Четвертый вопрос. Проблема бессознательного[156] в психоанализе.
Неосознаваемое поведение. Вопрос: как осуществляется? Когда навык сформирован, хорошо развит – он автоматизирован, выполняется без участия сознания и в этом случае говорится, что имеют место неосознаваемые механизмы выполняемого действия. К бессознательному этот класс, изучаемый бихевиористами, никакого отношения не имеет. Вопрос второй: ради чего осуществляется действие? И тогда основатель психоанализа З.Фрейд имеет право полагать, что человек все действует по какой-то причине, но не всегда осознанно. И это особый класс явлений – неосознаваемых побуждений к действию (неосознаваемые мотивы, стремления, желания, влечения). Неосознаваемое побуждение к действию. Фрейд любил пояснять теоретические положения экзотическими примерами. Здесь пример из практики гипноза[157]. Где испытуемому внушается, что он через какое-то время долже н совершить какое-то действие. После внушения выход из гипноза. Он всё забыл, но своё задание выполнит. Фрейд спросит у него «Ради чего ты это сделал?» И пациент скажет, что не знает ради чего. Но так отвечает не каждый человек, у каждого могут быть свои объяснения собственных поступков. Это и есть бессознательное.
Фрейд это прежде всего лечащий врач, он имеет дело со своим пациентом и именно о нём Фрейд постоянно говорит. Посмотрим кто этот пациент и почему именно он имеет бессознательное. В психологии сознания испытуемым был достойный человек, обладающий интроспекцией. Сознание прежде всего даёт понимание себя и мира. Субъект поведения – это субъект управления собственной активностью. Классики полагали, что управление извне. Необихевиоризм полагает, что субъект сам управляет собой. А пациент Фрейда обладает сознанием, которое не позволяет ему адекватно понять себя до конца. Сознание не выполняет своей основной функции, осознаю себя не до конца, неадекватно. «Ради чего?» остается вне сознания. Бессознательное – сознание без понимания, без ответа на вопрос о подлинных причинах поведения. В частности, пациент аналитика не может управлять собой. Бессознательное – это неосознаваемые побуждения и это суть сознание без понимания.
Этот вопрос должен дать как можно больше определений бессознательного. Безопасно читать только самого Фрейда, рассказы о нём других людей лучше не смотреть. Журналисты спрашивали прохожих в чём основное открытие Фрейда. Прохожие говорили, что он всё сводил к сексуальности, к сексуальной энергии. Да это действительно так, но для нас это сейчас не имеет никакого значения, не с этого надо начинать, не это главное во Фрейде. Основным открытием Фрейда в чём? Запишем слово «артефакт[158]». Одно значение житейское, второе буквальное. Артефакт в жизни – досадная случайность, недоразумение (ставил эксперимент, а вместо фактов одни артефакты, эксперимент надо повторять). А буквально артефакт – искусственно созданный факт, а значит неслучайный, а следовательно имеющий причину, средства своего создания. Так вот Фрейд открыл для науки три области явлений: 1) Неврозы[159]. Материал малой психиатрии (необоснованные житейские боязни, черты характера, которые человек считает аномальными). 2) Сновидения. 3) Ошибки обыденной жизни.
До Фрейда все эти три области считались чем-то случайным. А после Фрейда все эти области вошли в науку как артефакты во втором значении, как искусственно созданные факты, свойства, черты характера и т.д.
1) Неврозы. У классического психоанализа немало критиков, что будет использовано. Сколько не критикуй психоанализ, столько будешь извлекать его новые возможности. Яркий представитель критики психоанализа был Ф.Перлз. В начале карьеры увлекался психоанализом, он работал в ЮАР и для того чтобы увидеться с Фрейдом арендовал самолёт из ЮАР в Европу. Они постояли друг около друга минуты 2-3, поговорили о чём-то незначительном и больше никогда не виделись. Все книги Перлза – это как бы постоянный критический диалог с Фрейдом. Оказалось, что гештальттерапия вскрыла новые возможности психоанализа, развила его.
Описательное определение невроза Перлза. Различается психоз[160], невроз и личностное психическое здоровье[161]. Психоз – это большая психиатрия, серьёзное расстройство, когда человек полностью отождествляет себя с другим (например, говорит: Я - Наполеон). Невроз – малая психиатрия, человек не отождествляет себя с другим, но как бы говорит о себе и ведёт себя соответственно (я не Наполеон, но как Наполеон). А личностное здоровье – это когда человек говорит о себе «Я – это Я.»
