Предметный указатель. 11 страница
Д. Дьюи дает след. определение М.: «В теснейшем смысле мысль означает уверенность, покоящуюся на каком-либо основании, т. е. действительное или предполагаемое знание, выходящее за пределы того, что непосредственно дано. Оно обозначается как признание или непризнание чего-либо как разумно возможного или невозможного. Эта степень мысли включает, однако, два настолько различных типа уверенности, что хотя их различие только в степени, а не в роде, но… необходимо рассматривать их отдельно. Иногда наша уверенность возникает без рассмотрения оснований; в других случаях она возникает потому, что исследуются основания». «Многие мысли, – продолжает Дьюи, – возникают бессознательно, безотносительно к достижению правильного мнения. Как они приобретаются, мы не знаем. Из темных источников, неизведанными путями они достигают сознания и становятся частью нашего духовного багажа. Традиция, воспоминание, подражание – все то, от чего зависит авторитет во всех его формах, или что взывает к нашему личному благополучию, или удовлетворяет сильной страсти, – все это вызывает их. Подобные мысли являются предрассудками, т. е. предвзятыми суждениями, а не рассуждениями, основанными на рассмотрении очевидного». Подобной М. дети учатся и весьма успешно помимо школы. Но как научиться тому, чтобы М. приходили как божьи дети и говорили: вот мы здесь! Так описывал приход мысли Гёте.
Конечно, мышление – это движение М., но не следует преуменьшать сложность определения и исследования М. Независимо от ее истинности или ложности, М. проявляет себя то в слове, то в образе, то в действии, то в поступке, то во всем этом вместе и еще в чем-то неуловимом, таинственном, хотя, возможно, именно это неуловимое и есть самое важное и интересное в М. Едва ли кто-нибудь однозначно ответит на вопрос, что такое М. и как она возникает.
Важна не столько однозначность и определенность ответов на эти вопросы, сколько наличие интенции узнать, понять, увидеть нечто, стоящее за М. Возникновение подобной интенции есть 1-й признак подлинной М., отличающейся от того, что «взбредет в голову», от мнения. Увидеть за… это есть мышление, а увидеть за М. – это есть рефлексия по поводу М., ее постскриптум (И. Бродский), начало ее обоснования, доказательства.
Существуют разные ответы на вопрос, что стоит за М. У. Джемс увидел за М. сырой поток чисто чувственного опыта; И. М. Сеченов – не только чувственные ряды, но и ряды личного действия; психоаналитик В. Бион – фрустрацию, вызванную незнанием; М. К. Мамардашвили увидел за М. (или в М.) собственнолично присутствующие переживания; А. Эйнштейн – зрительные образы и даже мышечные ощущения, т. е. те же действия; А. Белый – движение и ритм; А. В. Запорожец – предметно-практическое действие; Л. С. Выготский – слово и к тому же еще аффективную и волевую тенденции. Г. Г. Шпет увидел М. за словом, и слово за М., и слово в М. Р. Декарт увидел в М. состояние очевидности, в т. ч. и собственного существования; Э. Клапаред увидел за М. молчание, сказав, что размышление запрещает речь. Математик Ж. Адамар, специально изучавший процесс научного творчества, это подтвердил: «Слова полностью отсутствуют в моем уме, когда я действительно думаю». Р. М. Рильке сказал об этом по-своему: мудрецы превратили в слух свои уста. М. М. Бахтин увидел в М. интонацию: «Действительно поступающее мышление есть эмоционально волевое мышление, интонирующее мышление, и эта интонация существенно проникает во все содержательные моменты М.». Х. Ортега-и-Гассет увидел за М. глубины души: «Зрачки моих глаз с любопытством вглядываются в глубины души, а им навстречу поднимаются энергичные мысли». Ортега видел за М. не только любопытство, но и живую страсть понимания, благодаря которой может возникнуть разрядка, молниеносное озарение пониманием. Давно известно, что такое озарение сопровождается чувством полной уверенности в его достоверности, т. е. состоянием той же Декартовой очевидности, которую Марсель Пруст называет радостью. О. Мандельштам увидел за М. семантическую удовлетворенность, равную чувству исполненного приказа. Бродский увидел за М. М.: люди думают не на каком-то языке, а мыслями. Замечательно об этом же сказал А. С. Пушкин: думой думу развивает. И. Кант увидел за М. состояние преисполненной чувства души. Оно-то и порождает событие мысли. Но как впасть в это состояние и как из него выпасть? Кант признавал, что мышление может уставать от напряжения и быть неспособным это напряжение держать.
