Типология государства и права.
Типология - это классификация государств и правовых систем на основе общности их исторического развития и сходства основных, существенных признаков. Типология представляет собой деление государств и правовых систем по однородным группам и подгруппам.
Каждое государство и его система права имеют свою историю. Их развитие представляет собой постоянный, необратимый, естественно-исторический процесс. В истории цивилизации существовало, существует и будет существовать множество различных государств и правовых систем. Одни из них исчезали, другие появлялись. Этот процесс продолжается непрерывно. Каждое государство непрерывно изменяется, реформируется, совершенствуется. Данное развитие сопровождается коренными изменениями социальной природы, назначения, основных принципов организации и функционирования государственной власти.
Но, в то же время, у отдельных государств и правовых систем имеются существенное сходство, общие признаки, позволяющие науке объединить их в одну группу - исторический тип государства и права.
В развитии каждого государства и права наблюдаются объективные закономерности, познаваемые в результате научного поиска. В частности, существует определенная зависимость и соответствие между способом производства, экономикой, социальной структурой общества, уровнем духовной культуры, природно-климатическими, демографическими, территориальными и т.п. факторами, с одной стороны, и определенным типом государства и права - с другой.
Переход от одного исторического типа государства и права к другому носит объективный характер и включает эволюционные и революционные периоды.
В целом, развитие цивилизации идет по восходящей линии определяется термином «прогресс».
В науке общая теория права четко определилось две разновидности типологии государства: формационная и цивилизационная.
Формационная типология опирается на материалистическое понимание истории, где за основу принимаются экономические факторы. Государственные и правовые институты здесь признаются вторичными, производными от уровня производительных сил, то есть своеобразной политической надстройкой над экономическим базисом. Центральной категорией выступает общественно-экономическая формация - исторический тип общества, основанный на определенном способе производства. Каждой формации, кроме первобытнообщинной, соответствует свой исторический тип государства и права: рабовладельческий, феодальный, буржуазный (капиталистический) или социалистический. Причем каждый последующий тип государства и права прогрессивнее предыдущего.
В рамках формации выделяется господствующий тип собственности, обусловливающий экономическое и политическое господство определенного класса. Например, главный принцип организации и функционирования:
· рабовладельческого государства и права - частная собственность на средства производства и рабов;
· феодального государства и права - частная собственность феодала на землю и крепостная зависимость крестьян;
· капиталистического - формально-юридическое равенство всех граждан перед законом, включая свободу предпринимательства и частной собственности;
· социалистического - государственная собственность на средства производства.
Формационная типология отличается однобокостью и стремлением обосновать историческое развитие исключительно объективно-экономическими условиями производства. Формационная типология не учитывает в полной мере иные, неэкономические факторы в развитии государства и права. Это касается демографических, культурологических, социальных, географических и других моментов. Выстраивается жесткая схема исторического процесса, под которую подгоняются конкретные государства. Согласно данной типологии все государства без исключения должны следовать пяти этапам формационного развития. Но это справедливо лишь отчасти. История многовариантна, и многие государства вообще не имели в своем развитии отдельных формационных этапов, например, таких как рабство, социализм.
Основоположником цивилизационной типологии является английский историк А. Тойнби.
В основе цивилизационной типологии лежит совокупность самых разнообразных факторов, таких, как экономика, политика, демография, культура, религия, социальная и национальная структура населения, географические и природно-климатические особенности, уровень технического развития и др. Базовой категорией цивилизационной типологии выступает цивилизация как совокупность материальных, научных, политико-правовых, культурных и других достижений общества. Цивилизации отличаются друг от друга, прежде всего, культурным и историческим наследием, а также другими элементами, включая присущий каждой цивилизации тип государства и права.
А. Тойнби выделяет в мировой истории несколько десятков цивилизаций: египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, сирийскую и др. Цивилизации, по его мнению, не связаны между собой общими закономерностями и существуют автономно, лишь иногда взаимодействуя друг с другом.
Иногда выделяют христианские, исламские и традиционные цивилизации. Возможны классификации по технологическим критериям, например на аграрное, индустриальное и постиндустриальное (информационное) государство. Ряд западных ученых обосновывают деление государств на древние (древневосточные, древнегреческие, древнеримское и древнегерманские), средневековые и современные. Существуют и другие виды цивилизационных типологий.
Тема 3 «ФормА государства»
1. Понятие и структура формы государства. Факторы, обусловливающие форму государства.
2. Форма правления.
3. Форма государственного устройства.
4. Политический режим.
Дата добавления: 2015-11-06; просмотров: 714;