Социально-политические предпосылки возникновения буддизма и его ценностей.
Буддизм - одна из трех мировых религий, получившая распространение среди населения ряда стран Центральной, Восточной и Юго-Восточной Азии. По представлению буддистов, каждое существо, достигшее высшей святости, может стать Буддой, т.е. просветленным. Один из Будд, прозванный в его земной жизни Шакьямуни, поведал людям учение о спасении. Поэтому под термином “Будда” обычно подразумевается именно Шакьямуни. Буддисты верят, что после многочисленных (пятисот) предшествующих перерождений грядущий Будда решил, к радости всех богов, спуститься на землю и возвестить людям путь к спасению.
Буддизм возник в Индии, но после недолгого (по историческим меркам) расцвета у себя на родине был вытеснен индуизмом. Зато он легко проложил себе дорогу в других странах, возвысившись до уровня мировой религии. Этому способствовал ряд характеристик учения, которые можно отметить как отличительные черты всех мировых религий. Прежде всего, буддизм поставил во главе религии определенную личность в качестве жизненного образца и представителя благочестия. Серьезные и простые рассказы о святом человеке: как он нашел спасение и каким путем он шел, его речи к людям, полные мудрости, – все это оказывало совершенно иное влияние, чем гимны о богах и их судьбах, которые имели мистическое содержание и для большинства оставались наполовину непонятными. Люди научались верить в Будду и по этой вере основывать свою жизнь. В вероучении буддизма совершился переход от религиозного эгоизма к симпатии - буддист думает о спасении других, он знает сострадание к судьбам всего человечества. Ведь даже сам Будда не хотел тотчас же по достижении совершенства уйти в нирвану, так как имел намерение нести людям истину и жить для спасения многих. Религия буддизма не связана ни с какой национальностью, ни с каким мирским предназначением. В национальной религии - кто принадлежит к данному народу, тот и по своему рождению уже принадлежит к данной религии.
Вступление в буддизм обусловлено не рождением, а обращением - решением жить согласно истинам, провозглашаемым религией. Буддисты образуют не народ, а общину, связанную невидимой нитью веры. Все эти черты в полной мере присущи и другим мировым религиям. Подобные качества дали возможность распространиться по обширным многонациональным регионам, привлечь на свою сторону не только противников, но и бывших сторонников местных национальных религий. Но буддизм все-таки не может оспаривать пальму первенства у христианства, поскольку в его вероучении содержится многое из того, что составляет особенности восточного типа характера и мышления. Важнейшим положением вероучения буддизма является идея тождества между бытием и страданием. Буддизм не стал опровергать развитое брахманизмом учение о переселении душ, но внес в него существенные изменения. Если брахманы говорили о том, что путем различных для каждого сословия обрядов, жертв и молитв можно достичь “хороших перерождений”, то буддизм объявил всякое перерождение, все виды бытия неизбежным несчастьем и злом. Поэтому высшей целью буддиста должно быть прекращение перерождений и достижение нирваны, то есть небытия. Для большинства людей достичь нирваны сразу, в данном перерождении, невозможно. Следуя по пути спасения, указанному Буддой, живое существо обычно должно снова и снова перерождаться. Но это будет путь восхождения к “высшей мудрости”, достигнув которой, существо может выйти из круговорота бытия, завершить цепь своих перевоплощений. Буддисты признают возвещенные Буддой “четыре благородные истины”. Первая из них утверждает, что всякое существование есть страдание. Вторая, что причина страданий заложена в самом человеке: это его жажда жизни, наслаждений, власти, богатства, это привязанность к жизни в любой ее форме. Третья истина объявляет, что прекратить страдания возможно: для этого необходимо освободиться от жажды жизни, достичь состояния, при котором всякое сильное чувство отступает, всякое желание подавлено. Наконец, четвертая истина заключается в указании “благородного срединного восьмеричного пути”, состоящего из “праведного воззрения, праведного стремления, праведной речи, праведного поведения, праведной жизни, праведного учения, праведного созерцания, праведного размышления”.
3.2. Бернаресская проповедь Будды – основа этики буддизма.
