Этапы развития политического знания
Политическая мысль как суждения о власти, справедливом устройстве общества, имеющие характер мнений, возникла в глубокой древности. Первоначально политическая мысль как размышления о политических Идеях или же их изложение, в строгом смысле слова, не были политическими знаниями, а представляли собой догадки, убеждения, наставления и поучения о справедливом правлении и законопослушном поведении. Процесс формирования политической науки был эволюционным, он представлял собой процесс постепенного накапливания идей и методов исследования политики на качественно новом историческом витке развития мировой истории. Прежде чем политические идеи обрели рациональную форму и определенную самостоятельность от морали, философии и религии, прошло немало веков.
Следует представить процесс формирования политической науки как линейный, связанный с тем, что определение при роды и смысла мира политики всякий раз опиралось на тенденцию преемственности и обогащения каждого последующего периода развития политической мысли достижениями предшествующего этапа. На этом допущении процесс кристаллизации политических знаний, оформления их в самостоятельную отрасль развивался как процесс постоянного уточнения предмета исследования и совершенствования методов политологического анализа. На основе этой тенденции эволюционировала, в частности, западная политическая наука.
Однако кристаллизация политических идей, освобождение их от влияния религии, философии, морали, мистики вовсе не представляли собой процесс постоянно возрастающей рационализации представлений о государстве и власти. С точки зрения способов интерпретации политической реальности и формирования политического знания и обретения им рациональных форм, в истории политической мысли можно выделить, на наш взгляд, четыре этапа:
1) начальный этап (V в. до н. э. XVII в.) период формирования политической философии, включавшей идеи и выводы античных философов, политической теологии, содержащей откровения средневековых богословов, и начала политической науки эпохи возрождения. Эти теории во многом предвосхитили содержание будущей политической науки и ее методы;
2) этап рационализации (XVII - XIX вв.), охватывающий теории политических мыслителей Нового времени.
3) классический этап (первая четверть XIX в. - начало ХХ в.) период конституирования политической науки в качестве академической дисциплины в США, Германии Франции и Великобритании.
4) современный этап (ХХ - ХХI вв.) период складывания основных школ и направлений современной политической науки.
3. 2. Политическая мысль античности (Платон, Аристотель, Цицерон)
Политическое знание в Древней Греции и Риме существовало в форме политической философии. Политическая философия представляет собой попытку понять природу политических явлений на основе тщательного и рассудительного анализа политических фактов. В этот период были сформулированы нормативная (Платона) и аналитическая (Аристотеля) концепции политики, определившие главные направления эволюции политического знания. Традиция классической политической философии состояла в обосновании того, что цель политической жизни есть добродетель, а наиболее благоприятным порядком для добродетельной жизни является аристократическая республика или смешенная (умеренная) форма правления. Развитие политической мысли начального этапа было обусловлено стремлением понять природу политики, определить его место и роль в поддержании классового мира и разрешении возникших проблем.
Наиболее существенный вклад в развитие политической мысли внесли Платон своими работами «Государство» и «Законы», а так же его ученик Аристотель трактатом «Политика». Из римских философов заметное влияние на развитие политических представлений оказали работы видного общественного деятеля Цицерона «О государстве» и «О законах».
Основными темами политического анализа являлись:
1) Рассмотрение политики как единой формы цивилизованного бытия человека, предполагавшей нерасчлененность государства, общества и отдельного индивида;
2) поиск идеальной модели государства, способной обеспечить справедливость и порядок.
Политические идеи Древней Греции и Рима были обобщением опыта функционирования такой уникальной общественной формы, как античный полис (город – государство). Полис представлял собой особый тип общественного и государственного устройства, который опирался на экономический и политический суверенитет общины свободных собственников производителей граждан полиса. Этот суверенитет (принадлежность всей власти гражданам полиса) предполагал для каждого гражданина возможность и обязанность, прежде всего в форме голосования в народном собрании, участвовать в решении государственных вопросов. Следовательно, полис как тип социального устройства являлся реальным воплощением единства политической структуры и гражданского общества. Полис стал исходной социальной клеточкой, из которой выросла западная цивилизация. Однако замкнутость, отчужденность полиса от остального мира, ограниченность территории и немногочисленность населения во многом определили исторически ограниченный характер выводов античных авторов, которые оказались не пригодными для складывавшихся уже тогда больших национальных государств. Это касается определения эффективных и стабильных форм правления. Но именно античная политическая мысль сформулировала основные парадигмы и проблемные комплексы современной политической науки.
Дата добавления: 2015-10-26; просмотров: 1274;