Тема 21. Личность и познание.

Такого рода тема не для подробной конспективной записи. Для перехода из второго раздела в третий. Структура тема будет из двух частей: личностные возможности познания (основной автор А.Маслоу) и личностные условия научного познания. Первая часть открывает возможности, а вторая посвящена ограничениям познания. Эти ограничения, по сути, есть в любой науке, не только в психологии. Их можно называть запретами, нормами познания. Но главное – это их фундаментальная функция. Когда поймешь ограничения – откроются возможности. Пойми, чего изучать нельзя (лучше сказать – не стоит). Когда поймешь, сразу откроются возможности (которые откроют путь в третий раздел).

Личностные возможности познания. Потребность в познании для Маслоу особая. В жизни человека собственно познавательная потребность появляется далеко не сразу. Познавательная активность есть и у животных, но она совершается ради чего-то. Например, ради безопасности, чему Маслоу уделяет особое значение. Человек опасается проходить в познании слишком далеко, потому что это может привести к каким-то утратам в понимании себя. Напротив, познание ради безопасности обеспечивает социальную защиту. Собственно социальное познание – суть познание себя через других. Для Маслоу это как бы то условие, с которого может начаться чистое познание.

Когда начнется познание как таковое, смысл которого в понимании объективного, своих подлинных нужд собственно человеческого бытия, тогда результатами могут стать чувство гармоничности мира и путь к самоактуализации. Маслоу называет это бытийным познанием. И напротив дефицитное. Применяется и к мотивам, и к ценностям и к познанию также.

Возможности познания открываются человеку в исключительных (предельных, уникальных, в переживании восторга например когда влюблен, открывает нового) случаях. Переживания преобразования представлений, пересмотра прошлых представлений, пиковые переживания. Это не суть понятия, а феномен, который прежде всего нужно описать. Хотя Маслоу делал попытку изучать такие переживания научно. Он обобщил материалы бесед (количественные данные записей порядка 90 человек с очевидными пиковыми переживаниями) и письменных отчетов студентов (190 человек описали состояния в моменты пиковых переживаний).

Перечень Маслоу того, что открывается в переживаниях, обширен (то есть выходит за пределы рабочей памяти). Признаков 19. Нужно описать явление, а не классифицировать. Первая характеристика состоит в том, что и само переживание и объект, с которым оно связано, воспринимаются как целое, завершенное, причем независимо от полезности и вредности. Это наблюдение сущности вещи. Переживание личностного смысла вещи. Вторая характеристика – абсолютное, полное внимание, сосредоточенное на объекте как таковом. Это не степень какого-то психического процесса. Полное значит посвященное только данной вещи, внимание без рубрикаций, без предварительных оценок. Обычно внимание избирательно, а здесь оно как бы абсолютное. Третья характеристика – (вещи бывают значимы или не значимы для нас) отсутствие значимости/не значимости. Четвертая характеристика – при повторении пик-переживаний знание об объекте обогащается, каждое повторение порождает определенный смысл. Пятая характеристика – преодоление эгоцентризма. Но Маслоу не возрастной психолог в точном смысле слова. Всякий акт восприятия в принципе имеет отправную точку зрения, которую часто именуют пристрастностью познания. Всякий обычный акт познания искажает объект. Восприятие с преодоленным эгоцентризмом – бескорыстное восприятие собственно бытия вещи.

Характеристики самого субъекта. Шестая характеристика – самооправданность или самоценность подобного переживания. Тут можно вспомнить характеристики аутотелических состояний, самоцельных и самоценных, которые характеризуются свойством самовознаграждения и человек стремится к их повторению. Седьмая характеристика – (счастливые часов не наблюдают) дезориентация во времени и пространстве, утрата чувства времени. Восьмая характеристика – (исключительно положительное значение этих переживаний) в таких переживаниях человек понимает ценность своей жизни. Тот кто их пережил заведомо дистанцирован от опасности самоубийства.

А дальше предварительный вывод. В обычном познании есть дихотомии, различения. Скажем абсолютное/относительное, абстрактного/конкретного, активного/пассивного. Речь идет об исчезновении дихотомий. Вижу конкретного человека, но понимаю в нём человека вообще как такового. Такое же отсутствие различения абстрактного и конкретного говорит Р.Арнхейм когда говорит о творчестве, об образе.

Например, Моника Витти в первых фильмах Антониони играла не конкретную Марию, Татьяну или кого-то ещё, а играла женщину вообще. Абстрактное не исключает конкретизацию, конкретное раскрывается в своей совершенной полноте.

