Предметный указатель. 27 страница
[270] АЛГОРИТМ (от имени среднеазиатского математика VIII–IX вв. аль-Хорезми) – в математике: точное предписание для выполнения «вычислительного» (комбинаторного) процесса. Обычно подразумевается, что А. служит методом решения однотипных задач, бесконечно различающихся исходными данными. А. являются, напр., осваиваемые в начальной школе правила сложения, вычитания, умножения и деления столбиком; первоначально А. как раз и назывались правила счета в позиционной десятичной системе, о которой европейцы узнали из перевода (XII в.) трактата аль-Хорезми. Однако современное понятие А. даже в математике не ограничивается выполнением операций с числами. В широком смысле алгоритмическими м. б. самые разнообразные виды управляемых операций (действий, процедур). В психологии и искусственном интеллекте существенное значение имеет противопоставление алгоритмических и эвристических методов (процессов) решения задач. В отличие от А. эвристики не являются точными, полными и надежными предписаниями. (Б. М.)
[271] МОДАЛЬНОСТЬ (англ. modality) – термин, означающий в литературе по психологии и физиологии принадлежность к определенной сенсорной системе (анализатору) и использующийся для обозначения, характеристики или классификации ощущений, сигналов, стимулов, информации, рецепторов, расстройств (напр., модально-специфические расстройства памяти). Так, сигнал, несущий одну и ту же информацию, но предъявленный на световом табло или в виде звукового раздражителя, имеет, соответственно, разные модальности – зрительную и слуховую.
[272] ЗРЕНИЕ (англ. vision) – способность получать и извлекать информацию о мире из энергии электромагнитного излучения светового диапазона; сложный комплекс процессов в зрительной системе, начинающихся с трансформации световой энергии в фоторецепторах и завершающихся зрительными ощущениями и восприятиями. Видимым участком спектра электромагнитного излучения считается полоса с длинами волн приблизительно в пределах от 380 до 760 нм. Развитие З. тесно связано с совершенствованием функций ц. н. с. Как средство познания З. достигло наибольшего развития у человека, где оно обеспечивает поступление свыше 90 % всей информации об окружающем мире.
В зрительной системе человека различают: 1) периферический отдел – глаз (пара глаз), с его оптической системой, внешними глазными мышцами и рецепторным аппаратом – сетчатой оболочкой (сетчатка, ретина); 2) афферентные пути (зрительные нервы и тракты, сияние Грациоле); 3) подкорковые центры (латеральные коленчатые тела, верхние бугры четверохолмия и др.); 4) зрительные центры коры больших полушарий мозга (17-е, 18-е и 19-е поля Бродмана). В состав зрительной системы входят и эфферентные зрительные пути, обеспечивающие движения глаза. Зрительная система находится под активирующим влиянием ретикулярной формации. Важное значение для З. имеют оптическая система глаза (роговица, или роговая оболочка, зрачок и радужная оболочка, хрусталик, стекловидное тело), формирующая изображение объектов внешнего мира на сетчатке, а также вспомогательный и защитный аппараты глаза: веки, ресницы, орбиты, слезный аппарат, система кровоснабжения и др.
Зрительные процессы возникают в результате воздействия видимого света на фоторецепторы сетчатки (палочки и колбочки). У человека сетчатка содержит ок. 120 млн палочек и 7 млн колбочек (ок. 160 тыс. рецепторов на 1 мм2). В свободной от палочек фовеальной области (фовеоле) находится примерно 25 тыс. колбочек. Фоторецепторы были открыты Тревиранусом (1835), но идею 2 типов фоторецепторов обосновал Макс Шульце (1866), выдвинувший теорию двойственности зрения. Согласно этой теории, палочки и колбочки имеют разные функции: палочки являются аппаратом ночного ахроматического зрения, колбочки – дневного цветового зрения. Для возникновения возбуждения в нейронах сетчатки необходимо, чтобы энергия, попадающая на сетчатку в виде квантов света (фотонов), была поглощена зрительными пигментами фоторецепторов: палочковым пигментом родопсином, или, иначе, зрительным пурпуром, и колбочковыми пигментами (иодопсином и др.). Фотохимические изменения в этих пигментах дают начало зрительному процессу, который на всех уровнях зрительной системы проявляется в виде электрических потенциалов (см. Электроретинография, Электроокулография, Электроэнцефалография.)Сетчатка — это сложная оболочка, в которой выделяют 10 слоев; основными ее элементами являются нервные клетки. Первичная переработка зрительной информации осуществляется уже в сетчатке. Кроме рецепторов в сетчатке имеется несколько типов нейронов – это горизонтальные, биполярные, амакриновые (они входят в 6-й слой, который называется «внутренний ядерный слой») и ганглиозные клетки (8-й слой). Аксоны последних в количестве ок. 1 млн образуют оптический (зрительный) нерв; то место в сетчатке, где собираются и выходят из глаза волокна оптического нерва, называется оптическим диском, здесь нет фоторецепторов, а в поле зрения ему соответствует участок, получивший название слепое пятно (естественная скотома).
