Загадка напольного гетмана.
Исусствоведы до сих пор не могут решить кто изображен на портрете И. Никитина. Было высказано много мнений, выдвинуто много гипотез. Однако бесспорно одно: “Портрет напольного гетмана” – шедевр И. Никитина. Предлагаемый ниже отрывок из книги Н. М. Молевой “Иван Никитин” рассказывает историю одного исследования портрета.
Кажется, название “Напольный гетман” говорит достаточно: “Гетман” указывает на Украину, “напольный” расшифровывается как начальник полевых войск действующей армии. Относительно недолгих лет правления Екатерины это равносильно прямому указанию на конкретного человека, и тем ни менее история картины – история бесчисленных предположений.
История сохранила внешний облик всех гетманов. Их портреты писались не раз, но установить личность изображенного путем простого сравнения с другими его портретами далеко всегда не легко. Разные годы написания, разные условия, особенности душевного состояния самой модели, художника, делают живописное изображение одного и того же лица совершенно не похожим.
На упорные расспросы о “Напольных” гетманах историки гетманщины отвечали категорическим отрицанием: так, украинскаие военоначальники никогда и ни при каких обстоятельствах не назывались. Вывод? Обратиться к Польше: польская армия имела “напольных” гетманов. Действительно, почему Украина? Старый, усталый человек с невидящим взглядом, чуть прикрытыми покрасневшими веками глаз, глубоко опавшими уголками рта, мог быть кем угодно – украинцем, поляком, русским – слишком портрет его душевного состояния доминировал над всеми его чертами, в том числе этническими.
Одежда никитинской модели вызывала особое недоумение. Серый, грубого сукна кафтан с алыми обшитыми позументом нашивками, на первый взгляд кажется военной формой. Но, по утверждению историков военного костюма, подобной формы ни в украинских, ни в польских, ни в русских войсках не существовало.
И все-таки, происхождение слова “гетман” стоило выяснить. Задача облегчалась тем, что после дворцовых кладовых никитинский портрет неизменно находился в Академии художеств. Я обратилась к рукописным каталогам академического собрания и неожиданно получила быстрый для исследователя ответ. И какой! “Гетман наполно неоконченный”. Никакого загадочного термина, никакого нового понятия – просто недописанная полностью незаконченная картина. Просто! Но почему же об этом обстоятельстве забыли последующие поколения?
Редчайшая случайность позволила ответить на этот вопрос. В каталоге 1773 года, более кратком, та же картина обозначалась почти по-прежнему и совершенно иначе: “Гетман наполно”. Получившийся вариант можно было бы читать как полный – в рост – портрет, но никитинское изображение поясное, даже скорее погрудное. Подобное противоречие наталкивало на мысль, что речь идет не о портрете, а о модели. Но все ли выяснено? Почему портрет, который захотела и иметь Екатерина должен быть непременно портретом гетмана – не больше, не меньше. Почему только высокий ранг мог зародить у царицы желание запечатлеть человека, оставить память о нем? Заказывала же Екатерина в те годы портрет просто певчего Конона Карпова.
Современники вспоминали как царевны могли часами слушать полуслепого бандуриста, с гордостью предлагая его искусство гостям. Среди многочисленных паридворных муузыкантов Анны Иоановны были особо ею любимые бандуристы. Петр I, Меньшиков увлекались пением выходцев с украины, так нельзя ли хотя бы в качестве рабочей гипотезы, что и Никитину пришлось писать не высокопоставленного, а самого рядового украинца, возможно музыканта или певца. За это говорит и костюм, слишком простой для именитого человека, и неожиданная его небрежность, и отсутствие парадности.
И еще один довод. В описаниях дворцового имущества Екатерины I и Анны Иоановны картины с названием “Гетман” встретить не удалось. Зато там был “малороссиянин”. И хотя совпадение раазмеров еще недостаточно, чтобы утверждать его идентичность с никитенским холстом, это одно из возможных решений.
После смерти Петра в жизни Никитина произошли трагические события. В 1732 году, оказавшись замешаным в политические распри. он был арестован и содержался в Петропавловской крепости, а в 1737 был сослан в Сибирь. Умер по пути из ссылки в 1742 году. Где похоронен - неизвестно.
