МАССОВАЯ КУЛЬТУРА И ФОЛЬКЛОР
5.1. Массовая культура.В конце XIX-начале XX в. произошел революционный переворот в области распространения художественных произведений, значительно вырос круг потребителей культуры. Развитие книжного дела и периодической печати, появление многотиражных газет и журналов для всех слоев населения, изобретение радио и кинематографа обусловили нарастающую тенденцию формирования массовой культуры.Возник особый культурный пласт, напрямую связанный с рынком, предназначенный для употребления массами.
Большой популярностью у городских низов, в среде рабочего класса пользовались брошюры с примитивным занимательным сюжетом, описывающие картинные страсти. Огромной популярностью пользовались сентиментальное сочинение Прекрасная магометанка умирает на гробе своего мужа Н. Зряхова, лубочный детектив Ванька Каин М. Комарова, анонимное Убийство на дне моря и т.п. Для крестьян такие произведения оставались основным видом потребляемой литературы. Над страданиями их персонажей плакали, подвигами их героев восхищались, их читали вслух неграмотным односельчанам.
С одной стороны, распространение доступной и дешевой продукции массовой культуры расширяло возможности удовлетворения возрастающих культурных потребностей широких слоев населения. С другой стороны, массовая культуры формировала упрощенные нравственно-этических и эстетических представления.
5.2.Если предлагавшаяся обществу и находившая спрос массовая культура, по мнению многих современных философов и психологов, является выражением духовной несвободы, то фольклорвсегдабыл выражением духовной свободы народа. В эпоху технического прогресса фольклор отнюдь не утратил своего значения, но приобрел новые черты. Наиболее популярными его жанрами становятся байки и побасенки, частушки и анекдоты, фиксировавшие действительность наиболее прямо и непосредственно.
Итоги
Общие итоги.
6.1.1. Итоги развития российской культуры в конце XIX-начале XX в. со всей очевидностью свидетельствуют о ее расцвете, связанным как с определенной фазой собственного развития, так и с ускорением духовных, социальных, политических, экономических процессов в российском обществе и в мире.
6.1.2. В России произошла так же как и в Европе, произошла трансформация искусства, перешедшего от принципа отражения действительности к ее изменению, а затем к созданию новой художественной реальности.
6.1.3. При этом изменения были еще более активными, чем в Европе. Часто одни и те же художники за относительно короткий период своего творчества переходили от реализма к модерну, а затем авангардизму, в рамках которого создавали оригинальные направления.
6.1.4. В то же время культурный взрыв в России, где назревала революция, сопровождался появлением в творчестве некоторых философов, поэтов, художников ноток надрыва. При этом декадентские настроения, вызванные предчуствием социальных изменений, так же как развитие религиозно-философских идей, были характерны для всей европейской культуры того периода.
6.1.5. Как и в других странах в России рост грамотности и развитие культурных потребностей привел к формированию массовой культуры. Возрос спрос на массовую литературу упрощенного содержания, миллионы российских зрителей ежедневно смотрели кинофильмы аналогичного характера.
Дата добавления: 2015-11-01; просмотров: 801;