Первый в истории психоанализа невроз именовался словом истерия, но как невроз это скорее истероидность, аномалия характера, попытка любой ценой привлечь к себе внимание. В опыте Фрейд вместе с другим человеком использует технику гипноза (позже он радикально от него откажется). У него пациентка, молодая женщина с довольно странным симптомом – она отказывается пить что-либо из посуды, из чашки. Жажду может удовлетворять только фруктами. Симптом никогда не бывает один, он как снежный комок обрастает новыми симптомами. Эта женщина была близка к физической гибели, её сковал паралич[162]. В гипнозе её спросили «в чём причина симптома?». Она начинает вспоминать о недавнем прошлом, где есть серьёзное аффективное событие – девушка потеряла отца. Когда отец был жив, но болен дочь за ним ухаживала в загородном доме. Среди людей в доме была компаньонка отца, с которой отношения дочери не сложились. Девушка вспоминает как идёт по коридору, открывает дверь в одну из комнат и видит как компаньонка отца поит свою собачку из чашки, из которой обычно пьёт отец. Девушка испытывает аффект раздражения. Но она закрывает дверь и идёт дальше.
Бессознательное – это след задержанного аффекта. Событие, которое не может быть вытеснено, порождает симптом. В гипнозе девушка когда вспомнила о симптоме вновь отреагировала аффективно. Причина была устранена, а постепенно и симптом исчез. Фрейд говорит – единица бессознательного есть аффективный комплекс. Комплекс – это сцепление разнородных деталей конкретной ситуации, связанной с аффектом.
В данном случае аффект сцепился с чашкой отца. Произошло аффективное обобщение (это классическое обсуловливание, генерализация). Теперь противно касаться не только данной чашки, но посуды вообще. Аффект мог зацепиться за любую другую особенную для данной ситуации деталь. Комплекс – есть отсутствие понимания ситуации. Например, какой-то человек говорит: «Мы всё должны теперь рассматривать в комплексе!» Пройдитесь по Москве, каким распространенным является слово комплекс (оздоровительный, обогатительный, комплекс строительства и т.д.). Такому человеку хочется сказать: хватит комплексов, пора мыслить понятиями. Там где психолог говорит «комплекс», он рядом скажет, это отсутствие понятий, комплексы допонятийны.
В комплексе две части, явная и скрытая. Симптом навязчиво[163]представлен в сознании, а причина скрыта в бессознательном. И тогда психоанализ – это фактически путь от симптома к причине. Фрейд считает, что аффективный комплекс человек создаёт себе сам, т.е. как в данном примере создал проблему и пока не решил её сам человек, следовательно он сам и может решить эту проблему, поэтому Фрейд категорически отказывается от изменённого состояния сознания – гипноза. Гипноз это измененное состояние сознания, Фрейд говорит что это не честно, пациент должен решить свою проблему наяву. Дополнительным материалом для анализа причин симптома и новый метод становятся сновидения.
2) Сновидения – это попытки фантастического исполнения вытесненных желаний. Это прекрасно видно в детских сновидениях. Например, днём детей угощали вишнями и каждый взял сколько хотел, а одному досталось сравнительно немного. И он рассказал маме про сон, о том как он один съел всю черешню. Или мальчик спит на большой по отношению к его телу кровати. И он видит сон как спит на маленькой постели, а сам он огромный. Т.е. прямое выполнение желаний.
Правило в том, что сновидения – это аффективный комплекс с деталями. Есть запомнившаяся часть симптоматическая и есть бессознательная часть. Метод свободного ассоциирования предложил не сам Фрейд, а К.Г.Юнг и оба эти слова следует пояснить. Слово свободное – значит любое возможное, любая возможная связь, ассоциация. Например, сон – это ребус, набор деталей, разделил сон на части и по поводу каждой из них всевозможные ассоциации лежа на венской кушетке. Слово ассоциация – зацепка, ведущая к причине симптома. Психоаналитический сеанс включает две качественно разные части. Первая – готовность к выполнению инструкций. Часто человек говорит, что это не имеет никакого отношения к теме. Фрейд заметит, чем необычнее ассоциация, тем ближе к причине симптома. Вторая часть – аффективная задержка, нежелание больше говорить ни о чём. Например, придумывание способов использование кусочка мела. В конце вы говорите, что больше не знаете способов использования. Но анпациент алитика, если больше не остаётся ассоциаций, то можно сделать вывод, что пациент не хочет больше вспоминать, а значит, человек приблизился к причине симптома.