Механизмы трансформации нейрофизиологических процессов в световые ощущения и зрительные восприятия неизвестны. Зрительные ощущения человека, как правило, включены в контекст предметного восприятия и в чистом, изолированном виде не возникают (еще Вундт называл чистое ощущение абстракцией); они почти всегда опосредуются более высокими по уровню развития психическими процессами, единство которых со зрительными ощущениями в деятельности человека и образует зрительное восприятие.
Основная зрительная функция – световая чувствительность. Абсолютная световая чувствительность определяется как величина, обратная величине абсолютного порога, т. е. наименьшей величине светового раздражителя, при которой уже возникает ощущение. Абсолютная световая чувствительность очень высока: достаточно, чтобы сетчатка абсорбировала всего несколько квантов света, чтобы возникло зрительное ощущение; ее измерения проводят в полной темноте, когда закончится процесс темновой адаптации (см. Адаптация зрительная, Адаптация сенсорная).
Др. важный показатель З. – минимальное видимое различие 2 стимулов (по к.-л. их свойствам); он характеризует дифференциальную (разностную) чувствительность (см. Дифференциальный порог). Относительный разностный порог по яркости примерно равен 1 % (см. Контраст яркостный).
Зрительные пороги – величины изменчивые, зависящие от действия многих внутренних и внешних условий, в частности, от адаптации одновременного действия нескольких световых стимулов на сетчатку (см. Маскировка зрительная), последействия световых раздражителей (последовательные образы), взаимодействия органов чувств. Зрительные пороги зависят также от возраста, общего состояния организма, нормального или патологического состояния органа З.
Различают 3 основных вида З.: фотопическое, или дневное; мезопическое, или сумеречное; скотопическое, или ночное. Фотопическое З. осуществляется с помощью колбочкового аппарата, при полной световой адаптации к яркости фона, превышающей 10 нит. Его характеризует относительная видность монохроматических излучений (иначе говоря, нормированная кривая спектральной чувствительности) для дневного З., принятая МКО (1924). Скотопическое З. осуществляется с помощью палочкового аппарата, при полной адаптации к темноте или же яркости фона, не превышающей 0,01 нит. Его характеризует относительная видность монохроматического излучения для ночного З., принятая МКО (1951). Мезопическое З. – промежуточное между дневным и ночным, когда функционируют рецепторы обоего типа.
При фотопическом З. наибольшая острота зрения имеется в центральном поле З., соответствующем фовеальной области сетчатки; к периферии она быстро уменьшается. При скотопическом З. образуется центральная физиологическая скотома, а максимальная световая чувствительность наблюдается в парафовеальных отделах, соответствующих максимальной плотности палочек. В условиях фотопического З. человек различает цвета, в условиях скотопического З. ощущения носят ахроматический характер, но зато световая чувствительность бывает очень высокой.
Для З. важно правильное функционирование двигательного аппарата глаза. Движения осуществляются мышцами глаза: наружными (см. Движения глаз) и внутренними (см. Аккомодация глаз, Зрачковый рефлекс). Хотя возникновение отдельных ощущений и восприятий может происходить без движений глаза (напр., при вспышке молнии, длящейся микросекунды, когда никакое движение глаз невозможно), в целостном процессе зрительного восприятия (чтение, рассматривание картины и др.) движения глаз необходимы. Когда же на сетчатку проецируются искусственно неподвижные изображения, образ предмета через несколько секунд бледнеет и исчезает (см. Адаптация сенсорная, Пуркинье дерево). См. также Бинокулярное зрение, Глубинное зрение, Линия взора, Монокулярное зрение, Нейрон-детектор, Периферическое зрение, Пространственная частота, Цветовое зрение, Центральное зрение.
