в ряде канонических документов: Священном Писании (Танах) и Священном Предании (Талмуд). Содержание Священного Писания известно широкому читателю по Ветхому Завету Библии — главной вероучительной книге иудаистов и христиан. Иудаизм называют национальной религией евреев. Историки отмечают, что формирование иудаизма как национальной религии евреев началось задолго до XIII века, когда их кочевые племена вторглись на территорию Палестины. Первоначально верования, ритуалы и обряды еврейских племен принципиально не отличались от верований, ритуалов и обрядов других народов, находящихся на аналогичной стадии развития. Знакомство с содержанием Ветхого Завета свидетельствует о сильном распространении и влиянии среди еврейских племен тотемистических, анимистических, магических верований и обрядов. Религиозно-культовая система того периода носила ярко выраженный политеистический характер. И лишь начиная с XIII века до н. э., после вторжения еврейских племен на территорию Палестины и формирования там еврейского государства, начинает складываться иудаизм как монотеистическая религия. Естественно, монотеизм не мог сложиться в одночасье. Формирование монотеизма заняло относительно длительный исторический период и предполагало существование каких-то переходных форм. Такой переходной формой на пути формирования монотеизма являлся генотеизм. Генотеизм предполагает существование у того или иного народа веры в одного Бога. У еврейского народа таким Богом был бог Яхве (Иегова). И вся религиозно-культовая деятельность, система социальных норм и социальных взаимодействий еврейского народа строилась вокруг этого Бога. Согласно библейскому повествованию, Бог Яхве через пророка Моисея предложил народу Израиля союз — «завет». Этот завет содержит два ключевых положения. Первое — евреи обязаны признать, что Бог Яхве — это не просто один из богов, пусть даже самый сильный и могущественный, но единственный Бог, творец и повелитель всего того, что происходит в природе, обществе и судьбе каждого человека. Второе — еврейский народ является избранным Богом Народом, Он будет находиться под особым покровительством всемогущего Бога до тех пор, пока останется ему верным. Эти два положения являются центральными в религиозно-культовой системе иудаизма. Несмотря на то, что в иудаизме Бог провозглашается творцом и управителем всего человечества, он подчеркивает, что еврейский народ — это особый, Богом избранный народ, народ — Мессия, призванный осуществлять особую цивилизаторскую миссию с целью установления на земле царства благоденствия, мира и справедливости. Казалось было бы логичным стремление представителей иудаизма выйти за рамки отдельного народа, распространяя свою веру среди других народов. Но иудаистское духовенство препятствует ассимиляции евреев.
Иудаизм ориентирует еврейский народ на этническую замкнутость. И это имеет свои негативные последствия, связанные с противопоставлением евреев другим народам. Но наряду с негативными моментами I эта ориентация явилась одной из причин исключительной жизнестойкости еврейского народа, на долю которого в истории выпали очень тяжелые испытания. Одним из таких испытаний явилось завоевание Палестины в 322 году до н. э. Александром Македонским. Это событие привело ко второму наиболее значительному расселению евреев в странах Восточного Средиземноморья. Иудейская война (66—73 гг. н. э.) закончившаяся поражением евреев, а также подавление антиримского восстания под предводительством Бар-Кохбы (135 г. н. э.) привели к массовой депортации евреев и их расселению по всему свету. В период расселения (диаспоры) создается Талмуд, который становится основой законодательства, судопроизводства и морально-этическим кодексом для верующих евреев. На основе Ветхого Завета и Талмуда функционирует иудаизм как сложный комплекс религиозных представлений и обрядов, морально-этических и правовых норм, регулирующих всю жизнедеятельность еврея как индивида, еврейского общества и государства.
3.2. Ветхозаветный иудаизм. 10 заповедей Ветхого Завета – морально этический кодекс иудея.
