Древнегреческий период развития античной литературы 5 страница
Вклад романтизма как новой формы художественного освоения жизни в художественное развитие человечества велик:
- показ зависимости человека от материальной стороны жизни;
- преобладание субъективно-лирического момента, то есть отношение героя к жизни важнее изображения самой жизни;
- отказ от идеи рационализма повлек за собой бурное развитие лирике, лирика настроений изображалась даже в природе, а поэтический образ приобрел второй, иносказательный, символический смысл;
- внимание к миру человеческих чувств влияет и на смену жанров прозы - вместо повести, романа, мещанской драмы на первое место выходят поэма и лирическая драма;
- свобода поэта в использовании всех художественных средств, долой правила классицизма, долой рассудочность просветительства;
- усиление интереса к национальному прошлому и национальной культуре, (национальные сказки, легенды, песни), интерес к национальным особенностям каждого народа;
- закладываются основы теории научного перевода, формируется понятие мировая литература.
Джордж Гордон Байрон (1788 - 1824) - родился в Лондоне, принадлежал к старинному, но обедневшему аристократическому роду по отцу, по матери - богатой семье шотландских землевладельцев, отец умер, когда мальчику было 3 года, мать увезла его в Шотландию, Абердин, где хромой одинокий мальчик рос среди гор в деревне до 11 лет. В 11 лет после смерти своего двоюродного деда унаследовал титул лорда и поместье Ньюстед в Ноттингеме. Учился в закрытой школе в Гарроу, потом в Кембридже (история, литература, риторика), рано начал писать. Первый поэтический сборник - «Цветы досуга» - рассказывал о неудовлетворенности действительностью, ханжеством светского общества, мечтах о гражданском подвиге и забвении на лоне природы.
В 21 год Байрон вступил в Парламент, в палату лордов, пытался выработать самостоятельную позицию, а потом отправился в заграничное путешествие, посетил за 3 года Португалию, Испанию, Албанию, Грецию, Турцию, везде был свидетелем острых политических конфликтов, испытывал ненависть к деспотизму и сочувствие к национальной борьбе народов. Его путевой дневник впоследствии станет основой для «Паломничества Чайльд Гарольда» (1812). После возвращения в Англию произнес в Парламенте речь в защиту луддитов, а своё второе выступление посвятил защите национальной независимости ирландского народа. Был принят так, что больше никогда не переступал порога Парламента.
1813-1816 - время создания восточных поэм («Гяур», «Корсар», Лара»). Лиро-эпические произведения, в которых изображаются страны Ближнего Востока, экзотика и гордый герой, порывающий связи с цивилизованным обществом и ищущий пристанища на Востоке. Бунтарь, одиночка, конфликт с обществом, пессимизм и индивидуализм характерны для него.
В 1815 году Байрон женился на Аннабеле Мильбенк.Её состоятельная дворянская семья была против этого брака, они прожили только год, после этого разошлись, а семья клеветала на Байрона, осуждая его за безнравственность и другие пороки. В 1816 году Байрон навсегда покидает Англию, поддерживает отношения только со своей сводной сестрой Августой Ли.
1816-17 гг. жил в Швейцарии, познакомился там с Шелли и другими поэтами-романтиками. В 1817 году появляется драматическая поэма «Манфред», написана под влиянием «Фауста», а главный герой - мрачный индивидуалист и пессимист, бунтарь.
1817-1823 - жил в Италии, был свидетелем движения карбонариев. Граф Гамба, его сын Пьетро - друг Барона, дочь Тереза Гвиччиоли- - его возлюбленная. Наконец вышел из состояния духовного кризиса. Его «Дон Жуан», «Бронзовый век», «Каин» свидетельствуют об этом.
1823 год - решил отправиться в Грецию, чтобы участвовать в освободительной борьбе греческого народа против турков. Купил корабль, возил в Кефалонию и Миссолунги оружие, занимался обучением новобранцев, снабжением повстанцев. Весной 24 года заболел злокачественной лихорадкой, к ней добавилось воспаление легких. По его завещанию сердце похоронили в Греции, тело в Англии, в Хакнолле (Ньюстед), в Весминстерском аббатстве не разрешили.
«Паломничество Чайльд-Гарольда» - молодой аристократ, пресыщенный удовольствиями и разочарованный в жизни, «отцовский дом и замок древний» оставляет без сожаленья. Под маской ветреного и развращенного аристократа у англичанина скрывается духовно богатая, но надломленная и противоречивая личность. Источник этого - конфликт с обществом. В результате тоскующий одинокий скиталец без всякой цели в жизни пассивно созерцает мир.