Все перечисленные мыслители, ученые, поэты правы. М. столь же полифонична, как и сознание. Разные мнения о том, что стоит за М., сводимы к одному: «невербальное внутреннее слово» (Мамардашвили), которое потенциально многоголосно. Такое слово есть «эмбрион» словесности, опора зарождающейся М., прежде губ родившийся шепот. При всей парадоксальности, эта идея не должна восприниматься как совершенно неожиданная, особенно после того, как природу, культуру, человека, мир в целом стали рассматривать как текст, т. е. то же слово. Шпет утверждал, что в метафизическом аспекте ничто не мешает нам рассматривать и космическую вселенную как слово.
Рождение М. остается тайной, и это, м. б., к лучшему. В противном случае люди бы лишились радости от рождения М. Возможно, самое разумное, но вместе с тем и самое трудное, что может и должна сделать школа, – это помочь уч-ся испытать радость от рождения собственной М. Это знал Руссо: «Кто думал, тот всегда будет думать, и ум, раз попробовавший мыслить, не может остаться в покое». Мамардашвили высказался еще более категорично: «Мышление, мысль есть средство, единственное в жизни и сама жизнь; идеи и средства в ней переплетены порой так, что эти термины уже бессмысленно различать. Вся проблема мышления состоит в каждоактном преодолении кажущейся жизни. Причем этот акт необходимо повторять снова и снова. Нельзя это различение (кажущейся и осмысленной жизни. – В. З.) сделать и, положив в карман, жить спокойно. Кажущаяся жизнь преследует нас во всех уголках нашей души и мира, и мы должны изгонять ее из всех уголков и делать это постоянно». Философ не писал бы о преодолении посредством мышления кажущейся жизни так страстно, если бы мышление было легким делом. «Акт думания есть часть испытания нами нашей судьбы», – говорил он. Думать действительно трудно. Легче принимать решения «без проблем». Последнее, к несчастью, у многих людей вошло в привычку. Принятие решений и решение проблем – это вещи разные. Решение, принятое «без проблем», их не снимает. Они остаются, но тогда уже не проблема стоит перед человеком, а он перед ней, и стоит часто на коленях. Это еще не самый плохой случай, хуже, когда усилия мышления направляются на оправдание заведомо неверных или сомнительных решений. (В. П. Зинченко)
[77] ДВИЖЕНИЕ (англ. movement) – комплекс психофизиологических функций (процессов), реализуемых двигательным аппаратом организма. Посредством Д. работают внутренние органы жизнеобеспечения, тело или отдельные его части перемещаются в пространстве, изменяются поза и мимика, регулируются функциональные состояния организма, совершается трудовая деятельность человека. Д. является основным медиатором взаимодействия индивида с внешней средой. В зависимости от характера этого взаимодействия (в его физических и психологических аспектах), определяемого как внешними, так и внутренними факторами, задается структура и динамика двигательного акта (см. также Живое движение, Построение движения, Психическая регуляция движений). (А. И. Назаров)
[78] РАННИЙ ВОЗРАСТ — стадия психического развития ребенка, охватывающая в отечественной периодизации возраст от 1 года до 3 лет. Микропериодизация Р. в.: 1) этап доречевого развития (1–1,5 года); 2) этап речевого развития (1,5–3 года). Син. преддошкольный возраст.
В это время происходят большие сдвиги в физическом и нервно-психическом развитии детей. На 2-м году ребенок ежемесячно прибавляет в весе на 200–250 г, в росте – на 1 см; в течение 3-го года жизни вес ребенка увеличивается на 2–2,8 кг, рост – на 7–8 см. Совершенствуется деятельность органов чувств и систем организма: костной, мышечной, ц. н. с. Происходят качественные изменения в развитии функций коры больших полушарий (см. Развитие коры головного мозга). Увеличивается предел работоспособности н. с. Формируются способность подражания, ходьба, развиваются различные движения рук, усваиваются правила общения.
