Тема 3. Общее представление о личности и ее развитии
Первый вопрос. Понятие субъекта, личности, индивидуальности, индивида (1:08)
Рубинштейн и Леонтьев по жизни были постоянными конкурентами. Они постоянно друг друга критиковали. Понятие субъекта и его основные свойства. Рубинштейн. Первое свойство субъекта. Деятельность или практика бытие – это есть взаимодействие субъекта с объектом. Объект это, конечно, окружающий мир как источник внешних воздействий, внешние условия деятельности. А вот субъект – это внутреннее условие деятельности. Свойство 1 – это активность субъекта. Внешние условия (S) действуют только через внутренние. S→□→R. Рубинштейн ещё не зная экспериментов Толмена это произнёс. Промежуточная переменная по Толмену – это и есть субъект деятельности, внутреннее условие. Субъект это всё то, что может изменить или модифицировать реакцию (R).
Свойство 2 выделяет Леонтьев. Книга Леонтьева «Деятельность. Сознание. Личность». Леонтьев несколько изменяет формулировку Рубинштейна. Внутреннее (субъект) действует через внешнее и этим само себя изменяет. Способность к изменению себя, к развитию и саморазвитию.
Свойство 3. У развития должны быть условия – это наличие противоречий. Наличие внутренних противоречий или множественность субъекта. Есть замечательный автор по развитию личности – И.С.Кон. Он очень любит цитировать Вознесенского: «Во мне семья, то есть 7 различных я».
Субъект не может быть рассмотрен как изолированный от мира. Субъект включён в жизнь, в мир. В каждом из нас может быть три разных субъекта, каждый человек включён в разные предметные области – природа (А), общество (Б) и культура (В).
(А) Природный субъект – это субъект активного гибкого приспособления (адаптации) к изменяющимся условиям окружающей среды. Ключевое – слово «приспособление» (адаптация). Подобный опыт выработан в процессе эволюции. В данном определении можно иметь ввиду не только человек. Человек как часть природы и сам есть животное, поэтому определение относится и к другим животным.
(Б) Социальный – это субъект присвоения и адекватного применения коллективных сознательных представлений, способов поведения, имеющихся в данном обществе. Ключевое – «присвоение». В каждом обществе свои социальные правила.
(В) Культурный – это субъект самостоятельного и ответственного решения собственных проблем на основе общечеловеческих универсальных абсолютных норм. Ключевое – «решение».
Поясним в первый раз разницу между социальными правилами и культурными нормами[171]. Сменим материал. Личностную проблему можно уподобить творческой задачке, головоломке. Знаменитая задача про 6 спичек (из них нужно построить 4 треугольника со стороной в одной спичку). Если пробовать решить её на плоскости, то никогда не найдется решение. Природным мы являемся по факту нашего рождения, социальным – когда входим в общество, а культурным можно быть или не быть. Культурные нормы это принципы решения личностных проблем, а социальные правила – это различные реализации данных принципов, зависящие от местных и временных условий. Социальных правил в принципе гораздо больше, чем самих норм. Нормы абсолютно, социальные правила относительны (зависят от конкретных условий).
Понятие личности. Любое понятие имеет свой объем и содержание. Понятие личности имеет три варианта объема. Вариант 1 – личность в широком смысле, это синоним слова субъект, даже природный субъект относится к личности. Опираемся в первой точке зрения на С.Л.Рубинштейна. В любом отечественном учебнике психологии личность используется в этом широком смысле. Слово личность в этом варианте адекватно скорее не для общей, а для дифференциальной психологии. Здесь личность можно заменить термином индивидуальность – это совокупность всех психических свойств, способов поведения субъекта, которые отличают его от других. Индивидуальностью обладают и животные. Странный парадокс: личность в широком смысле присуща и животным.