Жанр - лироэпическая поэма, на первом плане субъективно-лирический момент, личность поэта и личность главного героя.
Сюжет- путевой дневник, лишь внешне связан с главным героем, определяется свободным полетом мыслей и чувствами автора.
В 1 песне он с восторгом говорит о борьбе испанского народа с Наполеоном и о подвиге города Кадисса, который «верность сохранил среди измены»: народ убил труса-губернатора и мужественно сопротивлялся десанту наполеоновских войск.
Во 2 песне его темой становится трагическая судьба Греции, порабощенной турками, ограбленной англичанами, которые вывезли из неё античные ценности, порабощенной Албанией и Турцией.
В 3 песне, посвященной дочери Аде, идет речь о судьбах Европы (Бельгия, Швейцария), французской революции, наполеоновских войнах (Ватерлоо), культуре Европы (Руссо, Вольтер).
4 песня посвящена Италии и титанам Возрождения (Данте, Петрарка, Боккаччо, Тассо, Микеланджело, Галилей). Древний Рим и современное положение Италии под властью Австрии демонстрирует ход человеческой истории (тиран Наполеон - тираны Священного союза). Заканчивается песня гимном свободе и бушующему морю.
Художественные особенности: эмоционально-приподнятый тон, горячее, страстное отношение к жизни, красота пейзажей (буйное Средиземное море), спенсерова строфа (9 строк с последней удлиненной).
Вальтер Скотт(1771 - 1832) - зачинатель жанра исторического романа.
В эпоху Возрождения ссылались на античное искусство и не ставили перед собой задачу возродить историческое своеобразие эпохи и страны, ориентир делался только на вечные нормы красоты и постоянные каноны. Историзма в литературе не было.Просветители также обращали внимание только на рациональное начало без конкретного национального колорита. Историческое созерцание и породило жанр исторического романа (Франция - Виньи, Гюго, Мериме, Дюма-отец; Англия - В.Скотт).
Биография: родился в Эдинбурге. Отец - адвокат из разорившихся аристократов. Получил юридическое образование, адвокат, потом судья. Интерес к истории своей страны (замки, плиты, баллады), путешествие по границы Шотландии и Англии (кланы против феодалов). Сначала опубликовал сборник шотландских баллад, потом поэмы («Песнь последнего менестреля», «Мармион», «Дева озера». В.А.Жуковский перевел «Замок Смальгольм». В 1814 году выходит первый исторический роман «Уэверли, или 60 лет тому назад». 16 - «Пуритане», 18 - «Роб Рой», 19 - «Хаммермурская невеста», 20 - «Айвенго», 21 - «Кенильворт», 23 - «Квентин Дорвард». Всего 30 романов за 18 лет.
Особенности исторических романов Вальтера Скотта:
- выбирает эпохи острых национальных конфликтов;
- роман начинается с побочных эпизодов, которые раскрывают особенности быта и нравов эпохи и политическую обстановку в стране;
- десятки действующих лиц создают исторический фон, а исторические личности (полководцы, короли, главы партий) остаются на втором плане;
- в центре повествования всегда вымышленный, несколько идеализированный герой, человек средних способностей и невысокого общественного положения, который случайно попадает в водоворот событий и становится центром всех конфликтов и сюжетных линий; т.о. роман - не история полководцев и королей, а история обычных людей;
- рядовые герои к центре изображения (в «Айвенго» - крестьяне), и они оказывают решающее влияние на ход событий;
- любовное и внимательное отношение к патриархальному быту, простоте нравов, мужеству и патриотизму простого народа. Знание обстановки эпохи, обычаев, вещей, оружия;
- выражает в романах свои политические убеждения - он сторонник компромисса между буржуазией и землевладельческой аристократией. Его любимые герои - носители идеи компромисса. В каждом романе есть пример затушевывания идеи классовых противоречий и идеализация патриархальности.
Типичный пример - роман 1820 года «Айвенго» - эпоха раннего средневековья, последние годы 11 века, эпоха окончательного закрепощения крестьян помещиками и церковью, а также (1066) - эпоха норманнского завоевания англосаксов.