Пример типового сновидения, связанного с типовым комплексом по Фрейду – эдипов комплекс[164] (коплекс Электры для девочек). Во все времена существовала проблема отношений в семье между родителями и детьми. В семье есть ребёнок – Я, есть мать и отец. Я мальчик. Каково должно быть отношение к отцу? Прежде всего, он безусловный образец мужского, мальчик стремится стать как отец, стать отцом когда-нибудь в собственной семье. Но пока при полном подражании отцу есть проблема. В пределе быть отцом значит быть мужем матери и поэтому отец для мальчика может быть и соперник. Для мальчика данный комплекс – это амбивалентное отношение к отцу и блокада эмоциональной связи с матерью.
Сновидение[165]. Молодой человек обращается к Фрейду. Сон посещает каждую ночь. За юношей гонится огромный слон, преследует а в конце юноша перед закрытой дверью в ужасе просыпается. Фрейд выделяет две детали – слон и дверь. Просит ассоциировать на тему слона, попытаться вспомнить события в раннем детстве. Юноша вспомнил как отец в цирке склонялся над ним словно слон в зоопарке, от отца дурно пахло он пил. Закрытая дверь – это дверь в комнату матери, которая была закрыта. Юноша не получал материнской любви. Амбивалентное отношение к отцу и блокада эмоциональной связи с матерью.
Древние говорили: не надо рассказывать своих снов. Тот, кто рассказывает свои сны, рискует рассказать о себе больше, чем хочет сам, что люди узнают о его подлинных искусственно созданных мотивах, побуждениях. Профессионал после сна быстро ищет лист бумаги и карандаш, чтобы записать сновидение, которое затем может многое открыть. Сновидение – это мощнейшее психологическое оружие и с ним надо обращаться очень аккуратно.
3) Ошибки обыденной жизни. Это тоже материал для анализа причин симптомов. Оговорки, потеря вещей, забывчивость в намерениях. Это тоже проявления бессознательного, нерешенных проблем, вытесненных желаний. Оговорки иногда иначе как проговорками не назовешь. Примеры. Председатель общества, добивающегося права общественного признания, наконец, получают право. Председатель выходит на сцену и говорит «Разрешите мне закрыть наше торжественное…» - чистый случай оговорки. Чаще бывает так, что оговорка – это нарушенная речь. В оговорке одна часть – то, что хотел сказать сознательно, а другая – то, что сказалось бессознательно. Скромный юноша влюблён в девушку из высшего общества. Один раз после театра подошёл к ней. И вместо слова «проводить» он спросил нельзя ли её «ударить». Сцепились два слова. На столе лежал дорогой красивый карандаш. По Фрейду искать карандаш надо так «Кто подарил, что с дарителем было в последнее время». В рассказе о Вердгаймере был фи-феномен. На первом курсе был шумок в зале, кто-то болтает – это причина, приведшая к тому, что лектор вместо буквы фи рисует букву пси. Рука лектора говорит пришёл на занятия поступил на психфак, не болтай, занимайся психологией.
Структура личности по Фрейду. Структура личности прежде всего пациента психоаналитика. Прежде всего, выделяется сознательное «Я» - это своеобразный центр личности. Но для пациента аналитика это сознательное «Я» окружено снизу и сверху ещё двумя инстанциями. Ф.Перлз что это как кусающие снизу и сверху собаки. Нижняя инстанция – «ОНО» - это то, что как аналог платоновского тела мешает развитию «Я», какое-то явное влечение[166], которым человек пока не управляет, телесная нужда приводящая к личностным проблемам, неуправляемая природа. А наверху – как у пациента аналитика есть образец подражания «Сверх-Я». Я сознательно, а Оно и Сверх-Я бессознательны, их источник – это неразъясненный родительский запрет. В таком возрасте, когда родитель для ребенка - безусловный авторитет, что-то запретили, на вопрос не было ответа. Сверх-Я – это неразъясненный культурный запрет. Неразъясненная культура[167] становится чем-то вроде внутренней цензуры, чего-то делать нельзя, а почему нельзя неизвестно. Где лежат конфликты в личности невротика. Первый конфликт в личности невротика – между Я и Оно. А второй более глубокий конфликт полностью в бессознательном, что порождает симптом – между Оно и Сверх-Я, между неуправляемой природой и непонимаемой культурой.