Десять заповедей пророк Моисей получил когда евреи вышли из египетского рабства и подошли в пустыне к горе Синай. Сам Бог написал Десять заповедей на двух каменных скрижалях (плитах). В первых четырех заповедях были изложены обязанности человека по отношению к Богу. В остальных шести заповедях излагались обязанности человека по отношению к его ближним. За нарушение многих заповедей, как например: за идолопоклонство, плохие слова против Бога, за плохие слова против родителей, за убийство и за нарушение супружеской верности - полагалась смертная казнь. В Ветхом Завете господствовал дух строгости и наказания. Но эта строгость была полезна для людей, так как сдерживала их плохие привычки, и люди мало-помалу стали исправляться. Большинство заповедей Ветхого Завета говорят, чего мы не должны делать.
Первой заповедью Бог указывает человеку на Самого Себя и внушает почитать Его. Богопочитание означает, что мы должны всеми своими поступками выражать свою веру в Бога.
Вторая заповедь была написана тогда, когда люди были очень склонны почитать разных идолов и обоготворяли силы природы: солнце, звёзды, огонь и т.д. Идолопоклонники сооружали себе идолов, изображающих их ложных богов, и поклонялись этим идолам. Идолопоклонством является чрезмерная привязанность к деньгам и богатству.
Третьей заповедью запрещается произносить имя Божие напрасно, без должного благоговения. Этой заповедью запрещается вообще легкомысленное и неблагоговейное отношение к имени Бога
Четвертой заповедью Бог повелевает шесть дней работать и заниматься своими обязанностями, а седьмой день посвящать Богу, т.е. в седьмой день совершать святые и угодные дела. Святыми и угодными Богу делами являются: забота о спасении своей души, молитва в храме Божием и дома, изучение Священного Писания и Закона Божия, размышления о Боге и о цели своей жизни, благочестивые разговоры о предметах христианской веры, помощь бедным, посещение больных и другие добрые дела. В Ветхом Завете праздновалась суббота в воспоминание окончания сотворения Богом мира.
Пятой заповедью Бог повелевает нам почитать родителей своих и за это обещает благополучную и долгую жизнь. Почитать родителей значит: любить их, быть почтительными к ним, ни оскорблять их ни словами, ни поступками, повиноваться им, помогать им в повседневных трудах, заботиться о них, когда они находятся в нужде, а особенно во время их болезни и старости, также молиться за них Богу как при их жизни, так и после смерти. Грех непочитания к родителям есть великий грех. В Ветхом Завете кто говорил плохие слова на отца или мать, тот наказывался смертью. Наряду с родителями мы должны почитать и тех, кто в каком-либо отношении заменяет нам родителей.
Шестой заповедью Бог запрещает убийство, т.е. отнятие жизни у других людей, а также и у самого себя (самоубийство) каким бы то ни было образом. Жизнь есть величайший дар, поэтому никто не имеет права этот дар отнимать. Самоубийство есть самый страшный грех потому, что в этом грехе заключается отчаяние и ропот на Бога. А кроме того, после смерти нет возможности покаяться и загладить свой грех.
Седьмая заповедь запрещает нарушение супружеской верности и всякую незаконную и нечистую связь. Вступившие в брак муж и жена дали обещание жить вместе всю жизнь и делить вместе как радости, так и горести. Поэтому этой заповедью Бог запрещает разводиться. Если у мужа и жены разные характеры и вкусы, они должны прилагать все усилия, чтобы сглаживать то, что у них разное, а единство семьи ставить выше личных выгод.
Восьмая заповедь запрещает кражу, то есть присвоение каким бы то ни было образом того, что принадлежит другим. Грехами против этой заповеди могут быть: Обман (т.е. присвоение чужой вещи хитростью), например: когда уклоняются от платежа долга, утаивают найденное, не разыскивая хозяина найденной вещи; когда обвешивают при продаже или дают неправильную сдачу; когда не дают положенную плату рабочему. Воровство - похищение чужой вещи.
Девятой заповедью Бог запрещает говорить ложь о другом человеке и запрещает вообще всякую ложь. Девятую заповедь нарушают те, кто: Сплетничает - пересказывает другим недостатки своих знакомых. Клевещет - сознательно говорит о других людях ложь с целью им повредить. Осуждает - производит строгую оценку человека, причисляя его к плохим людям.