Центр тяжести раннебудистского учения лежит в нравственной области, в нормах поведения человека. Через размышление и созерцание человек может достигнуть истины, найти правильный путь спасения и, соблюдая заповеди святого учения, достигнуть совершенства. Элементарные, обязательные заповеди для последователей Будды: не убивать ни одного живого существа, не брать чужой собственности, не касаться чужой жены, не говорить неправды, не пить вина. Для тех же, кто стремится достигнуть совершенства, эти пять запретов развиваются в систему гораздо более строгих предписаний. Например, запрет нарушения супружеской верности расширяется до требования полного целомудрия, запрет брать чужую собственность заменяется требованием отказа от всякой вообще собственности и т.д. Словом, выполнение моральных предписаний буддизма означало требование монашеского образа жизни.
Одна из важных заповедей буддизма – любовь и милосердие ко всем живым существам. Буддизм предписывает при этом не делать различия между ними и относиться с равным доброжелательством к добрым и злым, к людям и животным. Особая, исключительная привязанность к какому-либо отдельному человеку решительно осуждается. С другой стороны, буддистская любовь к живым существам – это не активная и деятельная любовь, а, скорее, пассивно-благожелательное настроение, непротивление злу, прощение обид. Последователь Будды ни в каком случае не должен платить злом на зло, ибо этим не уничтожаются, а лишь возрастают вражда и страдание. Нельзя даже защищать других от насилия, мстить за несправедливость, наказывать за убийство. Последователь Будды должен спокойно, терпеливо и бесстрастно относиться к злу, уклоняясь только от участия в нем.
Основу мировоззрения буддизма составляют так называемые «четыре возвышенные истины», в открытии которых и состояло «просветление» Будды Гаутамы.
Проповедь своего учения Будда начал с "четырёх благородных истин": о страдании и причине страдания, об устранения причины страдания и о пути к прекращению страданий. Говорил он своим ученикам (бхикшу): "А вот, бхикшу, благая истина о том, что существует страдание. Рождение - страдание, старость - страдание, болезнь - страдание, смерть - страдание; соединение с тем, что неприятно, - страдание; разъединение с тем, что приятно, - страдание; когда нет возможности достичь желаемого - это тоже страдание".
Согласно первой истине, всё существование человека есть страдание, неудовлетворённость, разочарование. Даже счастливые моменты его жизни в конечном итоге приводят к страданию, поскольку они связаны с "разъединением с приятным". Хотя страдание универсально, оно не является изначальным и неибежным состоянием человека, поскольку имеет свою причину - желание или жажду удовольствий, - которая лежит в основе привязанности людей к существованию в этом мире. Такова вторая благородная истина. Третья истина гласит, что причина страдания, поскольку она порождена самим человеком, подвластна его воле и может быть им же устранена - чтобы положить конец страданиям, надо прекратить испытывать желания. В четвёртой истине говориться о восьмеричном благородном пути: "Этот благой восьмеричный путь таков: правильные взгляды, правильные намерения, правильная речь, правильные действия, правильный образ жизни, правильные усилия, правильное осознание и правильное сосредоточение". Таким образом, восьмеричный путь включает три основные составляющие: культуру поведения (правильные мысль, слово, действие), культуру медитации (правильные осознание и сосредоточение) и культуру мудрости (правильные взгляды).
Из всех четырёх истин именно восьмеричный путь составляет главное своеобразие буддизма. Будда не просто говорит о возможности освобождения, но и указывает путь, следуя которому каждый человек собственными силами, без помощи Будды, способен достичь свободы и сам стать Буддой. Всё это очень отличается от других религий - ни одно религиозное учение не признаёт, что человек может своими усилиями сделать себя богоподобным существом. Встав на этот путь, можно прийти к высшей цели человека - выходу из круговорота перерождений (сансары), а значит к прекращению страданий и достижения нирваны. Следование только моральным заповедям приносит лишь временное облегчение.
Как мы уже говорили, в буддизме существует так называемый восьмеричный путь к истине, который описывает то, как люди должны жить. Буддизм отмечает, что если человек следует восьмеричному пути во всех его категориях, то он сможет достичь гармонии и счастья, достичь состояния нирваны.
Дата добавления: 2015-12-08; просмотров: 2487;