Национализм как актуальная политическая идеология
Идеология теснейшим образом связана с формированием и институционализацией идей нации и национального государства. Более того, в течение последних двух трех столетий идеология и национализм дополняли и стимулировали друг друга.
В ХХ в. Оба феномена приобрели универсальный характер и начали использоваться для обозначения широкого спектра явлений. Появившиеся в этом столетии понятия «буржуазный национализм», либеральный национализм, мелкобурж нац, нацизм и др. в основном применялись в качестве идеологических конструкций для оправдания и обоснования политико-партийных и идеологических программ соответствующих соц-полит сил.
Конец ХХ ознаменовался всплеском национализма, идеи национального самоопределения и определения множества новых национальных государств.
Однако парадокс в том, что при всплеске национализма в современном мире почти не осталось национально-однородных государств. Подлинно национальное гос-во, если понимать под таковым гос-во с населением, состоящим из одного этноса, является, скорее, исключением, чем правилом.
Как известно, под самоопределением понимается свобода каждого нар жить по собственным зак, под управлением избранных им самим властных структур, распор своей судьбой по своему усмотрению, при этом, не нанося ущерба свободе и законным интересам других народов.
Но, как показал опыт 90-х, распад многонациональных гос-в может привести к распаду устоявшихся властных структур и баланса власти интересов, а это в свою очередь способствует росту неопределенности и неустойчивости. А события на постсоветском и на постюгославском пространствах свидетельствуют о том, что такой распад чреват непредсказуемыми кровавыми последствиями, в которых даже в долгосрочной перспективе проигрыш для большинства вовлеченных сторон явно перекрывает все возможные приобретения.
Следует отметить и то, что нередко национальные движения, в идеологии которых преобладает этническое начало, довольно быстро исчерпывают свой мобилизированный потенциал. Более того, они создают благоприятную почву для утверждения авторитарных и тоталитарных режимов. Экспорт и поддержка сепаратистских идей и движений при определенных условиях имеют далеко идущие негативные последствия, поскольку они могут стать одним из главных источников и побудительных мотивов терроризма и гражданских войн.
Дополнительный материал:
Идеология
Левая идеология:
1. Коммунизм:
Созданная Марксом, Энгельсом, Лениным теория «научного социализма» (коммунизма) стремилась доказать, что коммунизм – это неизбежно следующая за капитализмом общественно-экономическая формация. Переход к ней осуществляется в процессе социалистич. рев-ии, которая совершается под руководством рабочего класса и его полит. партии – коммунистов.
Диктатура пролетариата рассм-ся как форма политической организации общества, обеспечивающая возможность построения коммунизма – общества без классов, без гос-ва, с уровнем развития производительных сил столь высоким, что создается возможность всеобщего изобилия, распределения по потребностям.
Результатом же соц. революции в России и др. странах явилось: огромный рост гос. аппрата и масштабов его вмеш-ва в жизнь граждан.
Гл. -радикальное переустройство общества на коммунистич. Началах.
2. Социал-демократическая идеология:
Гл. цель - обеспечение постепенной трансофрмации кап. об-вав направлении большей справ-ти в распределении ценностей, увеличения зависимости власти от насел-я, замещ-я классовой борьбы соц. солиданостью.
Сформ. в конце 19 в. социал-демократическая идеология возникла в качестве альтернативы капитализму. В этом качестве она первоначально разделяла важнейшие установки марксизма: - ликвидация капитализма,
- коренное переустройство общества путем обобществления средств производства,
- установление диктатуры пролетариата.
Но в реальной жизни получилось так, что социал-демократия, в общем, и целом отвергла эти идеи, признала общественно-политические институты и приняла общепринятые правила игры партии соц-демократической ориентации стали парламентскими и внесли существенный вклад в дело интеграции рабочего движения в господствующую систему.
Важнейшие принципы:
- Защиту прав человека.
- Принцип равных прав и возможностей (а не только равных возможностей, как в консерватизме).
- Политический и идеологический плюрализм.
- Социально ориентированную рыночную экономику в противовес абсолютизированному свободному рынку.
- Ограниченное государственное регулирование экономики.
- Создание эффективных регулятивных механизмов в предпринимательстве в интересах рабочих и мелкого предпринимательства.
- Принцип справедливой торговли.
- Равноправие и защиту всех форм собственности.
- Создание мощного государственного сектора в экономике, конкурирующего на равных с частным.
- Национализацию стратегически важных предприятий, особенно в военной, аэрокосмической, металлургической, нефтеообрабатывающей промышленности и энергетике.
- Социальное партнерство между трудящимися и работодателями
- Сотрудничество с профсоюзами.
- Сокращение разрыва между богатыми и бедными.
- Поддержку неимущих слоев населения.
- Создание «государства всеобщего благосостояния».
- Систему защиты экономических прав рабочих, предусматривающую:
Ограничение рабочей недели (до 35-40 часов).
Улучшение условий труда рабочих.
Повышение минимальной зарплаты.
Защиту от неоправданного увольнения.
Борьбу с безработицей.
- Эффективную систему социального обеспечения, предусматривающую:
Всеобщее бесплатное образование, равный доступ к которому имеет все население страны.
Государственную систему всеобщего бесплатного здравоохранения для всех граждан страны.
Государственную помощь в форме пенсий и пособий по инвалидности и безработице.
Государственную помощь для ухода за детьми.
Средний или высокий уровень налогообложения, необходимый для финансирования государственных затрат.
Введение новых законов по охране природы и окружающей среды (хотя и не настолько радикальных, как проекты «Зелёных»).
Снятие ограничений с иммиграции и мирное сосуществование культур и цивилизаций.
Секуляризированную и открытую прогрессивную социальную политику.
Внешнюю политику, соответствующую принципам мультилатерализма и участия в международных организациях типа ООН.
Таким образом соц-дем и коммунизм, возросшие практически из одной и той же социальной базы и одних и тех же идейных источников, по важнейшим вопросам мироустройства оказались по разные стороны баррикад.
Дата добавления: 2015-10-26; просмотров: 1010;