Классификация ценностей. Аксиология как философская теория ценностей.
Философское учение о ценностях и их природе называется аксиологией. Эта теория прошла исторический путь развития, равный философии в рамках которой она и сформировалась. В античной, а затем и в средневековой философии ценности отождествлялись с самим бытием, а ценностные характеристики включались в его понятие. Ценности, таким образом, не отделялись от бытия, а рассматривались как находящиеся в самом бытии.
Различные исторические эпохи и разные философские системы накладывают свой отпечаток на понимание ценностей. В Средние века они связываются с божественными сущностями, приобретают религиозный характер. Эпоха Возрождения выдвигает на первый план ценности гуманизма. В Новое время развитие науки и новых общественных отношений во многом определяют и подход к рассмотрению предметов и явлений как ценностей.
Ценности носят социальный характер. Они формируются на основе общественной практики, индивидуальной деятельности человека и в рамках определенных конкретно-исторических общественных отношений и форм общения людей. Ценности не возникают неизвестно откуда и не вкладываются в человека извне. Они формируются в процессе его социализации и носят динамический характер. В этой связи следует сказать, что весь жизненный опыт человека и система его знаний непосредственно влияют на характер его ценностей.
Классификация ценностей:
1) Ценности могут различаться по признаку – что оценивается и на основании чего нечто оценивается. В связи с этим выделяют:
а) предметные ценности – т.е. явления реальности, обладающие определенной значимостью для субъекта (к ним относят: природные объекты, процессы и явления; социальные объекты)
б) субъектные ценности – способы и критерии, на основании которых оцениваются те, или иные явления. (к ним относят: установки, императивы, запреты, цели, проекты, выраженные в форме нормативных представлений)
2) Ценности отличаются друг от друга и потому, с какой сферой социума они связаны. В связи с этим различают моральные, художественные, утилитарные, научные и иные ценности.
3) Ценности могут различаться по степени общности, т.е. по тому, что для какого количества субъектов то или иное явление обладает значимостью. (в связи с этим выделяют: групповые ценности (национальные, религиозные, этнические, возрастные) и общечеловеческие).
4) Ценности могут различаться по тому, насколько они признаются субъектом в качестве собственных целей и принципов или просто принимаются как нечто, диктуемое внешними обстоятельствами (в этой связи можно выделить: внешние и внутренние ценности).
5) Ценности различают и по тому, насколько они значимы для самих основ жизнедеятельности человека, для выражения сущности его потребностей и ориентации (в связи с этим выделяют: абсолютные или высшие ценности (константы); ситуативные, переходящие ценности или конкретно исторические формы ценностей и ценностных ориентаций (эмпирические переменные).
6) Ценности различают и по тем функциям, которые они выполняют. В связи с этим выделяют ценности, как способ ориентации, ценности как средство контроля в социальных группах, ценности как функционально необходимые нормы при создании и поддержании социального продукта и т.д.
Дата добавления: 2015-12-08; просмотров: 2438;