Либеральная концепция
Либеральная трактовка гражданского общества восходит к работам Т. Гоббса (1588—1679) и Дж. Локка (1632—1704). Понятие ≪гражданское общество≫ было введено ими для отражения исторического развития человеческого общества, перехода человека от природного к цивилизованному существованию. Человек в ≪диком≫, ≪природном≫ состоянии, не знающий ни цивилизации, ни государства, развивается в хаосе всеобщей взаимной вражды и непрерывных войн. Естественному, догосударственному состоянию общества противопоставляется цивилизованное, общественно-политическое, олицетворяющее порядок и гражданские отношения. Естественным началом общества и жизни человека становятся не природа и необузданные природные страсти человека, а цивилизованность, т.е. исключительная способность человека сознательно объединяться с себе подобными для совместного проживания. Гражданское общество было признано условием удовлетворения базовых человеческих потребностей
в пище, одежде, жилье. Гражданское общество появилось в результате
процессов дифференциации и эмансипации различных сфер общественной
жизни (экономической, социальной, культурной), в рамках которых происходит удовлетворение повседневных потребностей индивида. Становление самостоятельных сфер общественной жизни отражало процессы возрастающего разнообразия деятельности индивидов и усложнения социальных отношений. Разнообразие социальных отношений было следствием становления автономной личности, не зависимой от власти и обладающей таким уровнем гражданского самосознания, который позволял ей строить свои отношения с другими индивидами разумно и целесообразно. В основе процесса кристаллизации независимого индивида, по Дж. Локку, лежит частнаясобственность. Она является экономической гарантией его свободы и политической самостоятельности.
Отношения между государством и гражданским обществом строились
на контрактной, договорной основе. По своей сущности эти отношения были цивилизованными, поскольку государство и гражданское общество вместе создавали условия для удовлетворения базовых человеческих потребностей и обеспечения жизнедеятельности индивидов. Государство охраняет неотчуждаемые права граждан и с помощью власти ограничивает природную вражду, снимает страх и тревогу за родных и близких, за свое богатство, а гражданское общество сдерживает стремление власти к господству.
Экономическая интерпретация термина ≪гражданское общество≫ связана с именем Адама Фергюсона (1723—1816). В своем главном труде ≪Опыт истории гражданского общества≫ (1767) А. Фергюсон предложил концепцию ≪коммерческого государства≫. Эта концепция рассматривает механизмы борьбы с феодальной бюрократией и обосновывает появление сильного, самостоятельного индивида, способного без участия государства решать многие задачи. При этом автор указывал на трудности, которые неотьемлемо связаны с возникновением избыточной коммерческой собственности: коммерческая цивилизация, по Фергюсону, ведет к тирании, при которой перестанут работать механизмы саморегуляции гражданского общества. В то же время в ≪Опыте истории гражданского общества≫ подчеркивалось, что без частной собственности невозможно существование свободных граждан и гражданского общества как такового.
Классик либеральной мысли Адам Смит (1723—1790) считал, что
построить гражданское общество возможно исключительно на основании принципа laissez faire, т. е. принципа невмешательства. Смит был наиболее влиятельным и последовательным его защитником.Свобода, которая обеспечивается конкуренцией на свободном рынке, состоит, по Смиту, в равных для всех индивидов возможностях личностной реализации. Государственное вмешательство в политическую и экономическую сферы должно быть минимальным. Правительство призвано защищать государство как территориальное объединение отвторжений, любыми способами отстаивать частную собственность,честное правосудие, поддерживать гражданский порядок, обеспечиватьсоциально-экономическую инфраструктуру и общественное образование.Все другие вопросы должны решать свободные граждане, образующие гражданское общество, исходя из собственных предпочтенийи стремлений.
Позитивистско-либеральная тенденция в анализе гражданского
общества представлена подходом Гегеля. По его мнению, гражданское общество есть совокупность индивидов, удовлетворяющих с помощью труда свои повседневные потребности. Основой гражданского общества выступает частная собственность. Однако, по Г. Гегелю, не гражданское общество являлось, движущей силой прогресса, а государство: оно воплощает Абсолютный Дух, который лежит в основе развития всего сущего. Примат государства по отношению к гражданскому обществу, по Г. Гегелю, был связан с тем, что основой развития всего и вся является ≪Мировой Дух≫, или ≪Абсолютная Идея≫. Гражданское общество было ≪инобытием≫ Духа-Идеи. Напротив, именно государство было наиболее совершенным воплощением Мировой саморазвивающейся Идеи, самого могучего проявления человеческой личности, олицетворением всех добродетелей, соединением политического, материального и духовного начал. Государство защищало человека от случайностей, обеспечивало справедливость и реализовывало всеобщность интересов. Гражданское общество и индивид
подчинены государству, ибо именно государство интегрирует отдельные группы и индивидов в органическую целостность, задавая смысл их жизнедеятельности.
Как показал исторический опыт тоталитарных режимов, опасность существования всеобъемлющего государства состоит в том, что оно поглощает гражданское общество и не стремится гарантировать гражданам их права и свободы.
Дата добавления: 2015-10-26; просмотров: 2586;