Первый вопрос. Внимание как селекция.
Эксперименты с селективным вниманием стали возможны в связи с изучением некоторых приёмов. Ситуация из Джемса. Человек сидит за праздничным столом – «вечеринка с коктейлем[585]». Разнородный сенсорный шум[586], в котором нужно выделять определенный поток информации. Эксперименты проводит не психолог, а инженер акустик К.Черрив 1953г. Он ставил перед собой две задачи.
Первая – это изучение возможных характеристик стимуляции, которые влияют на её отбор. Среди них Черри предварительно выделил направление источника звука, интенсивность, громкость голоса, его тембр[587], темп предъявляемого сообщения, его синтаксические особенности, тема и содержание. Интересно было посмотреть на человека как на радиоприемник, по каким критериям этот приемник работает. Объективно исследовательской задачей было узнать, что влияет на селекцию. Смотрели влияют ли именно перечисленные факторы. Для решения применяется методика бинаурального прослушивания. Есть два сообщения А и Б. Одно нужно будет выделять как релевантное (например А). Другое – отторгать как не значимое. Оба канала подаются на оба уха одновременно. Требовалось выделить релевантный поток. Прослушать сообщение можно несколько раз. По перечисленным факторам оба потока аккуратно уравниваются. Единственное облегчение, что не значимый поток немного запаздывает по сравнению с релевантным.
Основной результат: повторений требовалось достаточно много (20-25 раз). Различать потоки испытуемому мешают физические характеристики. Основанием для выбора была грамматическая упорядоченность. Вероятностная структура текста, это когда слова в предложении можно с определенной частотой быть ожидаемо заранее. С какой частотой одно слово приводит к следующему.
Далее Черри сделал специальную серию. Он попытался уравнять потоки и по вероятностной структуре. Пустил по обоим каналам речевые штампы (скажем газетный текст или эмоционально зажигающая речь оратора на митинге). Пока штампованная фраза идёт её трудно разделить. Возможность для селекции может произойти в том месте, где находится смена штампов (высоковероятных языковых конструкций). Испытуемым было очень сложно отделить релевантное от не значимого и постоянно скакал между двух каналов. Таким образом и синтаксическая структура также важна для отбора.
Вторая задача – это определение того, могут нерелевантные каналы попадать в отчёт или нет. Материал нужно было прослушать лишь однажды. Была применена методика дихотического прослушивания[588] (значимый А поступает на одно ухо, не релевантный – на другое). Для помощи испытуемому Черри предложил методику вторения, дублирования. Отчёт буквально повторял информацию с релевантного канала. Главным образом отчеты касались того, что, прежде всего, запомнилось интенсивные стимулы.
В конце 50-х начинается работа по моделированию внимания как фильтра[589] информации. В переработке информации условно выделяется три стадии: обнаружение[590](восприятие стимула), опознание (идентификация стимула) и стадия выбора ответа (принятия решения). Разнообразные модели связанные с понятием фильтра различаются в том, где стоит фильтр: либо на ранних этапах (ранняя селекция, сопровождающая сам процесс восприятия стимула) или опознается весь поступающий материал, а фильтр начинает работает близко к принятию решения (поздняя селекция).
В 1957г. первую модель внимания как фильтра предлагает Д.Бродбент, который попытался по сути обощить эксперименты Черри. Его модель сводится к тому соображению, что на уровне первичного сенсорного хранения (S-storage) является полным. А затем наступает стадия последовательной переработки информации на уровне восприятия стимула (P – perception).
Теперь Бродбенду надо доказать, что внимание выполняет функцию фильтра. Либо фильтр либо результат его работы – это прохождение информации через канал с ограниченной пропускной способностью. Проводится эксперимент, в котором используется прием дихотического прослушивания. Он не инструктирует о том, какой канал является значимым. Либо информация с каналов обрабатывается параллельно либо последовательно. На оба каналов с инструкцией немедленного отчета поступают тройки цифр с интервалом в секунду. Но таким образом: первая цифра с одного канала подалась в этот же момент первая цифра другого канала поступает. Тройки цифр совмещены во времени.
Исследовательские вопрос: какова будет стратегия отчёта испытуемого? Одна стратегия параллельная, т.е. сохраняется всё. В отчёт попадут числа попарно. Либо отчет последовательный. Если внимание – это фильтр, то отчет может быть только последовательный. Т.е. сначала пройдёт информация с одного канала, а затем возможно с другого канала.
Результат. 65% справлялись с этой трудной задачей и отчитывались они только последовательно. Для параллельного отчета требовалось существенно больше времени.