Вариант 2. Более узкий - включает только двух субъектов прежде всего социального (Б) и культурного (В). Леонтьев называет (Б) и (В) личностью, а природного субъекта – индивидом. Индивид природен, личность социальна. Представитель этой точки зрения – Альфред Адлер. Его основные понятия. Социальное чувство или чувство общности, тесно связано с необходимостью в общество и занять в нём полноценное место. Адлер изменяет Фрейду, который всё сводил к телесным нуждам. Психология Адлера – социальный или неофрейдизм[172]. У социального чувства есть преграды, препятствия к его реализации: а) наличие физических дефектов (пример из Леонтьева: у ребёнка врожденный вывих тазобедренного сустава; этот природный факт может иметь отношение к личности как преграда вхождению в общество; физический дефект может даже отсутствовать, но человек что-то в себе интерпретирует как дефект) б) авторитарное воспитание[173]в) излишняя эмоциональная опека. Это возможные источники комплекса неполноценности[174] (комплекс собственного несовершенства; проявляется в негативных эмоциональных реакциях; человек неудачно или не попал вовсе в социальный субъект, но так как есть собственная проблема он может попасть в культурный субъект). Компенсация комплекса неполноценности, бывает негативной и позитивной. Негативная – компенсация социальных последствий комплекса (уход от общества, неверная защита[175], стремление к личному превосходству, которое не зависит от собственных способностей, быть первым в любом деле независимо от содержания, это стремление выступает как стремление к власти).
Позитивная компенсация культурная и следовательно социальная, это компенсация причин комплекса. Адлер спрашивает, не замечали ли вы, что знаменитый художник обладал дефектами зрения, оратор – дефектами речи, музыкант – дефектами слуха[176]. Именно там, где содержится причина комплекса неполноценности, человек ставит себе жизненную цель. Жизненная цель строится на материале препятствий к реализации социального чувства. Алла Демидова рассказывала, что обладала серьёзнейшим дефектом речи, что закрывало путь на актерскую сцену. Жизненная цель достигается в сотрудничестве с другими людьми. Неверные защиты приводят к уходу из общества, а достижение продуктивной цели осуществляется в сотрудничестве с другими людьми. Профессия, дружба[177]и любовь[178] – три вида сотрудничества или кооперации с другими.
Индивидуальный жизненный стиль – это совокупность стратегий достижения жизненной цели. Это характер, который формируется вместе с развитием личности. Про Демидову психолог скажет, что у неё особенность индивидуального жизненного стиля. Тут же можно назвать Вертинского. Это уже не дефект, а особенность. У Демидовой могут быть ученики и они могут захотеть подражать индивидуальному стилю. И если станут, то будут подражать остаткам чужого дефекта. А ему невозможно подражать. Адлер скажет: индивидуальность – это уникальность субъекта.
Вариант 3 личности. Личность в точном смысле есть лишь субъект культуры (В). В данном варианте социальный и природный это только индивиды. Есть природный индивид, социальный индивид и наконец личность. Индивид присваивает опыт (прежде всего чужой опыт), а личность преобразует опыт (прежде всего собственный опыт). Эта точка зрения свойственна К.Юнгу.
Когда Юнг работал с Фрейдом, они подмечали совпадения символики (сновидений и легенд). Была идея написать сонник Фрейда, толкователь снов. Юнг высказал гипотезу существования коллективного (общечеловеческого) бессознательного. Фрейд сказал Юнгу о том, что подобных утверждений делать нельзя, потому что их невозможно проверить. Тогда Юнг решил стать не только исследователем, а прежде всего практиком и решил что будет рассуждать на языке символов своих пациентов. Коллективное бессознательное – это совокупность универсальных личностных проблем, которые могут возникать перед людьми во все времена. Набор типовых проблем (отношения между родителями и детьми, проблемы выбора профессии, создания собственной семьи и мн. др.) Единица коллективного бессознательного – архетип – это форма постановки и возможного решения универсальной личностной проблемы. Скажем представление о себе – это архетип, как бы место, которое должно быть заполнено. Само бессознательное символизируется образом глубокой воды. По воде может бежать рябь, изображение на воде может ошибочно принять за собственную тень. Первый архетип, с которым встречается каждый – тень – это то же самое, что у Фрейда Оно, это мой антипод, образ врага. Как енот в мультфильме пугается собственной тени. На самом деле тени бояться не надо. Основной архетип по Юнгу – самость – это когда человек хочет сказать, что что-то сделал сам, но опускает слово «Я», и признаёт что такова моя сущность, такова моя самость. Первое переживаемое чувство - собственной уникальности, решил сам без помощи. Одновременно с этим есть понимание, что данную проблему до него решали также миллионы людей, это как бы приобщение к человеческому роду. Самость называют реальным Я, подлинным Я, настоящим Я и т.д.