Пример грубого пациента психоаналитика. Это всегда подросток, готовый к росту, но ещё не взрослый, человек пока не совершил какого-то личностного выбора. Подросток часто человек с подчеркнутой чертой характера, т.с. акцентуант (гипертимный, истероидный, эпилептоидный и т.д.). Обычный подросток своего диагноза толком не знает, приходит к терапевту ожидает узнать как ему быть, как действовать, что делать. Терапевт не сообщая о диагнозе, говорит что человеку пока не стоит попадать в некоторые ситуации (где много народу и т.д.). Чтобы не совершить что-то за что будет стыдно. Предположим пациент решил слушаться совета терапевта. А грубый пациент свой диагноз узнал и из принципа начинает ходить туда, куда ему не следует. Как бы свою черту подчеркнул второй раз. Он теперь принципиальный истероид, иногда звучат призывы «Истероиды объединяйтесь!» На языке Фрейда грубый пациент произносит «Да, вот такое я оно». И он снова придёт к терапевту, когда поймет что разница между Я и Оно всё-таки есть.
У обычного пациента аналитика есть проблема. Её можно либо решать либо не решать. Если проблема решается, то по Фрейду человек развивается как личность, личностно растёт. И если растёт, то это означает, что он стремится жить, а символ жизни или любви – эрос. Но если проблема не решается, значит, происходит падение вниз, стремление к смерти – танатос.
Роль раннего детства в возникновении симптомов. Есть период (2-3 года), когда ребёнок уже говорит (задаёт вопросы, получает ответы и т.д.), но потом когда станет взрослым, он этот период забудет. Начинает помнить себя с 3-4 лет. Забыл на уровне образных представлений (не помнит событий, которые случались), но помнит этот период эмоционально. Чтобы правильно понимать следует учесть, что Фрейд говорит о большой семье, где много детей, где есть отношения не только между детьми и родителями, но и с братьями и сестрами. Последние станут моделью отношений с другими людьми. В семье мальчик 2-3 лет. Типовая ситуация когда рождается маленькая сестра. Мальчик подходит к родителям и спрашивает, чем он отличается от родившейся сестрёнки. Понятно о чём спрашивает, о самом может быть главном, об эмоциональном участии. Пока он был самым маленьким, он был хозяином. А теперь что-то поменялось. Надо как-то деликатно обойти вопрос («Вырастешь, Саша, узнаешь.»). Но если вопрос понят буквально есть два варианта. Первый: авторитарный[168]родитель: «Ничего себе, об этом спрашивать нельзя!» Мальчик ничего не понял, спросил о чём-то важном. Проблема осталась нерешенной. Второй: либеральный вариант «Достану книжки, всё расскажу.» Мальчик опять не понял. Значит был вопрос, на который в принципе не может быть ответа. Даже неверное объяснение на данном этапе позволит снять тревогу мальчика.
Бессознательное – это след неверного решения важной жизненной проблемы, которое позволяет временно снять аффект (тревогу), но тем самым задерживает (сохраняет) его причину.
Лекция 7 (31.10.97) (наверх)
О Достоевском (0:28)Определение бессознательного точно по Фрейду. Для того чтобы правильно себе его представить имеет смысл вспомнить то, какую структуру сознания построил В.Вундт. Фрейд обращаясь к этой структуре помечает 3 сферы психики: 1) Сознательное (сознание) – это та самая структура, которую имеет ввиду Вундт 2) Предсознательное. Дело в том, что каждый человек имеет богатый прошлый опыт, многое знает и умеет, но всё это в каждый данный момент не осознаётся и это находится перед порогом сознания. Актуально не осознаваемое, но с лёгкостью может быть осознанно по собственному желанию. 3) Бессознательное. Отлично от предсознательного по двум основаниям: это то, что имеет последствия в сознании, присутствует в нём, но причины в принципе этих последствий скрыты от сознания. И Фрейд не находит места бессознательному на модели Вундта.
