ИМПРОВИЗАЦИЯ НА ЗАНЯТИЯХ МУЗЫКОЙ
Импровизация позволяет развить у воспитанников умение художественно-творчески мыслить, т.е. анализировать проблему, устанавливать полихудожественные связи, интегрировать и синтезировать художественную информацию.
Основные задачи:
• воспитание эвристического стиля мышления;
• развитие музыкально-слуховых способностей;
• обучение основам импровизации на занятиях искусством;
• формирование целостного восприятия художественной картины мира в процессе выполнения импровизационных творческих заданий.
Любое творческое задание предполагает создание художественно-импровизационного продукта непосредственно на занятиях. Критериями оценки выполнения творческих заданий становятся быстрота включения в творческий процесс, способность индивидуально и продуктивно выполнять задание, смекалка, нестандартность мышления, степень соответствия художественному замыслу.
В заданиях широко используется принцип игровых проблемных ситуаций, ориентирующих детей на поиск, инициативу, творчество. Из всего многообразия творческих действий импровизация доступнее и ближе воспитаннику любого возраста. Ее особенность в том, что она придает деятельности поисковый характер, основанный на интуиции. Начинаясь с эмоций, чувств и фантазий, импровизация включает в создание художественно-творческого продукта силу ума, работа которого мгновенно выбирает нужную форму реализации художественного замысла. Практика подтвердила доступность, легкость, осмысленность выполнения заданий обучающимися всех возрастных категорий. И главное – импровизация убеждает в способности творить и открывать новое, развивает внимание и мышление.
Художественно-творческое мышление рассматривается как способность образно мыслить и основано на тесной связи не только со звуковой, интонационной природой музыкального искусства (Б. В. Асафьев, В. В. Медушевский), но и с искусством живописи, танца, слова и т. д. Например, интонация, возникая в результате взаимосвязи элементов музыкального языка, является первичным образно-смысловым и структурным компонентом музыкального произведения. Интонационные комплексы, взаимодействуя в процессе музыкального высказывания, формируют художественный образ произведения. Аналогичные мыслительные процессы происходят при освоении других видов искусства.
Развитию художественно-творческого мышления способствует применение полихудожественного метода обучения, который помогает устанавливать ассоциативные соотношения музыкальных, живописных, поэтических, танцевальных, театральных явлений с собственным жизненным опытом детей. Данный метод позволяет осознать свои эмоции и апеллировать как к обобщенным художественным идеям, так и к конкретным художественным образам. Создание полихудожественного багажа – благоприятное условие для успешной творческой импровизации, художественной деятельности в целом (восприятие, понимание и воспроизведение какого-либо произведения искусства).
Импровизация открывает новое, непредвиденное решение творческих задач. Создавая тот или иной образ, ребенок может самостоятельно придумать считалку, сочинить мелодию к ней, выбрав темп и регистр, исполнить ее на инструменте, изобразить характер движения создаваемого образа-персонажа, сделать рисунок, часть костюма, создать декоративный фриз и т. д. Обобщение начальных представлений, связанных с образами и картинами окружающего мира, позволяет глубже постичь содержание художественного образа и характер воспринимаемого произведения.
Первичным формам творческой деятельности необходимо уделять особое внимание. С их помощью не только творят, но уже в процессе обучения используют и закрепляют полученные знания и навыки.
Комплекс творческих заданий и упражнений по элементарной импровизации становится своеобразным введением в мир искусства. В результате создания определенных условий достигается умение слышать целостную структуру произведения, допустим музыкального, и весь ход авторской мысли в нем. Для этого необходимы следующие условия:
• создание «очага оптимальной возбудимости»: яркий, выразительный показ музыкального, литературного, живописного материала педагогом, для того чтобы произведение было воспринято и «пережито» детьми эмоционально;
• конкретизация вопросов, задач и заданий, четко определяющих рамки их выполнения и вызывающих творческую активность;
• соучастие обучающихся в процессе исполнения. Начинать обучение такому соучастию надо с формирования представлений о выразительных средствах искусства и их связей, допустим, слуховых ощущений с ощущениями двигательными и пространственно-временными.
Тем самым осознается характер художественного произведения, в непринужденной форме закрепляются отдельные закономерности, например, музыкальной речи (ритмические, ладовые), а также теоретические понятия, необходимые для свободной элементарной импровизации.
Дата добавления: 2015-10-29; просмотров: 867;