Основные отличительные особенности психических процессов в Р. в.: их зависимость от наглядной ситуации; функционирование в неразрывной связи с практическими действиями; аффективный характер направленности на познание окружающего мира.Ведущая деятельность в Р. в. – предметно-манипулятивная, в процессе которой происходит овладение детьми предметными действиями с культурно фиксированными способами употребления предметов. Ребенок усваивает их постоянное значение, функции и то, как ими следует действовать. Становление предметных действий происходит при усвоении детьми образцов использования вещей утилитарного назначения (ложка, чашка, расческа и пр.), в игре с дидактическими игрушками (конструкторы, мозаики, пирамидки и пр.) и в процессуальной игре с сюжетными игрушками. Формирование предметных действий неотделимо от общения ребенка со взрослым, которое выступает на данном этапе развития как ситуативно-деловое общение.
Р. в. – период бурного развития речи ребенка. Прежде всего интенсивно развивается понимание речи: на 2-м году ребенок начинает понимать названия предметов, непосредственно его окружающих, содержание речи, направленной на выполнение им практических действий. Вначале понимание речи осуществляется в пределах знакомой, часто непосредственно воспринимаемой ребенком ситуации общения со взрослым. На 3-м году понимание ребенком речи взрослого распространяется на предметы, недоступные его непосредственному опыту. На фоне развивающегося понимания речи происходит овладение словарем: в 1 год дети знают 10–12 слов, в 1,5 года – 30–40 (до 100), в 2 года – 200–300, в 3 года – 1200–1500 слов. Начиная с конца 2-го и на протяжении 3-го года усваивается грамматический строй речи. На 3-м году резко возрастает речевая активность ребенка во время игр и самостоятельной деятельности (см. Автономная речь, Эгоцентрическая речь), а также в процессе общения со взрослыми.
Под влиянием развития предметной, игровой деятельности и речи происходят качественные изменения в формировании восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения.
Главные направления психического развития детей в Р. в.: 1) развитие ходьбы, локомоций, мелкой моторики, расширяющих возможности познания окружающего мира; 2) развитие ситуативно-делового общения со взрослыми; 3) развитие когнитивных процессов: рост устойчивости внимания, увеличения объема памяти и постепенное высвобождение ее от опоры на восприятие; усвоение сенсорных эталонов (таких, как геометрические формы, цвета спектра); совершенствование наглядно-действенного и зарождение наглядно-образного мышления; овладение пассивной и активной речью; 4) формирование целеполагающей деятельности; становление процессуальной игры; 5) развитие аффективной и волевой сферы: усиление настойчивости в деятельности, стремлении достичь в ней результата; 6) становление общения со сверстниками; 7) формирование самосознания: появление знаний о своих возможностях и способностях, конкретной самооценки, гордости за достижения в предметной деятельности; становление половой идентичности.
Овладение предметной деятельностью, речью, общение со взрослыми и сверстниками закладывают основы наглядно-образного мышления, умения действовать во внутреннем плане, воображения (фантазии), овладения соц. навыками, появления новых познавательных и коммуникативных потребностей, способствуют формированию более глубоких знаний о себе. См. Деятельность детская, Мышление наглядно-действенное, Мышление наглядно-образное, Рисунок детский. (Л. Н. Галигузова)Добавление ред.: Эквивалентный термин в англоязычной психологической литературе не обнаружен. При этом существует опасность путаницы из-за того, что в качестве синонима «раннего возраста» иногда используют термин «раннее детство», в то время как этот же термин используется как вполне логичный перевод англ. термина early childhood, который в западной периодизации охватывает возраст с 3 до 6 лет.
[79] ПСИХОАНАЛИЗ (англ. psychoanalysis) – направление в психологии, основанное австрийским психиатром и психологом З. Фрейдом в конце XIX – 1-й трети XX в.