Пытается построить более развернутую модель. Во второй основной модели информация поступает на сенсорный вход. Помимо этого блока близкий по содержанию блок кратковременного хранения (по сути сенсорный регистр). Затем следует фильтр ранней селекции[591]. Вслед за фильтром идёт канал с ограниченной пропускной способностью. Далее блок хранения условной вероятности прошлого опыта (ХУВПО). С канала ограниченной пропускной способности передает на кратковременное хранение сигнал о готовности продолжать работу. ХУВПО влияет на фильтрующий блок. Получается два кольцевых взаимодействия. И наконец имеется система варьирования выхода, которая работает также с учетом прошлого опыта субъекта.
Модель ранней селекции по А.Трейсман[592]. Её интересует то, что во втором эксперименте Черри какие-то данные со вторичного канала попадали в отчет о релевантном. Т.е. фильтр не является жестким, кроме того это попадание имеет некую закономерность. У Бродбенда это в основном факторы физического характера (скажем интенсивность).
Одним из первых экспериментальных фактов получил Морей, который в экспериментах моделировал различные смысловые факторы на нерелевантном канале. Например, туда подавали обращения к испытуемому (не надо слушать релевантный канал, надо слушать меня). Фильтр испытуемого жесткий до тех, пока на не релевантном канале не произносят его имя. Казалось бы, модель Бродбенда пошатнулась, потому что фильтр не жесткий, а ещё и работает по смыслу. Но на самом деле Бродбенд это в своей модели предусмотрел. Собственное имя обладает высокой вероятностью и фильтр пропустит даже если на нерелевантном канале.
Далее идут исследования Грейи Уэддерберн. Это сотрудники Трейсман. Они применяют принцип смешения каналов. Инструкция та же – слушать релевантный канал. Но одна и та же последовательность цифр предъявляется поочередно в двух каналах.
Трейсман предприняла критический эксперимент. Вновь испытуемый, который слушает релевантный канал, отвергая другой. Опыт с перекрестом каналов. По тому и другому каналу поступают речевые сообщения. Идёт текст, а его продолжение неожиданно для испытуемого находится на нерелевантном канале. В то же время по нерелевантному шёл текст, продолжение которого попадало на релевантный значимый канал. В этом эксперименте решается вопрос о жесткости фильтра. Если фильтр жесткий, то в отчет попадет странное сочетание ЗИТО и только позже ЛЕМА. Реально в отчёт попало слово ЗИМА, и может быть ЛЕТО. То есть факт состоял в том, что некоторая часть не релевантного канала после перекреста попадаёт в отчёт. Какое-то время в отчет попадает то, что в принципе попадать не должно, а потом испытуемый спохватывается. Это было ярким свидетельством не жесткости фильтра и того, что при отборе информации роль играют и смысловые характеристики.
Модель Трейсман проще. Она согласна с Бродбендом и ставит вначале ставит блок переработки информации по физическим характеристикам. Этот опыт позволяет повторить всего лишь два канала (релевантное и отвергаемое). Далее стоит фильтр, который в данном случается характеризуется тем, что он не жесткий (ослабляющий). Вторимое сообщение проходит фильтр полностью, а отвергаемое – несколько ослаблено. Трейсман открывает ещё один блок, на котором затем будут построены модели поздней селекции.
Это так называемый словарь (как скажем толковый). В блоке словаря есть ячейки, которые как-то активированы, например где-то есть высокоактивна (ячейка с собственным именем). Какое-то сообщение активирует ячейку. Как слова в словаре ячейка связана с какими-то другими. И среди них есть и такая ячейка, которая присутствует на нерелевантном канале. И тогда ослабленный сигнал попадает на подготовленное место.
У Бродбенда последовательная поканальная переработка информации, жесткий фильтр работающий по физическим характеристикам. У Трейсман фильтр тоже на ранних этапах жестким уже не является. И возникает более расширенная идея о прошлом опыте как о словаре. Даже слабые в физическом отношении сигналы приводят к результату, если они связаны с содержанием сообщения по своему смыслу.