[273] ОСЯЗАНИЕ (от греч. haрto – касаюсь, син. гаптическое восприятие) – один из видов восприятия предметов, основанный на мультимодальной информации, но прежде всего тактильной. О. – один из важнейших источников наших знаний о пространстве и механических свойствах предметов. Особого развития О. достигает у слепых, в значительной степени компенсируя утрату зрения.
О. – филогенетически древний вид восприятия. Его прообраз существует уже у некоторых растений, реагирующих на соприкосновение с твердым телом изгибанием органов, напр. усиков (гаптотропизм). На уровне беспозвоночных появляются специальные рецепторы О. – осязательные волоски. В жизни многих высших животных важную роль играют вибриссы – пучки длинных осязательных волос, расположенных на лапах (у многих сумчатых), на верхних и нижних челюстях (напр., у кошки). У некоторых обезьян (коат, или паукообразных обезьян, ревунов и пр.) О. является одной из функций хвоста (часть которого свободна от шерсти и покрыта «дактилоскопическим узором»), конечностей (передних и задних), губ и языка.
Человек способен осязать всей кожей, однако пороги О. у различных участков варьируют в широких пределах. Так, пороги ощущения прикосновения составляют для кончика языка – 2, кончиков пальцев – 3, тыльной стороны ладони – 5, поясницы – 48, подошвы – 250 г на мм2. (См. также Ощущения тактильные.)
Несмотря на более высокую чувствительность кончика языка, у человека особо важный орган О. – рука. Сенсорная система, обеспечивающая формирование осязательного образа, включает кожный (тактильный, температурный) и двигательный (кинестезический) анализаторы. В процессе О. ощупывающие движения рук воспроизводят, реконструируют форму (контур) предмета, как бы «снимая» его «слепок». О. играет важную роль в психической регуляции, контроле и коррекции рабочих движений рук.
Различают пассивное и активное, мономануальное и бимануальное, непосредственное и инструментальное О.Активное О. – процесс формирования осязательного образа предмета в ходе его ощупывания. Рука (руки) выступает как своеобразная координатная система, обеспечивающая восприятие пространственных взаимоотношений частей (элементов) ощупываемого предмета и его фактуры. Для активного О. характерно разделение функций рук и пальцев. Важнейшую роль при этом играет двигательный (кинестезический) анализатор.
При пассивном О. осязательный образ контура предмета формируется в условиях его последовательного перемещения относительно покоящейся руки (пальцев). В этих условиях образ формируется на основе только тактильных сигналов.Мономануальное О. (от лат. mono – один + manus – рука) – пространственно-тактильное различение, осуществляемое 1 рукой. Восприятие достигается в ходе активного ощупывания, когда движения руки уподобляются форме предмета. Ощупывание представляет собой дискретный ряд движений и пауз. Выделяют 2 основные стадии обследования предмета. На 1-й, ориентировочной стадии с помощью мелких (амплитуда 2–3 мм) движений происходит выделение наиболее информативных частей контура фигуры, на 2-й – после размашистых, «обзорных» движений руки возникает тактильный образ предмета.Бимануальное О. (от лат. bis – дважды + manus – рука) – осязание 2 руками. Обладает рядом преимуществ: бо́льший объем осязательного поля, бо́льшая скорость ощупывания, большее разнообразие сопряженных ощупывающих движений, позволяющее оптимизировать стратегию восприятия, расширить возможности восприятия пространственных отношений между предметами. Для бимануального О. характерно разделение функций рук: одна выполняет функцию опоры или начало отсчета, другая – собственно ощупывания; при этом циклически происходит смена рук, что обеспечивает взаимный контроль и коррекцию осязательных сигналов. Если разделение функций рук искусственно снимается (обе руки синхронно выполняют одну и ту же функцию – ощупывание), то целостный осязательный образ ощупываемого предмета не формируется. При восприятии предметов (или их элементов), расположенных симметрично относительно сагиттальной плоскости тела, ощупывающие движения обеих рук синхронны; при восприятии предметов (или их элементов), расположенных асимметрично, – асинхронны. Чередование синхронных и асинхронных сопряженных ощупывающих движений – необходимое условие различения и сравнения объектов восприятия (и их элементов). Бинуальное О. необходимо при формировании пространственных представлений, в особенности таких, как представление о симметрии.