Десятой заповедью Бог запрещает не только делать что-либо плохое другим, окружающим нас ближним, но запрещает плохие желания и даже плохие мысли по отношению к ним. Грех против этой заповеди называется зависть. Тот, кто завидует, кто в мыслях желает чужого, тот от худых мыслей и желаний легко может дойти и до плохих дел.
3.3. Процесс творческого взаимодействия противоположных идей и антагонистических тенденций в системе духовных ценностей иудаизма: этики и ритуала, универсализма и национализма, "избранности" еврейского народа (как носителя Божественного откровения) и равенства всех людей.
История иудаизма характеризуется непрерывным процессом творческого взаимодействия противоположных идей и антагонистических тенденций — этики и ритуала, универсализма и национализма, избранности еврейского народа как носителя Божественного откровения и равенства всех людей, созданных по образу и подобию Божьему, личного искупления и национального освобождения, беспрецедентной в истории преданности утраченной древней родине, стремления к возвращению в нее и приспособления к жизни в изгнании.
В одном из наиболее значительных произведений иудейского мистицизма, «Зогар» («Сияние»), говорится о трех элементах, связанных один с другим. Это Бог, Тора и Израиль. Несмотря на то что эти три идеи видоизменялись из века в век и что различия в акцентах действительно существуют в зависимости от культуры и точки зрения, тем не менее среди верующих имеется определенное единодушное мнение, что Бог, Тора и народ имеют первостепенное значение для иудаизма. Как иудейский теолог Льюис Якобе без лишних слов охарактеризовал это:
«Иудаизм без Бога — не иудаизм. Иудаизм без Торы — не иудаизм. Иудаизм без евреев — не иудаизм».
Разница между светским и религиозным иудаизмом может здесь оказаться весьма полезной. «Светский иудаизм» характеризует философию евреев, которые принимают определенные иудейские ценности и далее иногда в религиозных отправлениях, но не придавая им религиозного значения. Они могут называть себя иудеями и в то же время отвергать любую религиозную философию. Некоторые ученые с целью проведения четкой границы между одними и другими предлагают ввести в употребление новые термины. Например, Якоб Неснер предлагает слово «иудаист» для сравнения с евреем. Последний — это тот, кто принадлежит к этнической группе евреев. Под его еврейством подразумевается то, что есть еврейского в его культуре, в какой бы части света он ни жил. С другой стороны, «иудаист» — это еврей, который, кроме того, утверждает свое согласие с иудейской традицией важным и существенным образом. Неснер здесь различает еврейство и иудаизм, который он называет «иудейской традицией». В своей книге «Путь Торы: введение в иудаизм» он пишет:
«Еврейство соотносится с совокупностью черт, которые в различном обрамлении рассматриваются как характерные и особенные для евреев; однако эти черты могут иметь слабое (если вообще имеют) отношение к иудейской традиции. Иудаизм состоит из религиозной традиции, бережно хранимой в священных книгах, выраженной священными словами, поступками, образом жизни, принципами веры, собранными вместе под словом «Тора».
Отношение светского еврейства к месту религии в государственно-общественной жизни Государства Израиль также неоднозначно — от полного отрицания роли религии в становлении еврейского государства и его жизни до понимания Израиля как воплощения в светской форме религиозных чаяний сотен поколений евреев и стремления в наиболее полной мере использовать в строительстве национального государства религиозно-культурное наследие еврейского народа.
Такая поляризация взглядов является прямым продолжением полярной напряженности, характеризовавшей развитие иудаизма и находившей разрешение не только в теоретических дебатах, но и в эмоциональном опыте многих поколений евреев на протяжении всей еврейской истории, готовых на подвиг и самопожертвование в сознании возложенной на них миссии претворения идеалов, кажущихся утопией.
Лекция №6 (2 часа)
Тема: Формирование ценностей в иудаизме. Ч. 2
1 Вопросы лекции:
Дата добавления: 2015-12-08; просмотров: 927;