Летний сад и летние петербургские увеселения при Петре Великом.
Автором очерка «Летний сад» является Сергей Николаевич Шубинский (1834-1913), журналист, историк, редактор популярных в то время журналов «Древняя и Новая Россия» и «Исторический вестник». Его работы, не претендующие на самостоятельное творчество, основаны на изучении оригинальных источников.
При Петре I Летний сад был весьма обширен. У самой Невы, на месте нынешней набережной, были выстроены три длинные деревянные галереи со спусками к воде; в средней из них стояла на высоком пьедестале превосходная мраморная статуя Венеры. От этой галереи вдоль всего сада шла главная, весьма широкая аллея. В ней были сделаны две площадки с красивыми фонтанами. Первая площадка называлась дамской, потому что здесь обычно, в жаркие дни, сидела императрица со своими дамами; вторая носила название шкиперской и была любимым местом Петра. Слева от площадки находится огромный птичник. Тут были орлы, черные аисты, попугаи, фазаны. Здесь, впрочем, содержались и некоторые животные: медведи, волки, шакал, олень, серна, синяя лисица, большой еж. Звери тихого нрава выпускались гулять по всему саду Против птичника был устроен мраморный фонтан, а сзади него оранжерея. На другой стороне шкиперской площадки, недалеко от статуи, стояла маленькая беседка, окруженная водой, в ней всегда проводил время Петр, когда желал остаться один. Далее, влево от беседки, находился обширный грот. Перед гротом, на большом лужке, были размещены искусно выбитые из меди и олова фигурные изображения эзоповых басен с написанными снизу их толкованиями. От грота, вплоть до дворца, тянулась дубовая роща. Сам дворец уцелел почти в том виде, каким был и при Петре I.
При Петре в Летнем саду почти каждую неделю происходили гулянья, на которые были обязаны являться без исключения все петербургские жители высшего и среднего сословий. В назначенный день по сигналу пушки все чиновные особы, дворяне, канцелярские служители, корабельные мастера и даже иностранные матросы должны были спешить в сад. С наступлением вечера сад освещался разноцветными фонарями, и начинались танцы на дамской площадке, а в дурную погоду – в средней галерее. Гулянье кончалось обыкновенно фейерверком или, как называли его тогда, «огненной потехой».
Любимой забавой Петра было катание на лодках. В то время на Неве не существовало ни одного моста. Государь раздал петербургским жителям для переправы суда: вельможам было подарено по яхте, по буеру и по две шлюпки, прочим жителям меньше, смотря по чину. В назначенный для катанья день все суда, принадлежащие придворным лицам, должны были к известному часу собираться близ крепости. По пушечному выстрелу вся флотилия выступала в поход. Адмирал Апраксин открывал шествие. Потом следовала императорская шлюпка, где находилась государыня; рулем правил сам Петр, одетый в белое матросское платье. За этой шлюпкой плыли остальные, без разбора.
Рисунок35. Усадьба А. Д. Меньшикова. Фрагмент гравюры “Васильевский остров при Санкт - Питербурхе”. А.Ф.Зубов. 1714
5.4 Значение панорам М.И.Махаева в изучении истории архитектуры
Еще один мастер, рисунки которого стали ценнейшим материалом для последующих исследователей архитектуры Петербурга.
Рисунок36. Петербург. Невский проспект. Гравюра по рисунку М.И.Махаева 1753
Дата добавления: 2015-10-29; просмотров: 945;