Инструментальное О. осуществляется с помощью к.-л. вспомогательного орудия и достигает большой точности, даже когда ощупываемый предмет скрыт от зрения. Получило исключительное развитие в трудовой деятельности человека. Тактильные сигналы, играющие значительную роль в О., возникают от соприкосновения руки с орудием, последовательно воспроизводя (сопровождая) проприоцептивные сигналы. См. также Гаптика, Иллюзия Аристотеля.Добавление: Пассивное О. свойственно всей кожной поверхности организма. Однако неподвижная кожа воспринимает только отдельные свойства предметов. Для осязательного отражения предмета, а не его отдельных свойств, необходима развертка, т. е. необходимо, чтобы цепь признаков, воспринимаемых отдельными участками кожи, была последовательно развернута, а затем синтезирована. При этом для адекватного отражения предмета недостаточно пассивной развертки. Так, в опытах А. Л. Шифмана (1948), Л. М. Веккера (1959) и др. к коже испытуемого прикасались определенным предметом, а затем экспериментатор двигал предмет по коже испытуемого. Т. о., возможность развертки создавалась, но отсутствовали самостоятельные движения испытуемого. Оказалось, что при пассивной развертке элементы предмета отражались полнее, но адекватный образ не формировался. Для тактильного отражения целого образа требуются активные движения ощупывающего органа, необходим переход от О. к ощупыванию.
Ощупывающим органом является рука, в которой большой палец противостоит всем остальным, что позволяет захватывать предмет, ощупывать его, получать информацию об отдельных признаках и дальше уподоблять движение руки предмету так, чтобы сделать возможным синтез отдельных признаков. Процесс синтеза тактильного образа проходит ряд стадий. Сначала имеют место мелкие, дробные движения, выделяющие отдельные признаки предмета. Далее наблюдаются более обобщенные движения руки, выполняющие функцию уподобления, и движения, выполняющие синтезирующую функцию. Процесс ощупывания не остается неизменным. Вначале он имеет развернутый характер, а затем, в ходе упражнения, число ощупывающих движений все более сокращается, выделяются информативные признаки, на основе которых сокращенным путем м. б. восстановлен тактильный образ. (Т. П. Зинченко)
[274] ОБОНЯНИЕ (англ. olfaction, smell sense) – вид химической чувствительности (хеморецепции), способность ощущать и различать пахучие вещества, напр. запахи пищи.
Пахучие вещества в виде пара, газа, тумана, пыли или дыма достигают рецепторов при вдыхании через нос или полость рта. Единой теории возникновения О. нет. Выдвинута стереохимическая гипотеза (Дж. Эймур, 1964), согласно которой взаимодействие молекул пахучего вещества с мембраной обонятельной клетки зависит одновременно от пространственной формы молекулы и от наличия в ней определенных функциональных групп. Предполагается, что молекула обонятельного пигмента может легко переходить в возбужденное состояние под действием колеблющейся молекулы пахучего вещества. Обонятельные рецепторы возбуждаются веществами с молекулярным весом от 17 (аммиак) до 300 (алкалоиды). По этой теории, существуют 7 первичных запахов — камфароподобный, цветочный, мускусный, мятный, эфирный, гнилостный и острый. Остальные запахи (напр., чеснока) являются сложными, состоящими из нескольких первичных. Молекулы с камфароподобным запахом должны иметь форму шара с диаметром около 0,7 нм, с цветочным – форму диска с ручкой и т. д. Были рассчитаны приблизительные размеры рецепторных «лунок», или гнезд, на мембране обонятельной клетки, в которые должны входить молекулы пахучих веществ.
В формировании обонятельного ощущения участвуют и др. рецепторы слизистой оболочки полости рта: тактильные, температурные, болевые. Вещества, раздражающие только обонятельные рецепторы, называются ольфактивными (ванилин, бензол, ксилол) в отличие от смешанных, раздражающих также и др. рецепторы (аммиак, хлороформ). Спектр воспринимаемых человеком запахов очень широк; предпринималось немало попыток систематизировать их. Нем. психолог Х. Хеннинг (1924) выделил 6 основных запахов (фруктовый, цветочный, смолистый, пряный, гнилостный, горелый), отношения между которыми отражает т. н. призма запахов. Позже была показана неточность классификации Хеннинга, и сейчас пользуются схемой из 4 основных запахов (ароматный, кислый, горелый, гнилостный), интенсивность которых обычно измеряют по условной 9-балльной шкале.