Посмотрим как называются инстанции А, Б, В у разных авторов. Первое имя У.Джемс, как он называет три наши инстанции.
Лекция 8 (13.11.97) (наверх)
Первое понимание объема: личность – это перечень всех свойств, индивидуальность. В таком понимании мы находимся не в рамках общей, а в рамках дифференциальной психологии.
Второе понимание А.Н.Леонтьева: социальный и культурный – это личность, а природный – это индивид. Адлер скажет, что личность начинается с социального чувства. Если субъект решает проблему – он становится развивающейся личностью.
Третье понимание личности в точном узком смысле: К. Юнг её именовал словечком «самость» - переживание своей уникальности и единство с человечеством. Здесь культурный субъект – это личность, а социальный и природный – индивиды. По Леонтьеву личность рождается дважды. Первое рождение личности происходит внутри социального индивида, внутри своего общества, социального слоя, группы. В качестве личности первый раз нельзя иметь отдельного человека, это обязательно двое людей (жрец и прихожанин, ученик и учитель, взрослый и ребёнок). Второе рождение личности происходит вне социального индивида, т.е. оно не имеет социальных опор (например выбор профессии должен опираться на собственные возможности, создание семьи включает полностью самостоятельный выбор).
Рассмотрим субъектов с позиций 1) Джемса, 2) Фрейда и 3) Бёрн.
1) Структура личности по Джемсу. Трёх субъектов он назовёт различными «Я». Природный – физическое (материальное) «Я». Казалось бы, просто организм, тело человека, но это не так. Потому что Джемс под этим понимает всё то, с чем мы себя отождествляем (скажем, одежда, предметное окружение, члены семьи). Например, птицы как бы поют «Здесь хозяин я».
Социальное «Я», «Я» для других – это субъект взаимодействия и общения[179] с другими людьми в типовых ситуациях. Способы общения, взаимодействия с другими людьми (социальные привычки) – они нужны для того, чтобы упорядочивать общественную жизнь. В общественной жизни не должно возникать проблем, она должна быть в порядке. Возник вопрос – сразу должен быть получен ответ. Общение происходит знаками. Один автомобилист рассказывал, насколько удивительно интересно и спокойно в Финляндии водить автомобиль, там всё раззначено. Только возник вопрос сразу получаешь ответ в виде нужного знака.Помимо социальных есть и индивидуальные привычки – это как бы резерв для социальных, может оказаться что это индивидуальные особенности будут замечены (быть замеченным одна из потребностей). Инициативные должны быть немножко богаче, чем другие.
И наконец культурный субъект Джемс называет Духовное «Я». У Джемса были работы посвященные религиозному опыту, но духовное Я не ограничивается лишь приверженностью к той или иной религии. Духовное Я – источник активности, решимость, воля, развитие воли. Всех ли этих трёх субъектов может изучать психолог? Природный может, потому что природа живёт по закономерностям. Социальный тоже можно, так как социум имеет механизмы и правила. А духовное изучать нельзя. Либо свобода воли есть, тогда наука есть. Либо свободы воли нет, тогда науки о воле быть не может.
2) Структура личности по Фрейду. Фрейд имеет дело с больной личностью. Пациент Фрейда неудачно родился в первый раз не знает к какой группе ему пристать (в семье были плохие отношение и т.д.), но и второй раз не удаётся родиться. По Фрейду А – это Оно, неуправляемая природа, неуправляемое телесное желание. Б социальный субъект – это Я, сознающий себя индивид, хозяин своих желаний. А на верху где должны быть культура – там у пациента сверх-Я, это непонятная культура. У пациента конфликт неуправляемой природы с непонимаемой культурой. Пациент начинает защищаться. А подлинная защита – это конечно культура, а невротик строит защитный механизм. Невротику свободу заменяет защитный механизм (например отрицание реального обсуждаемого травмирующего события, тогда человек безразличен к логике). Фрейд говорит, что изучать надо механизмы защиты. Если их узнать, то человек избавится от своих проблем. Например, журналист приглашает видного политика. И спрашивает: «Правда ли что вы хотели ввести войска в одну из республик нашей страны? Представляете что было бы, если туда ввести войска?» Видный человек отвечает: надо бы узнать откуда у вас этот документик, а вообще-то вы правы, я отвечаю за всё, когда я принимаю решения я полностью отвечаю за все их последствия. Следующий вопрос: «Правда ли что вы в коммандировке имели в своему окружении уголовного преступника?» Ответ: разве я могу отвечать за все последствия своих решений? Это отрицающий по Фрейду, фантазёр.
