Политическая психология
Особое место в политическом сознании занимает политическая психология, под которой обычно понимается совокупность чувств, эмоций, переживаний, настроений, связанных с политическими явлениями.
Психологические моменты характеризуют важнейшие стороны политики: механизмы политической активности, направленность политического поведения, иррациональность политического выбора, настроения масс и т.п. Более того, политическая идеология оказывает активное влияние на политические поступки субъектов, только соединяясь с психологией людей. Политическая психология, следовательно, представляет собой практическое сознание, ту совокупность духовных образований, которые способствуют выработке у человека непосредственных мотивов и установок политического поведения. Если идеология является продуктом специализированного сознания, теоретической деятельности группы, то психология формируется в процессе непосредственной активности граждан, на основании их практического взаимодействия между собой и с институтами власти. Поэтому в содержании политической психологии доминирующую роль играют чувственные и эмоциональные элементы сознания, которые ориентируют ее, как правило, на отражение не столько перспективных, сколько насущных интересов людей.
Однако политическая психология — не просто важная и влиятельная форма политического сознания, она своеобразный универсальный измеритель всей политики в целом.
Политическая психология может выражаться как в более устойчивых формах (здравый смысл, психологический склад нации, нравы), так и в более подвижных, динамичных (переживания, настроения).
Элементы политической психологии:
— чувства и эмоции людей, создающие определенные мотивы их политической деятельности;
— индивидуально-психические свойства (воля, память и т.п.);
— физиологические механизмы, обусловленные врожденными качествами человека (наследственностью) и проявляющиеся в психофизических свойствах, регулирующих темперамент, демографические и половозрастные черты и т.д.
Таким образом, политическую психологию составляют и рациональные, и иррациональные духовные элементы, т.е. в ней соединяется логика социального взаимодействия и логика инстинктов. При таком сочетании человек может ориентироваться в политической жизни, используя не только приобретенные социально-психологические свойства, но и могучие иррациональные механизмы, первичные чувственные реакции (В.П. Пугачев, А.И. Соловьев).
Дата добавления: 2015-12-08; просмотров: 504;