М.И.Махаев. (1718-1770)
Михаил Иванович Махаев родился в 1718 году а Петербурге. В одинадцатилетнем возрасте поступил в Академию математических и навигационных работ, где получил начальные знания в математике и геометрии. В 1731 году переведен в инструментальную мастерскую по изучению новых тогда приборов - теодолитов. Вскоре перевели на изучение изготовления литеров и гравировке карт. Тем временем он сам изучил по книгам законы перспективы, немецкий, посещал уроки рисования с натуры.
К 1740 году Махаев стал лучшим "литерным" специалистом в Академии наук.
Махаеву было поручено гравировать тексты на щитах гробницы Александра Невского, хотя он был подмастерьем.
В 1748 году Махаев стал обучаться правилам перспективы у ведущих мастеров Академии, принял участие в составлении юбилейного альбома с видами города. План и альбом были отпечатаны в 1753 году.
В 1756 году Махаев получил звание мастера. Все годы работы он выполнял рисунки и перспективы во всех царских резиденциях. в Петербурге и Москве. Его рисунки имеют неоценимое значение в истории изучения архитектуры.
Талант художника и тяжелый труд не принесли ему материального благосостояния. Жил он на 15 линии Васильевского острова, по тем временам "глухая окраина". Когда он умер в 1770 году, его жена и двое детей остались без средств.
Рисунок 37. Проспект по реке Фонтанке от Грота и Запасного дворца. Гравюра Г. А. Качалова по рисунку М. И. Махаева. 1753.
Этот лист очень красив по техническим данным и по колористической гамме. Справа – зеленые кусты деревьев Летнего сада и Грот – павильон, отделанный внутри туфом и раковинами. Слева, на берегу Фонтанки, видна небольшая часть деревянного, так называемого Запасного, дворца или двора, включавшего ряд построек: сюда привозили припасы для нужд Летнего дворца, излишние же продукты продавались жителям по дешевым ценам. Дальше, на берегу Фонтанки, - двухэтажный дом Олсуфьева, перестроенный в 1770-х годах в «Придворный прачечный дом». Он также не сохранился до наших дней. Гравюра Г. Качалова по рисунку М. Махаева позволяет нам представить себе облик города середины XVIII века. (см.: Виды Петербурга и его окрестностей середины XVIII в. Гравюры по рисунками М. И, Махаева. Составитель альбома и автор текста Г. Н. Комелова. Л., 1968).
Рисунок 38. Государственных коллегий и части гостиного двора. 1753. Гравюра по рисунку Махаева.
Вдоль всего западного фасада здания коллегий, выходящего во двор, в 18 веке проходила открытая каменная галерея, где предполагалось разместить лавки. Вдоль другого, восточного фасада был вырыт канал, соединяющий большую и малую Неву, предназначенный для подвоза товаров к гостиному двору. Построенный в 1730 году канал просуществовал очень недолго. На гравюре мы видим его частично засыпанным.
На открытой площади перед зданием коллегий художник множество народа, повозок, экипажей, карет, показывая значение площади, являющейся центром города.
Любопытна сценка на среднем плане у высокого столба - своеобразного лобного места Петербурга - большая толпа, в центре ее глашатай, читающий указ под барабанный бой какой-то указ. Известно, что на площади устраивались публичные наказания "... На Васильевском острову, противу коллегий чинена будет экзекуция", газетное объявление.
Справа видно, не сохранившееся до наших дней, здание Гостиного двора, построенного по проекту Трезини в 1723-17735 годах. Это было большое двухэтажное здание, имевшее форму неправильного пятиугольника, в первом этаже которого размещались склады. Васильевский остров был центром и гостиный двор был портовым.
Дата добавления: 2015-10-29; просмотров: 1010;