9.2 Андрей Матвеев
Сведений о жизни и деятельности немного. Неизвестно его поисхождение и отчество.Большинство его работ недошло до нас. Насчитываетсяоколо 10 произведений станковой живописи, бесспорно принадлежащихкисти Матвеева,
Первые документальные сведения относятся к 1716 году. когда его, наряду с Никитиным, отправили для учения за границу. После 6 лет ученичества в Амстердаме у портретиста Арнольда Боонена, Матвеев уехал во фландрию,что бы продолжить обучение в Антверпенской Академии художеств овладеть мастерствм более широкого профиля.
МАТВЕЕВ Андрей Матвеевич (между 1701-1704 - 1739) – живописец, портретист.
Талантливый мальчик был пенсионером Петра I, который в 1716 г. отправил Матвеева совершенствовать свое мастерство в Нидерланды – сначала в Амстердам, затем в Антверпенскую АХ (1725-1727).
В 1727 г. возглавил «живописную команду» при Канцелярии от строений в Петербурге. Выполнял декоративные росписи в Петербурге, в том числе в Петропавловском соборе, и в Москве, а также станковые композиции, иконы.
К сожалению, многое из художественного наследия Матвеева утрачено. В историю русского искусства он вошел как автор нескольких прекрасных портретов, отличающихся естественной непринужденностью композиции и правдивостью индивидуальных характеристик. Среди этих полотен – портреты И. А. и А. П. Голициных (оба - 1728).
В 1729 г. Матвеев создал уникальное для XVIII в. Произведение – «Автопортрет с женой». Это первый в русском искусстве парный портрет и автопортрет. Впервые предметом изображения становятся нежно-любовные отношения между супругами.
Сегодня Матвееву со значительным основанием приписывают ряд крупных работ: плафон Сенатского (ныне Петровского) зала в здании Двенадцати коллегий, композиции на религиозную тему «Моление о чаше», «Сретение», «Благовещение», «Рождество Христово» и некоторые другие. В его картинах всегда присутствует теплота, сдержанность и серьезность, хотя и нет виртуозной легкости и блеска ведущих западноевропейских мастеров.
Несмотря на долгие годы, проведенные за границей, Матвеев остался глубоко русским художником. Его искусство и педагогическая деятельность заложили основы русской художественной школы.
В1725 году он послал ко двору Екатерины1 один из своих "плодов учения". Возможно это была "Аллегория живописи" (ГРМ) - первая из дошедших до нас картин Матвеева.
К этому же периоду относится "Венера и Амур", которая вероятно была выполнена как задание по композиции, поставленное перед учениками Академии.
Во время пребывания за границей,а может и позднее Матвеев создал Портрет Петра I (ГЭ)
Рисунок 55. А.Матвеев. Портрет Петра I
Художник вернулся в Петербург в1727 году, где был зачислен в штат канцелярии от строений, учреждения, созданного еще пр Петре1.
Матвеев вошел в состав живописной команды, но вскоре возглавил ее.
Матвеев наладил систему обучения в "живопаисной "команде, тем самым эти курсы стали прообразом классов будущей Академии художеств.
Расцвет творчества Матвеева-портретиста пиходится на первые пять лет пребывания на родине.
В 1728 году созданы портреты И.А.Голицина и А.П.Голициной (Собрание Голицина. Москва.)
Предположительно в 1728 году он создает" автопортрет с женой"
Рисунок 56. А.Матвеев. Автопортрет с женой. (1729? ГРМ)
Предположительно портрет создан в год женитьбы на Ирине Антроповой.
Видимо написан за один сеанс.
Особое место в жанре портрета занимает автопортрет. Никого лучше чем самого себя человек не знает, и рассказать о себе лучше самого не расскажешь.
(Автопортрет в русском и советском искусстве. Нач. вступ статьи.)
Состоя в Канцелярии от строений А Матвеев оказался в самом центре работ по оформлнению многих здание Петербурга:
Творчество развивалось в сотрудничестве с Трезини и Земцовым.
Участвовал в оформлении Петропавловского собора.
в 1730-х годах работал по росписи здания 12 коллегий.
Был занят в росписи в зимнем и летних дворцах.
Умер Матвеев 23 апреля 1739 года.
Дата добавления: 2015-10-29; просмотров: 2267;