3) Э. Бёрн рассматривает субъекта общения. Иными словами тот период, когда личность и социальный индивид совпадают. Бёрн называет: А природный – это ребёнок, дитя, субъект неуправляемых желаний. Б социальный – взрослый, субъект принятия решений в конкретной ситуации. В культурный – это родитель, он должен быть в каждом как носитель универсальных культурных принципов. Что такое культурный запрет? Родитель даст два ответа. Один ответ будет адресован ребёнку, и совершенно другой ответ – взрослому. Для ребёнка: нельзя потому что нельзя, бессмысленно объяснять ребёнку почему нельзя. Мамардашвили вспоминал, когда он был маленьким, ему приходилось объяснять почему нельзу ударить женщину. Казалось, что надо сначала всё объяснить, некое мироздание, следовательно женщину бить нельзя. А потом он понял: бить женщину нельзя, потому что нельзя и никакой мозговой скрежет к этому никакого отношения не имеет. Если ударил женщину, значит в принципе можешь ударить мАть. И можешь не любить Родину. И тогда ответ родителя взрослому. Первый смысл «нельзя» значит запрещено. А второй – нельзя значит невозможно, сколько не делай всё равно не сделаешь, не стоит потому что всё равно ничего не выйдет.
Есть люди, которые этого не понимают. Например, И.Кулибин не понимал элементарной физики. Он был мыслитель не вербального, а визуального типа и всю свою жизнь строил вечный двигатель. 20% ещё предлагал какие-то технические приложения. Наверное, у него была трудная жизнь. Хоть и хороший человек, но пациент аналитика. Его проблему решить нельзя. Или, например, коммунизм как попытка построить рай на Земле. Всякий кто строит рай на Земле пациент аналитика.
Роль природы общества и культуры в развитии личности. Природа это только предпосылка (задатки[180] способностей, свойства темперамента). Например, предпосылки для личностных проблем, это исходные данные, это материал для преобразования. Или объем рабочей памяти 7+-2, можно только менять элементы. Социальная среда есть необходимое условие развития личности. Человек впервые становится личностью только в обществе. Необходимое для первого рождения личности, и недостаточное - для второго, которое совершается уже без общественных опор.
Культура. А) прежде всего культурная норма – это универсальный принцип решения конкретных личностных проблем. Теорема Пифагора это в задаче принцип, а как их применять покажет условие Б) Культурный предмет – это средство преобразования природы Пример Леонтьева: ложка для ребёнка сначала что-то лишнее и каша всё время оказывается за ухом; а потом движение постепенно начинает подчинятся логике орудия, т.е. ложка определила движение руки; рука с ложкой (ухо слышащее музыку, глаз, который видит живопись) – это уже преобразованная природа. в) культурный запрет или норма – это защита преобразованной природы; преобразовал природу – изволь её защитить. Когда появились автомобили сначала не было никаких правил и пешеходы с автолюбителями соревновались кто кого, а потом появились ПДД и если их соблюдать, то в принципе будет безопасно. Ты в ответе за тех, кого приручил. (С.Экзюпери)
Второй вопрос. Общее представление о развитии личности. Личность в онтогенезе[181] (1:46)
Личность рождается дважды. Сначала интересно то, как рождается личность в общественной истории. Можно выделить два типа обществ: традиционное (ремесленная средневековая община цех, экономически отсталые племена на островах или в джунглях, первобытные люди) и современное (обществе существующее в нашем времени, но современные общества появляются с эпохи возрождения).