П. первоначально возник как метод изучения и лечения истерических неврозов. Результаты психотерапевтической практики, а также анализ различных явлений нормальной психической жизни – сновидений, ошибочных действий, остроумия – были проинтерпретированы Фрейдом как результат действия общих психологических механизмов. Эти представления составили психологическое учение, в центре которого находятся бессознательные психические процессы и мотивация (см. Стремление). П. был направлен против интеллектуализма ассоцианистической психологии (см. Ассоцианизм). П. рассматривает душевную жизнь с 3 т. зр.: динамической (как результат взаимодействия и столкновения различных психических сил), экономической (энергетическая характеристика душевной жизни) и топической (структурная организация психики). Впервые в едином теоретическом контексте были поставлены проблемы движущих сил душевной жизни человека, мотивов и влечений, смысловой и энергетической характеристик психики, ее структурной организации и психодинамики. Свое философское завершение П. Фрейда получил в спекулятивной концепции развития общества, происхождения морали, искусства, религии.
Становление взглядов Фрейда прошло 2 основных этапа. На 1-м этапе была разработана динамическая модель психики, включающая представление о 3 ее сферах – сознательном, подсознательном, близком по своим свойствам к сознанию, и бессознательном, отделенном от первых двух особой психической инстанцией – цензурой. Цензура выполняет 2 функции: 1) вытесняет в область бессознательного неприемлемые и осуждаемые личностью собственные чувства, мысли и желания; 2) оказывает сопротивление активному бессознательному, стремящемуся прорваться в сознание. Бессознательное, однако, окольными путями проявляется в поведении и психике человека – в обмолвках, описках, ошибках памяти, несчастных случаях, (см. Парапраксии), сновидениях, неврозах.
Начиная с 1920-х гг. П. приобретает окончательную форму и превращается в учение о личности, в которой выделяется 3 структуры: Оно (Ид), Я (Эго) и Сверх-Я (Суперэго). Структура Оно содержит врожденные бессознательные инстинкты (инстинкт жизни и инстинкт смерти), а также вытесненные влечения и желания. Структура Я образуется под влиянием внешнего мира, находится также под двусторонним давлением Оно и Сверх-Я. Структура Сверх-Я содержит систему идеалов, норм и запретов, складывается в индивидуальном опыте путем идентификации со Сверх-Я родителей и близких взрослых. Борьба между этими структурами порождает бессознательные защитные механизмы личности (см. Защита психологическая), а также сублимацию бессознательных влечений – замещение запретных влечений социально приемлемыми действиями. По Фрейду, творчество человека – результат преобразования его энергии либидо.
Для истории П. характерны как широкое распространение его идей в области теории и практики, так и не прекращающиеся до настоящего времени попытки их ревизии. См. также Катарсис, Комплекс Эдипа, Неофрейдизм, Фрейдизм. (А. Н. Ждан)
[80] СОН1. С. (англ. sleep) – одно из функциональных состояний организма, во время которого сознание либо отсутствует, либо погружено в созерцание сновидений. С. – поле междисциплинарных исследований (от биохимии и нейрофизиологии до психологии, искусствознания и философии), комплексная наука о С. называется сомнологией. Экспериментальная сомнология зародилась в конце XIX в. в России, ее основателем была Мария Манасеина (1843–1903), которая проводила эксперименты по депривации сна на щенках в лаборатории профессора Ивана Тарханова (первооткрывателя кожно-гальванической реакции) и сделала вывод, что С. для организма важнее пищи (к сожалению, щенки погибали в течение 5 сут). В 1889 г. Манасеина опубликовала большую книгу под названием «Сон как треть жизни, или Физиология, патология, гигиена и психология сна». Эта книга была своего рода энциклопедией по проблеме сна.
С. характеризуется существенными изменениями в поведении и физиологических процессах. С помощью электроэнцефалографии и электроокулографии достаточно надежно установлена циклическая и фазная структура С. Часто цикл С. делят на 2 периода (и типа): а) БДГ-сон (т. е. С. с быстрыми движениями глаз, REM sleep – rapid eye movements); син. D-сон (от слова «десинхронизация»), парадоксальный С., «быстрый С.»; б) С. без быстрых движений глаз (NREM sleep); син. S-сон (от слова «синхронизация»), медленный С., «ортодоксальный С.». В свою очередь, медленный С. обычно делится на 4 отдельные стадии, которые различаются наблюдаемой пропорцией дельта волн: стадия дремоты (нет дельта-волн), стадия сонных веретен (появляются дельта-волны) и 2 стадии дельта-С., в которых дельта-волны в ЭЭГ занимают 20–50 и более 50 % времени соответственно. Цикл «медленный – быстрый С.» имеет среднюю продолжительность 90–100 мин и повторяется примерно 5 раз в течение 8-часового ночного.