Продолжением будут модели поздней селекции. Уже у Трейсман фильтр стал не жестким, а также работал и по семантическим признакам. Значит можно сделал за Трейсман вывод о том, что фильтр стоит на более поздних стадиях переработки информации. И такой вывод сделали в начале 60-х исследователи Диана и Энтони Дойч. Факты с неожиданным и непроизвольным опознанием собственного имени на нерелевантном канале (Морей), с опознанием информации нерелевантного канала, которая связана с нерелевантным по смыслу (Грей и Уэддерберн). Из них Дойчи делают вывод, что переработку проходит вся информация. Но различается степень активации (скажем, канала, того ил иного сообщения). Отбор информации так или иначе связан с общей не специфической активацией организма. А известно, что физиологическим механизмом внимания считается активностью сетчатой (ретикулярной) структуры мозга. Именно она отвечает за активацию. Общая неспецифическая активация может быть дополнительным критерием отбора. Дойчи опираются на идею словаря (Трейсман), но говорят, что опознание на уровне словаря проходят все единицы сообщения. Фильтр они ставят после стадии опознания, семантического анализа всех знакомых стимулов.
Комбинация признаков активирует тот или иной канал. Оценка происходит автоматически на основе прошлого опыта. На оценку может влиять инструкция. Так или иначе в модель включается только сам фильтр. На графике по ОУ – текущие сообщения (ТС) с различной степенью активации a.b.c.d. По ОХ – критерий, важность сообщения как значимость для организма. Важно понять, где критерий отбора. Можем оценивать каждое сообщение, можем сравнивать попарно. Но это не принимают. Предполагается следующий механизм отбора, который сравнивается с измерением людей по росту: самое значимое сообщение задаёт критерий отбора, постепенно устраняются сообщения по важности. Сигнал: я самое важное сообщение, являюсь критерием для других.
Надо как-то учесть общий уровень активации организма. Три уровня активации. В нуле состояние настороженности (бодрствования, повышенной активности) этот уровень проходят все сообщения. Намечаем следующий уровень – состояние дремоты. Этот барьер преодолеет только сообщение превышающее этот критерий. И дальше следует состояние сна – наименьшая активация. Сообщение b отбор пройдёт. Но не будет передано далее на стадию осознания, ответа. Но бывает, что даже в состоянии сна сообщение важное субъекту преодолеет сон и человек проснется. А если будет – то человек проснётся (например когда человек просыпается при названии его по имени или мать просыпается на тихий плач своего ребенка).
Дональд Норман пытается переосмыслить весь предыдущий материал. Во-первых. Перерабатывается вся информация, но в разной степени. Обрабатывать всё в одинаковой степени не экономично. Во-вторых, особая роль уделяется прошлому опыту. Значит это система памяти. В-третьих, особое значение имеют установки (ожидания) субъекта.
Начинается модель с сенсорных входов, где физические стимулы перекодируются в физиологические. Процесс протекает автоматически не требует усилий. Далее Норман ставит блок переработки, имея ввиду первичный физиологический анализ сенсорных стимулов выделение признаков. После переработки имеется возможность говорить о сенсорных признаках. Основной блок называется памятью. Здесь уже происходит психологический процесс опознания, первичной интерпретации. Подобную процедуру сравнивает с поиском слова в словаре иностранных слов (мы опознаем страница, абзац, строку). Ещё один блок называется уместностью (влиянием контекста).
Слово в словаре будет иметь разное значение в зависимости от контекста и тогда из блока уместности тоже есть выходы, которые активируют различные единицы памяти[593]. Далее все активированные единицы из блока памяти попадет на блок именуемый селекция. На блок селекции попали все первичные репрезентации, а на выходе с этого блока на блока внимание единственный выход.
От блока внимание идёт очень важный выход на блок уместности. Это и есть по сути предвосхищение, ожидание связанное с определенным контекстом. Далее могут идти осознанные формы регуляции и переработки информации. Норман считает, что его модель объясняет гибкость селекции. Во-вторых от обращается к различению Джемса внимания перцептивного и интеллектуального внимания.
Все модели, начиная с Бродбенда, построены на примерах перцептивного внимания, а есть ещё и интеллектуальное. Чем оно отличается. Контекстные входы с блока уместности есть, а сенсорной информации для интеллектуального внимания в модели нет. Значит, это внимание сложнее и требует большего труда. В-третьих Норман особо подчеркивает случи иллюзорного опознания как определенный артефакт ожидания. Как итог, именно у Нормана наступает период большой увлеченности моделями селекции, их усложнением, перепроверкой. Оказывается, что идея фильтра далеко не единственная. Есть основания полагать, что фильтр быть может не нужен. И вся информация проходит обработку[594] сразу.
Вскоре модели селекции существенно дополняются. Моделями другого рода. Это будет другой аспект изучения внимания. Чтобы удерживать материал в сознании необходимо усилие.
Дата добавления: 2015-10-29; просмотров: 700;