Далее у Маслоу систематизация исчезает. Говорится о чувстве созерцательного пассивного наблюдения. Безальтернативное сознание. У истины нет альтернатив. Подобного рода активность послепроизвольна. Маслоу говорит о величественности этих переживаний. В них объединяются в одно удивление, почтение, благоговение перед бытием. В данный момент человек чувствует себя по качествам подобно богу. Любящее, не осуждающее отношение к миру, веселое, спокойное. Это философское чувство юмора для самоактуализирующейся личности. Трагическая веселость. Состояние высокого безразличия, не осуждающего, любящего.

Полная хотя и мгновенная, т.е. длящяяся не долго, утрата контроля. Этот пункт по прежнему позитивный, п.ч. это означает свободу от неверных защит. Чиксентмихайи говорил, что в аутотелических состояний есть полный контроль, но он вовлечен в себя. Например, есть разница между хакером и умелым программистом. Хакер не может сдержаться, он в пиковом переживании, но его надо оттаскивать от компьютера. А умелый программист может себя контролировать.

Последний 19 пункт. Вторая наивность или здоровая детскость. Человек как бы вновь становится ребенком, он открыт миру и взгляд его как бы непосредственный. Открытость[412], детский взгляд на мир добавляется к характеристикам творческого человека довольно часто.

Здесь Маслоу подводит итог. Вначале своей научной карьеры он занимался животными, был учеником Торндайка и был бихевиористом. И после такого длинного пути подводит итог о том, что он наблюдал уникальных людей, которые испытывают пиковое переживания. Несмотря на всю уникальность переживания они доступны каждому. Не надо искать уникальных людей и пытаться подражать им, но нужно описывать переживания у среднего человека и тогда можно строить науку о них – трансличностная психология (трансперсональная). Маслоу считает такую психологию возможной и начинает развивать её. Если заглянуть в журналы по этой психологии, то там встретим рассказы о пиковых переживаниях в широком смысле. Там попадутся термины парапсихология, экстрасенсорика и т.д.

Метод в трансперсональной психологии – метод гуманистической психологии, именуется методом случая (case study). Конечно, чтобы строить науку нужна статистика и много случаев. Но здесь каждый случай уникален и меняется основания для обобщения. Трансперсональная психология обращается к каждому, кто личностно растёт. И многие привычные научные критерии могут измениться. Маслоу говорит о том, что здесь обязателен вненаучный воспитательный аспект. Эта психология должна появиться для тех, кто утратил себя, пережил личностную катастрофу. Маслоу рискует и говорит, что трансперсональная психология должна заменить религию. Человек должен стремится к большему, чем он, к совершенству, выход за собственные пределы, трансцендирование. Но Маслоу всё-таки остаётся ученым.

Маслоу говорит, что прежде чем стремиться к добру, надо построить гуманистическую психологию зла, но только такую, которую мы строим не снизу (из преисподней), а как бы зла свыше, зла от любящей философски юморной точки зрения. Здесь изучаются преграды к развитию, которые ещё есть. Маслоу сам пережил мистические экстазы, но рассматривает их как ученый. Нужно изучить преграды, которые препятствуют человеку стать свободным.

Два вывода. Трансперсональная психология сегодня привлекает слишком много людей. Люди могут не знать бихевиоризма, но увлекаться трансперсональной психологией. Но чтобы попасть на четвертую ступень надо пройти три предыдущие (терапия поведения, терапия причин и терапия процесса). В параллелограмме Выготского терапевт и пациент сходятся в одной точке. И либо открываются перспективы развития, либо отсутствия перспектив.

Что такое смерть в философском смысле, о котором часто говорят гуманистические и гештальт-терапевты. Скажем по Перлзу, что любое решение задачи проходит через переживание тупика, а тупик – это экзистенциальная смерть. И если поймешь что это такое, то откроется другая жизнь.

И здесь надо назвать другую область, уже не трансперсональную психологию. Для того, чтобы видеть возможности следует осознать границы или перспективы. Чтобы строить психологию добра предварительно следует объяснить зло. В одном недавнем фильме про отечественную советскую психологию. Фильм снят молодыми вовлеченными людьми. В нём рассказ об истории советской психологии, о том как много было сложностей и корыстного, подлого, социального значимого. А в конце появлется человек, который говорит, что всё это так и всё это было, что будет якобы иначе если обернуться в «духовную психологию», куда он укажет путь.








Дата добавления: 2015-10-29; просмотров: 815;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.009 сек.