Понятие и сущность конституции. Возникновение конституции как учредительного акта.
По общепризнанному мнению, появление конституции относится к 18 веку и связано с эпохой буржуазно-демократических революций, с распадом феодального общества под натиском нарождающегося капиталистического строя.
Требовалась правовая форма защиты и охраны новых экономических структур. Такую роль мог выполнить только правовой акт, в общей форме определяющий основы устройства государства и общества, объективно поставленный выше власти короля, феодалов, олицетворяющий волю как бы всего общества, всей нации.
Конституция – это важнейший и основной политико-правовой нормативный акт (или ряд, совокупность, система таких актов), имеющий высшую юридическую силу и регулирующий основы устройства государства и его взаимоотношений с обществом и личностью (человеком и гражданином).
Идея писаной конституции впервые возникла в Англии, но не была воплощена в жизнь, и эта страна до сих пор не имеет писаной конституции как единого акта.
Практически первыми конституциями считаются Конституция США 1787 года, а также принятые в 1791 году Конституции Франции и Польши.
Наряду с термином «конституция» применялось на первоначальных этапах ее становления и наименование «основной закон».
Советские конституции воспроизводили оба эти термина и имели следующие наименования: Конституция (Основной Закон) РСФСР (1918 г.), Основной Закон (Конституция) СССР (1924 г.), Конституция (Основной Закон) СССР (193б г.), Конституция (Основной Закон) СССР (1977 г.).
Существует несколько теорий, касающихся понимания сущности конституции:
1. Трактовка сущности конституции как общественного договора. Предполагается, что все члены общества заключили договор, воплощенный в конституции, о том, на каких основах учреждается данное общество, по каким правилам оно живет. Конституция есть выражение суверенитета народа, проявление его единой воли.
2. Теологические теории видят сущность конституции в воплощении в ней божественных предписаний человеческому обществу о правилах жизни и считают, что в конституции выражаются идеи высшей справедливости, разума.
3. Представители школы естественного права полагают, что сущность конституции заключается в воплощении в ней многовекового опыта, постепенно складывающихся традиций данного народа.
4. Согласно Марксистско-ленинской теории, сущность конституции в том, что она выражает волю не всего общества, не всего народа, а только волю господствующего класса, т.е. является классовой по своей сущности.
В действующей Конституции Российской Федерации 1993 года заложены другие начала – не классовые, а общедемократические. По своему источнику, она является народной конституцией, поскольку принята народом на референдуме, а не установлена государством.
Общедемократическая сущность конституции предполагает, что полноправными гражданами являются все члены общества, как согласные с конституцией, так и несогласные с ней.
Таким образом, действующая Конституция Российской Федерации по своей сущности является конституцией демократического правового государства, воплощением воли многонационального российского народа, выраженной путем всенародного голосования, направленно и на учреждение таких основ жизни государства и общества, которые утверждают общедемократические принципы, исходят из признания высшей ценностью человека, его прав и свобод.
Дата добавления: 2015-11-06; просмотров: 3194;