В зависимости от суточного распределения С. выделяют монофазный С., протекающий непрерывно на протяжении 6 ч (или более) один раз в сутки (обычно ночью) и полифазный С. (дробный, или фрагментарный С.), разделенный на несколько периодов в течение суток.
Среди функций состояния С. г. о. выделяют восстановительную (нормализация метаболизма в тканях, восстановление запасов энергии) и адаптационную (активная переработка информации, направленная на поиски способов преодоления стрессовых ситуаций). Согласно одной из гипотез, адаптационная поисковая активность осуществляется во время быстрого С. и сновидений. Существуют различные теории биологических механизмов С. (напр., биохимическая, нейродинамическая, теория центров С.), но окончательно ни одна из них не доказана. См. также Ретикулярная формация. (Б. М.)2. С. (англ. sone) – единица измерения субъективной громкости (шкала Стивенса).
[81] ВОСПОМИНАНИЕ (англ. reminiscence) – воспроизведение локализованных во времени и пространстве образов прошлого из автобиографической (эпизодической) памяти. Нередко В. связано со сложной умственной деятельностью, необходимой для осознания содержания воспроизводимых событий, их последовательности, причинной связи между ними. Кроме того, В. значимых для личности событий, предметов и лиц обычно сопровождается эмоциональными переживаниями. (Т. П. Зинченко)
[82] ТВОРЧЕСТВО (англ. creativity).1. В узком смысле Т. – человеческая деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда раньше не бывшее и имеющее общественно-историческую ценность. Комментируя подобную т. зр., Л. С. Выготский писал, что в таком случае «Творчество есть удел немногих избранных людей, гениев, талантов, которые создали великие художественные произведения, сделали большие научные открытия или изобрели какие-нибудь усовершенствования в области техники».2. В более широком (и весьма распространенном в психологии) смысле Т. (или творческая деятельность) – это всякая практическая или теоретическая деятельность человека, в которой возникают новые (по крайней мере, для субъекта деятельности) результаты (знания, решения, способы действия, материальные продукты). По словам Выготского, «как электричество действует и проявляется не только там, где величественная гроза и ослепительная молния, но и в лампочке карманного фонаря, так точно и творчество на деле существует не только там, где оно создает великие исторические произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданиями гениев» (Выготский. Воображение и творчество в детском возрасте). См. Креативность, Психология творчества, Творческий процесс, Эвристика.3. Существует также т. зр., что Т. – это не только феномен человеческой деятельности, но и, напр., поведения животных, и даже атрибут материи (Я. А. Пономарев). Вообще говоря, любой процесс развития можно рассматривать как Т., что, конечно, не следует отождествлять с творческой деятельностью в психологическом смысле. (Б. М.)
[83] ИНТЕНЦИЯ (от лат. intentio – намерение, стремление) – имманентная направленность сознания на свой предмет безотносительно к тому, является ли он реальным или только воображаемым. История понятия И. восходит к схоластике, различающей реальное и интенциональное (умственное) существование объекта. В XIX в. понятие И. было вновь введено в философию нем. философом и психологом Ф. Брентано, в системе которого И. (интенциональность) является основным свойством психических феноменов, выступая как их предметная отнесенность в сознании и направленность сознания на предметное содержание (см. Психология акта). Понятие И. также разрабатывалось в «Теории предметности» А. Мейнонга и в феноменологии Э. Гуссерля, в которых наметилась тенденция к онтологизации интенциональной структуры сознания. В современной западной философии понятие И. играет существенную роль в неореализме, неотомизме и экзистенциализме, рассматривающих внутренний мир субъекта в качестве главного предмета философского анализа.
Понятие «И.» было воспринято в нач. XX в. психологией. В работах вюрцбургской школы И. выступает как основное свойство без-образного мышления, как его сверхчувственное содержание, обусловленное не всегда осознаваемыми детерминирующими тенденциями и установками личности в отношении поставленной задачи. Философские системы Брентано и Гуссерля оказали значительное влияние на т. н. целостный подход в психологии (гештальтпсихология, целостная психология, персонализм и т. п.). (А. Б. Орлов)Добавление ред.: Существует по меньшей мере 2 способа употребления (и значения) терминов «И.» и «интенциональность».