О. у одного и того же субъекта может колебаться в широких пределах. При длительном контакте пахучих веществ со слизистой оболочкой наблюдается адаптация – понижение обонятельной чувствительности. Время адаптации у разных субъектов к различным запахам неодинаково. С повышением концентрации веществ оно уменьшается, поэтому лица, имеющие дело с сильно пахучими веществами, скоро привыкают к ним и перестают их ощущать. Полная адаптация к одному запаху не исключает чувствительности к другому. Интенсивность запаха зависит от температуры и влажности. О. подвержено регулярным колебаниям: днем чувствительность меньше, чем утром и вечером. О. усиливается во время беременности. См. также Аносмия, Какосмия, Классификации ощущений, Обонятельный анализатор, Ольфактометр.Добавление ред.: Заслуживает упоминания этимология слова «О.»: его общеславянский корень он родствен индоевропейскому корню an (глагол «дышать»), который образует в лат. языке animus – «душа», «дух», в греч. anemos – «ветер», в санскрите aniti – «дышит».
[274] СЕНСОРНЫЙ РЕГИСТР (англ. sensory register) – гипотетической блок когнитивных моделей хранения информации в том виде, в котором она была преобразована на уровне органов чувств, без последующего перекодирования (см. также Память, Память иконическая, Память эхоическая, Трехкомпонентная модель памяти). (А. И. Назаров)
[275] ГРОМКОСТЬ (англ. loudness) – субъективный коррелят силы звуков. Г. нелинейно связана с физической интенсивностью; кроме того, Г. зависит не только от интенсивности, но и от частоты звуков. Согласно психофизическому закону Фехнера, связь Г. с интенсивностью звуков описывается логарифмической функцией. С этой т. зр. адекватной оценкой Г. могла бы служить шкала децибелов. В децибельной шкале единица уровня Г. называется фон – это величина, равная количеству децибелов для уровня звукового давления тона 1000 Гц (напр., Г. в 50 фон соответствует Г. тона 1000 Гц с уровнем 50 дБ над абсолютным порогом, причем за нулевой уровень принимается звуковое давление 20 микроПаскаль, примерно соответствующее порогу слышимости).
С. Стивенс, применяя методы субъективной психофизики (напр., слушателю предлагают установить уровень звука А так, чтобы он казался в 2 раза громче звука В), пришел к степенной психофизической функции с показателем степени 0,2–0,3 (см. Закон Стивенса). Эти данные позволили построить шкалу с единицей, которая называется «сон». Один сон определяется как громкость тона 1000 Гц, имеющего уровень 40 дБ. Если данный звук кажется в 2 раза громче этой единицы, то он имеет громкость 2 сона.
При некоторых поражениях периферического отдела слуховой системы увеличение Г. происходит с большей скоростью (см. Рекрутмент). Это используется для дифференциально-диагностических целей.
Методы расчета Г. шумов основываются на сложении показателей Г. отдельных частотных полос. См. также Спектр звуковой. (Б. М.)
[276] ЛАБОРАТОРНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ (в психологии) (англ. laboratory exрeriment) представляет собой одну из разновидностей моделирования той или иной деятельности человека-испытуемого. Смысл его заключается в том, чтобы обеспечить воспроизводимость изучаемого явления (деятельности) при более полном и точном контроле (и управлении) исследуемых факторов, условий среды и зависимых переменных. Перед испытуемым ставится задача выполнить определенные действия, которые по психологической структуре соответствуют действиям реальной деятельности. Такое моделирование позволяет в лабораторных условиях изучить к.-л. реальную деятельность и поведение (напр., младенцев) с большой точностью регистрации, получить данные для проверки выдвинутой гипотезы. Однако в силу искусственности лабораторных условий полученные результаты могут отличаться от тех, которые имеют место в реальных условиях деятельности человека. См. Метод эксперимента, Экспериментальная психология.