Для чего нужна личность и как её искать. Она нужна для решения проблем (скажем проблем выбора). Всё разнообразие проблем человеческих сводится к двум основным – это выбор профессии и создание собственной семьи. Но если спросить есть право у человека в традиционном обществе выбирать профессию и супруга, то ответ отрицательный, такого права там нет. Личность надо искать по принадлежности к культуре. В традиционном обществе хранителями культуры являются жрецы, шаманы, священники, это особый социально-политический институт, сословие. Целый слой надо поименовать словом личность. Личность и социальный индивид здесь при первом рождении совпадают. Дюркгейм: туземец тогда переживает себя личностью, когда его персональность входит в коллективное «мы» (во время священного праздника, выполняя ритуал). Здесь пока нет различия между «я» и «мы». Джемс: коллективное чувство, течение. Скажем, на демонстрации попал в буквальное течение или на дискотеке переживаем коллективное чувство. Важнейшее чувство – сопричастие с социальным целым. У человека традиции дистанции нет, есть только «Мы» и «Они» («мы» мягкие справедливые, наши враги «коварные»). На индивидуальном уровне жрец отвечает за правильный выбор профессии своим прихожанином, учитель отвечает за правильно выученный урок своим учеником. Личность нужна для того, чтобы каждый индивид присваивал социальные нормы[182]. Здесь нет разницы между усилием и насилием.
Итог по традиции. Самостоятельность здесь неполная, на уровне группы. Ответственность здесь совместная. Культурный субъект понимает абсолютные нормы. Культурные нормы и социальные правила не различаются.
Личность в современном обществе.
Чтобы личность возникала в современном обществе необходимы условия. В эпоху возрождения появилась возможность менять социальные позиции. Комедия Мольера «Мещанин во дворянстве». Сменил позиции. Прежде всего герой сталкивается с проблемой, как себя вести. Что дворяне флиртуют это понятно, но как ведут себя прилично не ясно. Нанимает учителей. Рано или поздно приходит к выводу, что теперь здесь и сейчас приходится опираться на собственные способности. Герои возрождения – это чемпионы смены социальных мест.Человек начинает быть самостоятельным, критичным. Другой драматург Бомарше. В чём трагедия в комедиях Фигаро – это конфликт между человеком традиции (граф) и современным (Фигаро). То, что графу далось по факту рождения, того фигаро добился своими силами. Даниэль Дефо «Робинзон крузо» - это учебник по второму рождению личности, потому что Робинзон – это выскочка из семьи, самостоятельный путешественник сначала попадает в рабство к «другим» и из этого рабства убегает как хитрый и умелый, однако домой не возвращается и когда попадает в кораблекрушение он попадает в плен к природе (в т.ч. к собственной), из природного рабства уже не убежишь. Фрейд говорит, что тело это место где можно жить. Крузо выживает за счёт того, что пока корабль не унесло, собирает что успеет из культурных предметов. За счёт этих предметов останется жив и как социальный и как природный индивид.
Герой возрождения – путешественник, он меняет географические места, он видит что во всяком обществе есть свои относительные социальные правила. В ХХ в. Была проблема - создать справочник для путешественников такой, чтоб хотя бы знать где как кивать головой чтобы сказать нет или да. Так вот такого справочника невозможно создать. Важно понять, что есть правила или нормы общие для всех людей. Нужно различить социальное и культурное.
Остров Крузо обитаем людьми, диким племенем канибалов. Робинзон встречает племя дикарей. Племя привозит на остров пленников и забивает и съедает их. Робинзон от страха начинает строить защитные механизмы. В пещере он был в безопасности. Один крайний вариант – его поймают и съедят. Как кто он погибнет? Дикари живут по закону «мы» и «они». Робинзон для них «они». В другом случае он станет страшным и коварным, но всё равно «они». Он в результате делает вывод, что современному человеку нельзя делать то, что можно традиционным дикарям – т.е. убивать себе подобных, потому что это самоубийство.
Была передача. Некий потенциальный заказчик убийств спрашивал что ему делать обретать эту профессию или нет. «Психологи» не нашлись что ответить. Ответ такой: хочешь убивать плохих людей? Убери слово плохих. Хочешь убивать людей. Хочешь убивать себе подобных. Вывод: я есть плохой человек. Но ты ведь жив и тогда зачем ты сюда пришёл?
Когда личность выскочила из социального индивида она всё время кричит «Я!». Есть притча про лягушку-путешественницу. Вот её несут в дальние страны пошёл переход во второе рождение. Зеваки думают кто же создал такое социокультурное средство. Наконец она кричит «Я!» и попадает в длинную очередь психоаналитика.
Дата добавления: 2015-10-29; просмотров: 1227;