1. Интенциональность как «направленность сознания на предмет» (Брентано, Гуссерль). Сознание всегда есть «сознание о…» (Bewubtsen von…), так что интенциональность составляет характернейшую черту сознания. Интенциональными являются не только познавательные психические процессы, но и многие эмоционально-мотивационные. Один и тот же предмет можно одновременно воспринимать, представлять, любить, желать, ненавидеть и т. д. Интенциональный объект м. б. реально существующим или вымышленным, осмысленным или абсурдным. См. также Рефлексия.
2. Интенциональность (в более узком и близком к этимологии смысле) есть «направленность на цель». К примеру, интенциональный аспект анализа действия (деятельности) – это, по А. Н. Леонтьеву, выяснение цели действия (vs. операционный аспект – анализ способа осуществления действия). И. в таком случае – собственно намерение, целевой замысел действия. Примечательно, что действия м. б. направлены и на сверхчувственную, трансцендентную цель (религиозный обряд).
Аналогичное понимание И. встречается также в литературоведении и фольклористике (напр., в книге Й. Луговской «В мире фольклорной прозы: тексты, жанры, повествовательные интенции», 1993), где И. (намерение, целевая установка) автора или сказителя используются как один из критериев содержательной типологии текста. (Б. М.)
[84] ЛОГОТЕРАПИЯ (от греч. logos – слово + theraрeia – забота, уход, лечение) – теория и практика психотерапии, разработанная В. Франклом. Л. исходит из того, что основным двигателем поведения и развития личности является стремление человека к поиску и реализации смысла своей жизни. Отсутствие смысла жизни или невозможность его реализовать порождает у человека состояния экзистенциального вакуума и экзистенциальной фрустрации, выступающие причиной т. н. ноогенных неврозов, связанных с апатией, депрессией и утратой интереса к жизни.
Практика Л. направлена на то, чтобы помочь человеку обрести утраченный им смысл без навязывания ему терапевтом своих смыслов. Для этого используется метод сократического диалога. Уникальный смысл жизни или выполняющие ту же функцию обобщенные ценности м. б. найдены пациентом в одной из 3 сфер: творчества, переживания и сознательно принимаемого отношения к тем обстоятельствам, которые мы не в состоянии изменить. Т. о., смысл можно найти в любых обстоятельствах и ситуациях: человеческая жизнь его никогда не утрачивает.
Одним из главных источников смысла в практике Л. выступает религиозная вера. Вместе с тем религия не единственно возможный источник смысла. Проблема смысла жизни может успешно решаться как верующими, так и неверующими людьми.
Помимо терапии специфических ноогенных неврозов в Л. разработаны также метод парадоксальных интенций – для лечения фобий и навязчивых состояний и метод дерефлексии – для лечения сексуальных неврозов. Эти методы основываются на постулируемых Л. фундаментальных онтологических характеристиках человека: способности к самоотстранению и самотрансценденции (см. также Гуманистическая психология, Экзистенциальная психология). (Д. А. Леонтьев)
[85] АМБИВАЛЕНТНОСТЬ (от лат. ambo – оба + valentia – сила).1. В объективном смысле А. – свойство ситуации, в которой человек или животное подвергается одновременно действующим противоречивым, против. воздействиям. Напр., амбивалентная оптокинетическая стимуляция (совмещенные на одном участке поля зрения стимулы, движущиеся в противоп. направлениях) и ситуация буриданова осла (см. определение 2) и др.2. В субъективном смысле А. – особенность состояний сознания (и вообще психических состояний), которые характеризуются сосуществованием противоречивых, против. мыслей, мотивов, эмоций.Мотивационную А. (амбитендентность) описывал в «Этике» Спиноза: желания (побуждения, влечения) человека бывают «нередко до того противоположны друг другу, что человек влечется в разные стороны и не знает, куда обратиться». Теоретической моделью мотивационной А. служит конфликтное состояние буриданова осла, стоящего между 2 идентичными и равно привлекательными стогами сена (это, разумеется, «умственный эксперимент»). Об эмоциональной А. см. Амбивалентность чувств. (Б. М.)
