Второй этап существования «Мира искусства» – организационное слияние с московским «Союзом русских художников».
В 1910 г. была предпринята попытка вновь вдохнуть жизнь в «Мир искусства» (во главе с Рерихом). Третий этап: 1910 – 1924 – существование самостоятельного художественного объединения.
В среде живописцев в это время происходит размежевание. Бенуа и его сторонники порывают с «Союзом русских художников», с москвичами, и выходят из этой организации, но они понимают, что вторичное объединение под названием «Мир искусства» не имеет ничего общего с первым. Бенуа с грустью констатирует, что «не примирение под знаменем красоты стало теперь лозунгом во всех сферах жизни, но ожесточенная борьба». К «мирискусникам» пришла слава, но «Мира искусств», по сути, уже не было, хотя формально объединение существовало до 1924года – при полном отсутствии цельности, на безграничной терпимости и гибкости позиций, примиряя художников от Рылова до Татлина, от Грабаря до Шагала.
Второе поколение «мирискусников» менее занято проблемами станковой картины, их интересы лежат в графике, в основном книжной, и театрально-декоративном искусстве, в обеих сферах они произвели настоящую художественную реформу. Во втором поколении «мирискусников» были и крупные индивидуальности (Кустодиев, Судейкин, Серебрякова, Чехонин, Григорьев, Яковлев, Шухаев, Митрохин и др.), но художников-новаторов не было вовсе, ибо с 1910-х годов «Мир искусства» захлестывает волна эпигонства. Поэтому при характеристике «Мира искусства» речь пойдет в основном о первом этапе существования этого объединения и его ядре – Бенуа, Сомове, Баксте.
Ведущим художником «Мира искусства» был КОНСТАНТИН АНДРЕЕВИЧ СОМОВ (1869–1939).
Родился в Петербурге 18 (30) ноября 1869 в семье известного историка искусства А.И.Сомова, который долгое время был старшим хранителем Эрмитажа. В 1888-1897 учился в петербургской Академии художеств, где занимался, в частности, в мастерской И.Е.Репина. В 1897-1899 посещал в Париже школу-студию Ф.Коларосси; в этот период познакомился с А.Н.Бенуа и рядом других "мирискусников". Испытал большое влияние графики западного модерна (О.Бёрдсли), а также живописи французского рококо. Был членом объединения "Мир искусства".
Сомов проявился в портрете художницы Мартыновой («ДАМА В ГОЛУБОМ», 1897–1900, ГТГ), где он создает поэтическую характеристику хрупкой, анемичной женской красоты декадентского образца, отказываясь от передачи реальных бытовых примет современности. Он облачает модели в старинные костюмы, придает их облику черты тайного страдания, грусти и мечтательности, болезненной надломленности.
Сомову принадлежит серия графических портретов его современников – интеллектуальной элиты (написанные в смешанной технике портреты А.А.Блока, М.В.Добужинского, М.А.Кузмина, Е.Е.Лансере, Ф.К.Сологуба, 1907-1910), в которых он употребляет один общий прием: на белом фоне – в некой вневременной сфере – рисует лицо, сходство в котором достигается не через натурализацию, а смелыми обобщениями и метким отбором характерных деталей.
Раньше всех в «Мире искусства» Сомов обратился к темам прошлого, к интерпретации «галантного» XVIII века, воскрешая жеманный мир придворных балов и маскарадов(«Письмо», 1896; «Конфиденции», 1897; «Вечер», 1900-1902; «ЗИМА. КАТОК», 1915; «ЯЗЫЧОК КОЛОМБИНЫ» 1915), явившись предшественником версальских пейзажей Бенуа.
Пасторальные и галантные празднества полны едкой иронии, душевной опустошенности, даже безысходности («Осмеянный поцелуй», 1908, ГРМ; «Прогулка маркизы», 1909, ГРМ; «ПЬЕРО И ДАМА», 1910). Любовные сцены из XVIII – начала XIX в. даны всегда с оттенком эротики. Последнее особенно проявилось в его фарфоровых статуэтках, посвященных призрачной погоне за наслаждениями.
Историзм «мирискусников» был бегством от действительности. Не прошлое, а его инсценировка, тоска по невозвратимости его – вот основной их мотив. Не истинное веселье, а игра в веселье с поцелуями в аллеях – таков Сомов.
Свободно работая в разных техниках, Сомов как художник-оформитель внес выдающийся вклад в искусство книги, где свойственный его манере привкус черного гротеска проступил еще острее. Исполнил целый ряд обложек и фронтисписов к изданиям символистской поэзии (книгам К.Д.Бальмонта, Блока, В.И.Иванова и др.); из его иллюстративных циклов наиболее известны "Граф Нулин" А.С.Пушкина (1899), "Невский проспект" и "Портрет" Н.В.Гоголя (1901), "Книга маркизы" Ф.фон Блей (1908) (вышедшая в полном "эротическом варианте" в 1918). Создавал также изысканно-"рокайльные" эскизы фарфоровых статуэток ("Дама, снимающая маску", 1906; и др.).
Выехав в 1923 в командировку в Нью-Йорк, художник в 1925 обосновался во Франции, где жил в столице, а летом на ферме Гранвилье в Нормандии. По-прежнему плодотворно работал как живописец и график-станковист, равно как и иллюстратор: циклы "Манон Леско" А.Прево (1926) и "Дафнис и Хлоя" Лонга (1930). Умер Сомов в Париже 6 мая 1939.
АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ БЕНУА (1870–1960)был идейным вождем «Мира искусства»,обладалнеобычайно разносторонним талантом. Живописец, график-станковист и иллюстратор, театральный художник, режиссер, автор балетных либретто, теоретик и историк искусства, музыкальный деятель, он был, по выражению А. Белого, главным политиком и дипломатом «Мира искусства».
Происходивший из высшего слоя петербургской художественной интеллигенции (композиторов и дирижеров, архитекторов и живописцев), он учился сначала на юридическом факультете Петербургского университета.
Как художника его роднят с Сомовым стилизаторские тенденции и пристрастие к прошлому («Я упоен Версалем, это какая-то болезнь, влюбленность, преступная страсть... Я совершенно переселился в прошлое...»). В версальских пейзажах Бенуа слились историческая реконструкция XVII века и современные впечатления художника, его восприятие французского классицизма, французской гравюры.
Отсюда четкая композиция, ясная пространственность, величие и холодная строгость ритмов, противопоставление грандиозности памятников искусства и малости человеческих фигурок, являющихся среди них только стаффажем (1-я версальская серия 1896–1898 гг. под названием «ПОСЛЕДНИЕ ПРОГУЛКИ ЛЮДОВИКА XIV»).
Во второй версальской серии (1905–1906) ирония, которая свойственна и для первых листов, окрашена почти трагедийными нотами («ПРОГУЛКА КОРОЛЯ», к., гуашь, акв., золото, серебро, перо, 1906, ГТГ).
Дата добавления: 2015-10-30; просмотров: 916;