Становление и развитие политико-правовой идеологии. Становление и развитие политико-правовой идеологии можно проследить, анализируя содержание политических и правовых учений с глубокой древности.
Становление и развитие политико-правовой идеологии можно проследить, анализируя содержание политических и правовых учений с глубокой древности.
Содержание политических и правовых учений определяется темами, выбранными для осмысления различными авторами. В их выборе существует некоторая закономерность. Темы формулируются мыслителями, включенными в определенную социальную среду (экономическую, культурную, политическую, правовую). Эта среда может существенно меняться от одной эпохи к другой, от одной страны к другой, поэтому политико-правовые учения развиваются неравномерно. Примерами особенно интенсивного развития политической и правовой мысли могут служить политические и правовые учения греческих софистов (V в. до н.э.) и французских просветителей (XVIII в.).
На фактор обусловленности политических и правовых учений социальной средой обратил внимание российский правовед Борис Николаевич Чичерин. Он считал, что в древнем мире не было церкви и гражданского общества в современном их понимании, а «политический союз был началом всего». Это нашло соответствующее отражение в политической мысли древних греков: «Государство представлялось древним философам естественным образованием, корни которого скрывались в глубокой древности». Этому тезису Б.Н. Чичерина вполне соответствует, например, представление Платона о том, что государство возникает в силу очевидности общественного разделения труда. Аналогичное понимание связи между жизнью древних греков и политико-правовыми учениями того времени можно обнаружить у американского исследователя В. Вильсона, впоследствии ставшего президентом США. Вильсон полагал, что «в Греции трудно найти следы политической мысли, стремящейся ограничить общественную власть во имя неотчуждаемых прав личности. Как в греческом, так и в римском представлении правительственная власть была столь же древней, как и само общество, она была его верным отражением и воплощением».
В эпоху Средних веков сформировалась христианская церковь. По мнению Б.Н. Чичерина, в это время «политическое мышление вращалось вокруг спора между светской властью и церковной». Следует признать, что политико-правовое учение Фомы Аквинского – яркое тому подтверждение.
В Новое время, считал Б.Н. Чичерин, в Западной Европе происходят существенные изменения: «Воздвигается новое государство, возвышаясь над церковью и гражданским обществом. Спор заканчивается в пользу светской власти. Исходная точка мышления иная, нежели в древнем мире. Мыслители Нового времени видели перед собой не веками установленный политический организм, а хаос средневековых сил, столкновение властей. Государство представлялось им необходимым выходом из анархии. Заботились об установлении первоначальных условий общежития, и прежде всего власти, охраняющей порядок. Эти условия они выводили логическим путем из требований разумного общежития». Основываясь на таком взгляде Чичерина, можно объяснить появление в XVI в. теории государственного суверенитета Бодена, в соответствии с которой средством преодоления средневекового хаоса во Франции могло стать только сильная государственная власть. Этот же взгляд Чичерина помогает понять то рациональное объяснение государства, который искали многие философы в XVII-XVIII вв. Эти философы (Гроций, Гоббс, Локк, Руссо и др.) сделали вывод: в основе государства лежит общественный договор.
Если попытаться объяснить специфику политического мышления в Европе в конце XIX – начале XX в., то можно, в частности, найти ответ на этот вопрос у французского ученого, профессора публичного права Карре де Мальберга (1861-1935), который в своей работе «К вопросу об общей теории государства» писал: «С 1871 по 1914 год мир должен был жить в условиях возрастающей угрозы немецкой гегемонии... Тем самым в милитаризованной Европе, всегда готовой вступить в войну, концепт государства главным образом развивался в направлении идей силы, могущества и, следовательно, господства над индивидами национального сообщества». Этот вывод Мальберга подтверждают, например, определение государства Энгельса, для которого оно выступало орудием господства одного класса над другим, или определение М. Вебера, для которого государство сводилось к монополии на легитимное применение физического насилия.
Лекция 2.
Политические и правовые учения Древней Греции (2 часа)
План
1. Учение Платона о государстве и законах.
2. Политическо-правовое учение Аристотеля.
Дата добавления: 2015-11-06; просмотров: 532;