[277] АДАПТАЦИЯ СЕНСОРНАЯ (англ. sensory adaptation) – изменение чувствительности сенсорных систем под воздействием раздражителя. Понятие А. с. (или, что не очень точно, А. органов чувств) объединяет разнообразные явления изменения чувствительности, имеющие иногда совершенно различную физиологическую природу. Различают по меньшей мере 3 разновидности А. с.1. А. – полное исчезновение ощущения в процессе продолжительного действия постоянного раздражителя. Напр., легкий груз, покоящийся на коже, вскоре перестает ощущаться. Человек ощущает прикосновение одежды и обуви лишь в момент их надевания. Давление часов на кожу руки или очков на переносицу также очень быстро перестает ощущаться. Эти изменения чувствительности, по Л. М. Веккеру (1998), связаны с тем, что при установлении стационарного состояния взаимодействия с раздражителем затухание центростремительных импульсов автоматически прекращает весь дальнейший процесс ощущения, хотя процесс раздражения рецепторов продолжается. Отсутствие явления полной адаптации зрительного анализатора при действии постоянного и неподвижного раздражителя объясняется тем, что в этом случае имеет место компенсация неподвижности раздражителя за счет движений самого рецепторного аппарата.2. А. называют также ухудшение способности ощущать слабые раздражители и, следовательно, повышение нижнего абсолютного порога под влиянием действия сильного светового раздражителя. Явление снижения абсолютной чувствительности зрительной системы под влиянием интенсивного светового раздражения носит название световой А.
Описанные 2 вида А. можно объединить общим термином негативная А., т. к. их результатом является снижение чувствительности анализаторов.3. А. называют повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя; это позитивная А. В зрительном анализаторе позитивная А. называется темновой А., она выражается в увеличении абсолютной чувствительности глаза под влиянием пребывания в темноте.
Адаптационное регулирование уровня чувствительности в зависимости от того, какие раздражители (слабые или сильные) воздействуют на рецепторы, имеет огромное биологическое значение. А. предохраняет органы чувств от чрезмерного раздражения в случае воздействия на них сильных раздражителей. В то же время она не позволяет постоянно действующим раздражителям маскировать новые сигналы или отвлекать внимание от более важных раздражителей. Явление А. объясняется теми периферическими изменениями, которые имеют место в функционировании рецепторов при продолжительном воздействии на него раздражителя, а также процессами, протекающими в центральных отделах анализаторов. При длительном раздражении кора головного мозга отвечает внутренним «охранительным», запредельным торможением, снижающим чувствительность.
От рассмотренных явлений А. следует отличать др. явления, напр. сенсомоторную А. к инверсии или смещению сетчаточных изображений (см. Смещенное зрение). Установлено, что испытуемые, носившие инвертирующие призмы, постепенно адаптируются к условиям инверсии и воспринимают окружающие объекты как правильно ориентированные в пространстве. И. Коллер (1964) высказал предположение о возможности в этих условиях 2 видов А.: физиологической А., не зависящей от к.-л. форм активности со стороны субъекта, и А. в результате практической деятельности. (См. также Адаптация, Адаптация зрительная, Зрение, Пороги ощущений, Температурные ощущения.) (Т. П. Зинченко)Добавление:
1. Обычно в дефинициях А. указывают не просто на изменение чувствительности, а на приспособительное (полезное, позитивное) изменение, причем подразумевается, что приспособительный эффект проявляется в самой сенсорной сфере. Термин «негативная А.» может создать неверное представление о световой А. как о явлении, для которого характерно лишь ухудшение восприятия, что само по себе тоже может иметь позитивное значение в свете иных «интересов» субъекта (напр., защита от сенсорной перегрузки или от опасных по силе раздражителей, фильтрация информативных сигналов). Однако световую А. нельзя ограничить только отмеченным процессом понижения абсолютной чувствительности, поскольку (в этом как раз и состоит ее приспособительное значение) параллельно с понижением абсолютной чувствительности происходит повышение дифференциальной световой (или контрастной) чувствительности – способности наблюдателя замечать различия, детали, контрасты (любой человек с нормальным зрением знает, что при переходе из темного помещения на светлую улицу требуется некоторое время, чтобы прошло ослепление и стали различаться объекты). 2. Явления сенсорной А. нередко имеют определенную избирательность (селективность): происходящие в сенсорной системе изменения чувствительности специфичны к некоторому диапазону стимульных характеристик, близких к характеристикам адаптирующего стимула (скорости движения, ориентации, цвету, пространственной частоте и др.). (Б. М.)
[278] АДАПТАЦИЯ ЗРИТЕЛЬНАЯ (англ. visual adaptation) – приспособление чувствительности глаза (и всей зрительной системы) к различным условиям освещения. Различают А. з. к свету (световая А. з.) и темноте (темновая А. з.). А. з. к свету в норме происходит в течение 1 мин. При нормальном состоянии зрительного анализатора она зависит от интенсивности и яркости воздействующего на глаз света.
