ПРОТИВОЛОДОЧНЫЕ РАКЕТНЫЕ КОМПЛЕКСЫ
Как уже упоминалось, с появлением в 1950‑х годах атомных подводных лодок потребовались новые системы вооружения, способные поражать подводные цели на большой дальности. В СССР работы в этом направлении были начаты согласно постановлению Совета Министров от 13 октября 1960 года, которое, помимо всего прочего, предусматривало создание новых управляемых ракетных комплексов для вооружения надводных кораблей и ПЛ. Особую тревогу у советского руководства вызывали американские атомные подводные лодки, вооруженные баллистическими ракетами «Поларис А‑1», способные наносить из‑под воды удары по промышленным и военным объектам на территории СССР. Это заставило серьезно задуматься об организации противолодочной обороны (ПЛО), на что были брошены значительные средства.
Надо сказать, что этот период совпал с переменой взглядов руководства на роль Военно‑Морского флота: из строя начали активно выводиться крупные артиллерийские корабли, а взамен строились оснащенные первыми противокорабельными и зенитными управляемыми ракетами эсминцы, а также противолодочные вертолетоносцы и большие противолодочные корабли. Последние предназначались специально для слежения в Мировом океане за ракетными подводными лодками ВМС западных стран для их последующего уничтожения в случае войны. Оснащение таких кораблей противолодочными ракетными комплексами позволяло не только увеличить досягаемость огневого воздействия, но и значительно сократить время доставки боеприпаса в район подводной цели по сравнению с противолодочными торпедами, имеющими значительно меньшую скорость и дальность хода.
Первое поколение отечественных противолодочных ракетных комплексов (ПЛРК) создавалось с учетом активного внедрения во все виды вооруженных сил ядерного оружия, то есть в качестве боевой части предусматривался только «специальный» боеприпас – ядерная боевая часть (ЯБЧ). Исключение составлял малогабаритный комплекс «Пурга» с дальностью всего 8…9 км, разработка которого велась в ГСКБ‑47 и НИИ‑1, но в декабре 1964 года все работы по нему были прекращены.
Ракета со «спецбоеприпасом»
Пусковая установка РПК‑1 «Вихрь»
Первым ПЛРК, созданным для надводных кораблей под руководством Н.П. Мазурова, стал комплекс РПК‑1 «Вихрь» , принятый на вооружение в 1968 году. Головным разработчиком был НИИ‑1 ГКОТ (с 1966 г. – МИТ), помимо которого в создании комплекса принимали участие еще несколько организаций: НИИ‑6, НИИ‑9, НИИ‑2, ЦКБ‑209 и другие. РПК‑1 включал баллистическую неуправляемую твердотопливную ракету 82Р с ядерной боевой частью, двухбалочную наводящуюся пусковую установку МС‑18, устройство хранения и подачи боезапаса барабанного типа на 8 ракет и систему управления ПУСТБ‑1123 «Спрут» . В качестве носителей комплекса были выбраны противолодочные вертолетоносцы пр.1123, постройка которых началась с 1962 года.
Одиночная или залповая стрельба по ПЛ ракетами 82Р предусматривалась по целеуказанию от гидроакустического комплекса корабля или от внешних источников – палубных вертолетов, оснащенных ГАС, гидроакустических буев или других кораблей. Приборы системы управления (СУ) обрабатывали полученные данные и выдавали команды на наведение пусковой установки по азимуту и углу места. Дальность стрельбы составляла от 10 до 25 км, взрыв боевой части происходил после приводнения на глубине от 0 до 200 м, при этом подводная лодка уничтожалась на всех реальных глубинах погружения. При стрельбе на максимальную дальность расчетное круговое вероятное отклонение составляло 1200 метров, но это компенсировалось большим радиусом действия ядерного заряда. При необходимости стрельбу можно было вести и по надводным целям.
Серийное производство противолодочных ракет 82Р было начато в 1964 году, тогда же проходил и первый этап Государственных испытаний на полигоне с наземной пусковой установки и специально переоборудованном сторожевом корабле СКР‑1 проекта 159 на Черном море. Второй этап Государственных испытаний проводился уже на противолодочном крейсере «Москва» (головном пр.1123) с 1967 года, а через год комплекс «Вихрь» официально приняли на вооружение. Помимо двух кораблей пр.1123 его также получили три тяжелых авианесущих крейсера пр.1143, основная задача которых считалась борьба с подводными лодками в океанской зоне.
Если сравнивать боевые возможности РПК‑1 с его американским аналогом того же времени «Asroc» (1961 г.), то советский комплекс имел преимущество по дальности (25 км против 10). Но это справедливо только для варианта с ядерной БЧ, а если сравнивать с модификацией ПЛРК «Asroc», имевшей в качестве боевой части противолодочную малогабаритную торпеду (МГТ), здесь значительное преимущество оставалось за американцами, так как это уже было управляемое оружие. Советский же комплекс, по сути, представлял собой этакую «гигантскую ядерную РБУ», так как его ракета в полете не управлялась, а боевая часть была свободнопадающей. Именно поэтому РПК‑1 широкого распространения не получил, хотя полезная нагрузка ракеты позволяла оснастить ее МГТ, и в дальнейшем даже велись попытки разработать такой комплекс под шифром «Вихрь‑М», но к тому времени появились ПЛРК нового поколения.
Дата добавления: 2015-12-08; просмотров: 735;