Фрейд предлагает взглянуть на модель Вундта. Она ему напоминала модель Вселенной по Птолемею – в центре находится Земля, как бы наше собственное Я и вокруг Земли вращаются различные планеты. Коперник совершает революцию в астрономии (Земля не центр Вселенной), Дарвин– в биологии (человек только одна из ветвей), а сам Фрейд отменяет модель Вундта и совершает революцию в психологии. Психика по Фрейду неоднородна, в ней существует одновременно несколько инстанций, психика множественна, личность включает в себя несколько качественно разных инстанций и между ними могут возникать противоречия, которые одновременно могут приводить либо к болезненным симптомам, либо те же самые противоречия (например между Я и Оно) приводят к развитию личности.
По Фрейду нет ничего случайного, всё имеет свои причины (например в раннем детстве). А психоанализ тоже не случаен и имеет причины возникновения? Он возник в столице Австро-Венгрии – Вене. Это была большая европейская империя, которой в скором времени предстояло распасться на части. Ныне такого государства нет. Большая империя - это аналог большой семьи. В империи есть народы-дети, к которым отец относится по разному, но всех их опекает. Психоанализ понадобился для тех, кто уже решился жить самостоятельно без опёки, но пока не умеет этого делать. Может быть, Австро-Венгрия потому устояла, что именно там появился Фрейд.
Примерно так было и с Российской империей, тоже большое государство. У нас в стране был своего рода Фрейд. Это Фёдор Михайлович Достоевский. Он довольно полно и детально описал пациента психоаналитика. Если взять все названия произведений Достоевского и по очереди их прочитать: «Бедные люди» (невротик). Белинскому Достоевский говорит, что есть продолжение у «Бедных людей» - «Двойник» (это как бы второе Я). Белинский обиделся, дальше были «Униженные и оскорбленные» (типичный невротический круг, там постоянно идёт игра «Я тебя унизил и этим ты меня оскорбил»). «Белые ночи» (основной герой - мечтатель, пациент аналитика строит себе воздушные замки). «Записки из подполья» (желание спустится на дно, оказаться в подсознательном). «Преступление и наказание» (вопрос Раскольникова, с которым он идёт как с идеей – это типичная личностная ошибка: «Тварь я дрожащая или право имею?». В этом вопросе нет выбора, ответ: «Ты имеешь право убить старушку именно потому, что ты тварь дрожащая.» Если бы он не встретил девушку Соню, то наказания у него бы не было, он бы не понял - за что наказание). «Игрок» (пациент аналитика постоянно играет в игры и стремится выиграть. Анекдот: в гостинице «Москва» в 40-е годы грузины играют на бильярде. Один проигрывает другому, при этом присутствует третий. Проигравший выходит и покупает лотерейный билет. Третий ему говорит: «Кретин, ты играл с одним и проиграл, а теперь ты хочешь выиграть, играя с целым государством.»). «Идиот» (князь Мышкин – это юродивый, очень тонко чувствует всех людей, у него совершенно иное невротическое переживание[169] - выброшенности из природы, он говорит «У всего своей путь, всё знает свой путь, с песнью восходит и с песнью уходит». Один он ничего не знает и не понимает, он выкидыш из природы. Основное переживание пациента аналитика – его природные органы не совершенны). «Подросток» (именно подросток – это пациент психоаналитика, в этом возрасте начинаются проблемы. Готовый к росту, но ещё не взрослый). «Братья Карамазовы» (это хрестоматия по разработке эдипова комплекса, по разработке отношений сына к отцу).
Также у Достоевского в дневнике были новеллы «Маленький герой», «Мальчик у Христа на ёлке» (как бы путь вверх к выздоровлению). А два последних произведения зафиксировали путь вниз: «Бобок» (бессмысленное бормотание, невротик перестаёт понимать себя, собственный язык) и «Сон смешного человека» (это вся жизнь невротика, это скорее не жизнь а сон). Пропустил одно произведение, значит оно важно. В «Бесах» Достоевский предсказал историю России в ХХ в. Бесы – это кучкующиеся группы людей, это грубейшие пациенты психоаналитика. Относиться к ним надо очень спокойно. Например это патриоты, которые считают что именно им позволено любить Родину. Достоевский показал, что это не только бедные, но и больные люди.
Дата добавления: 2015-10-29; просмотров: 1039;