А. з. к темноте продолжается значительно дольше. За первые 30–45 мин происходит повышение световой чувствительности в 8–10 тыс. раз. Однако процесс А. з. идет и в течение последующих часов пребывания в темноте, достигая максимума примерно на 2–3-м ч. А. з. к темноте (сумеречному свету) происходит в результате: 1) фотохимических реакций в сетчатке (восстановление зрительного пурпура); 2) переключения зрения с колбочкового на палочковый рецепторный аппарат; 3) увеличения площади рецептивных полей (пространственная суммация); 4) увеличения площади зрачка. А. з. измеряют с помощью специальных приборов, называемых адаптометрами. См. Гемералопия, Зрение, Фоторецепторы. (Г. Н. Ильина)
[279] ЦЕЛОСТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ (англ. wholeness of perception) – свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект, а тем более пространственная предметная ситуация, воспринимаются как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не м. б. наблюдаемы (напр., тыльная часть предмета).
Проблема Ц. в. впервые была отчетливо сформулирована и экспериментально исследована гештальтпсихологами – М. Вертгеймером, В. Кёлером и др. Однако в гештальтпсихологии Ц. в. понималась как изначальное свойство, определяемое имманентными законами сознания.
Отечественная психология рассматривает Ц. в. как отражение целостности, присущей воспринимаемому миру объективно. Образ, формирующийся у человека в процессе отражения действительности, обладает высокой избыточностью признаков. Это значит, что некоторая совокупность компонентов образа содержит информацию не только о самой себе, но и о др. компонентах, а также образе в целом. Так, человек, который по условиям восприятия мог наблюдать только голову и плечи прохожего, воспринимает положение рук, туловища, ног прохожего и даже характер его походки. Степень отчетливости этого амодального восприятия зависит от вероятности предвосхищения отсутствующих в данный момент частей объекта, что определяется в процессе формирования образа.
[280] КОНСТАНТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ (англ. рerceрtual constancy) – относительное постоянство (инвариантность) феноменальных свойств наблюдаемых предметов (дистального стимула) при сравнительно широком диапазоне изменения соответствующих характеристик проксимального стимула. Наиболее тщательно изучены 6 видов К. в. зрительных свойств: константности яркости, цвета, размера, скорости движения, формы предмета и пространственного положения (стабильность видимого мира). К. в. обнаружена и в др. модальностях (напр., независимость восприятия тяжести груза, поднимаемого разными способами – 1 или 2 руками, ногой; инвариантность восприятия громкости звука при изменении удаленности наблюдателя от источника и т. д.).
К. в. – это фундаментальное свойство восприятия, которое имеет жизненно важное значение. Если бы не К. в., то живой организм в своем поведении ориентировался бы на весьма изменчивые характеристики отображений предметов на рецепторную поверхность (проксимальные признаки), а не на собственные свойства предметов (дистальные признаки). Напр., как заметил Л. С. Выготский, «животному, которое опасается хищника, последний должен казаться (когда бы не было константности величины) на расстоянии ста шагов уменьшившимся в сто раз». Благодаря К. в. яркости (светлоты) мы видим кусок мела или белый лист бумаги белым и в солнечный и в пасмурный день и даже при лунном свете, тогда как кусок угля (или черного бархата) видится в столь разнообразных условиях освещения неизменно черным. Нетрудно, однако, установить, что физическая яркость мела при лунном свете не больше, чем физическая яркость угля в солнечный день. Э. Кассирер, говоря о важности К. в. цвета, приводил след. пример: при нарушении К. в. цвета белый цветок под сенью зеленой листвы казался бы такого же цвета, как и зеленый лист дерева, а моток белых ниток воспринимался бы оранжевым при газовом освещении. Со стабильностью видимого мира мы «встречаемся» буквально на каждом шагу, поскольку во время движений наблюдателя (движений глаз, головы, тела) сетчаточные изображения реально неподвижных объектов проносятся с огромными скоростями по рецепторной поверхности, однако, по крайней мере, у трезвых и здоровых людей сохраняется восприятие неподвижных предметов и своего собственного движения относительно них. Аналогичная стабильность характерна и для восприятия положения источников звука.
Дата добавления: 2015-10-29; просмотров: 419;