[86] ЗАИКАНИЕ (англ. stuttering) – нарушение коммуникативной функции речи, проявляющееся в затруднении устного общения. Повторение услышанного или заученного текста, чтение вслух и др. формы репродуктивной экспрессивной речи, не требующей самостоятельного ее построения, мало страдают от З. Для З. характерна прерывистая речь с разрывом слова на слоги или звуки (напр.: п-переход, па-па-пароход), нередко сопровождающаяся судорогоподобным напряжением мускулатуры лица.
Чаще всего возникает в дошкольном возрасте, когда ребенок переходит к развернутой самостоятельной фразовой речи. Причина З. связана с перенапряжением или травмой н. с. (общая и речевая перегрузка, детские инфекции, испуг, потрясение и т. д.), приводящими к нарушению регуляторных механизмов речи. Однако названные причины вызывают З. не у всех детей и не при всяких условиях. Большую роль играют предрасполагающие факторы: конституциональная или приобретенная нервность, вегетативная дисфункция и т. п., снижающие устойчивость н. с. ребенка. З. м. б. связано с неврозами (логоневроз — невротически обусловленное З.), психическими травмами, органическими поражениями ц. н. с. и т. д. В некоторых случаях причиной З. является подражание неправильной речи окружающих.
Для предупреждения З. не следует перенасыщать речевой запас ребенка отвлеченными понятиями и лексико-грамматическими конструкциями. Непонимание значений слов создает условия для возникновения З. Лучше всего бороться с З. в период его возникновения, ограничивая речевое общение с окружающими, но не запретом, а организацией условий, при которых ребенок не должен поддерживать разговор, отвечать на вопросы и т. д.
Исправление З., основанного на тех или иных особенностях речевого развития, – задача логопедии. Если же З. наступает от шоков и травм и является одним из симптомов неврозов, то необходимо лечение у психоневролога.
[87] ЖИЗНЬ (англ. life). Извлечение предмета научного исследования из жизненного контекста и возвращение в него результатов – задача, которая рано или поздно возникает перед наукой. Препятствием на пути к ее решению служит противоречие между богатством представлений о Ж., множественностью ее образов и скудостью односторонних абстракций, часто не имеющих отношения к Ж. во всем богатстве ее проявлений. В сов. науке бытовало (а в сов. Ж. практиковалось) столь же бесспорное, сколь и бессодержательное определение Ж. как способа существования белковых тел. Об этом страстно писал А. А. Ухтомский: «Наука – это принципиально связное миропонимание… или “жизнепонимание”. Поэтому – проступок против основного принципа науки, когда хотят понимать жизнь с ее какой-нибудь одной стороны. Так грешит современная физиология, современная биология, так грешил и грешит материализм всех времен». Ухтомского не удовлетворяло, что подобные определения Ж. не имеют отношения к интересам непосредственного сознания, философии, добавим – и психологии.
Определение Ж. должно основываться на ценности ее. Ухтомский дал такое «определение» (1927): «Жизнь – асимметрия с постоянным колебанием на острие меча, удерживающаяся более или менее в равновесии лишь при устремлении, при постоянном движении. Энергический химический элемент ставит живое вещество перед дилеммою: если задержаться на накоплении этого вещества, то – смерть, а если тотчас использовать его активно, то – вовлечение энергии в круговорот жизни, строительство, синтез, сама жизнь. В конце концов один и тот же фактор служит последним поводом к смерти для умирающего и поводом к усугублению жизни для того, кто будет жить». В этом определении не равновесие, а несоответствие, несимметричность есть норма. В Ж. преобладает дисгармония. Равновесие – лишь момент, условием которого являются постоянные устремление и движение. Заменив «химическое вещество» на опыт, знания, а «живое вещество» на живое существо, получим характеристику человеческой Ж. как асимметрию, с постоянным колебанием на острие меча между познанием и действием, сознанием и деятельностью, умом и сердцем, опытом и его использованием и т. д. Это более правдоподобное понимание Ж., в т. ч. и духовной, по сравнению с вожделенными многими поколениями физиологов и психологов равновесием, единством, гомеостазом, гармонией, покоем.
Дата добавления: 2015-10-29; просмотров: 450;