Основной конфликт эпохи, с точки зрения Скотта, вражда между норманнами и англосаксами (свинопас Гурт и шут Вамба). Норманны (Бриан де Буагильбер и приор Эймер) - наглые феодальные разбойники, попирающие право силой, им помогает католическая церковь, поддерживая их разбой (плащ рыцаря-крестоносца прикрывает бесчисленные кровавые преступления м предательство национальных интересов). Англосаксы - истинные патриоты, «зеленая армия» Робина Гуда, добрые феодалы Седрик, Ровена, Айвенго, Ричард Львиное Сердце. Вернувшийся король, хоть и второстепенное лицо в романе, выражает прогрессивную тенденцию - утверждение интересов английской государственности, поэтому народ поддерживает его. Очень большое внимание уделяет В.Скотт быту и подробностям жизни героев.
Виктор Гюго (1802-1885) - родился в Безансоне, в семье офицера наполеоновской армии, в 13 лет пережил режим Реставрации, в 17 лет редактировал приложение в монархической газете, а в 25 - предисловие к драме «Кромвель» - против монархических идей. Выступает с манифестом романтизма: «Ударим молотом по теориям, поэтикам и системам. Собьем эту старую штукатурку, скрывающую фасад искусств! Нет ни правил, ни образцов!».
Во время июльской революции 1830 года появляются драмы «Эрнани», «Король забавляется», «Рюи Блаз» - напряженный сюжет, романтические контрасты, страстные монологи.
«Собор Парижской богоматери» (1831) -первый исторический роман, действие происходит в конце 15 века. Начало - шумный народный праздник в Париже; в толпе - Эсмеральда, Квазимодо, кардинал Бурбонский, школяры, нищие, стрелки; вокруг - Дворец Правосудия, Гревская площадь, Бастилия, громада собора - величественного и мрачного символа средневековья. Все это создает местный колорит, французские романтики считали его воспроизведение главной задачей.
Роман показывает социальные противоречия того времени - масса бесправного народа противостоит господствующей кучке дворянства, духовенства и чиновников. Например, Людовик 11 подсчитывает стоимость тюремной клетки, не обращая внимания на вопли заточенного там заключенного. Королевская власть подавляет непокорных и мешающих централизации власти феодалов и жестоко утверждает власть над простым народом.
Показана в романе и роль христианской церкви (архидьякон Клод Фролло) - фанатик, схоластик, мистик, испытывающий ужас перед новшествами, не смог устоять перед желаниями и превратился в грубое животное, низкое и жестокосердное.
Дворянство представлено капитаном Фебом де Шатонером - красивая наружность и блеск мундира, а внутри - пустота, легкомыслие, внутреннее ничтожество.
Эсмеральда - воплощение душевной красоты, гуманности, романтический образ, отвлеченная идея добра, особенно во время встречи её с родной матерью накануне казни.
Квазимодо - урод, но красив душой, поэтому составляет контраст с остальными мужскими образами.
В 1851 году после контрреволюционного переворота Гюго эмигрировал и публиковал памфлеты против нового режима Наполеона Третьего: «Мартышка в шкуру льва нахально облеклась».
«Отверженные» (1861) - люди из народа, бедствующие под гнетом несправедливых законов, от социальной несправедливости и злой воли. Жан Вальжан - 19 лет на каторге за буханку хлеба для детей своей сестры (под влиянием епископа Мириеля перерождается). Фантина - честная девушка, которую соблазнил и бросил барчук. Козетта - дочь, которая воспитывается у жадного и бесчувственного Генардье. История полицейского инспектора Жавера. В этими персонажами связаны основные идеи романа:
- страстный рассказ о народных страданиях;
- ненависть к угнетателям;
- симпатия к обездоленным.
В этом же романе дается изображение республиканского восстания 1832 года, сочувствие вождю Анжольрасу, мальчику Гаврошу.
«Человек, который смеется» (1869) - Англия конца 17 -начала 18 века. Главный герой - Гуинплен- человек с изуродованным лицом, ярмарочный шут, по рождению лорд, похищенный и изуродованный в детстве, впоследствии найден и произносит в палате лордов речь в защиту обездоленных.
В этом романе Гюго интересуют контрасты злодейства и доброты, богатства и нищеты, величия и низости, реальные противоречия жизни.
Франко-прусская война застала Гюго в эмиграции, но он выступал в печати за родную страну, Парижскую коммуну не понял и испугался, но предоставлял убежище коммунарам.
«Девяносто третий год» (1874) - исторический роман из эпохи первой буржуазной революции, борьба молодой республики против сил контрреволюции. Маркиз де Лантелак с остальными крестьянами борется с помощью религиозных предрассудков, пытается с отрядами вандейцев пробиться к побережью, чтобы помочь высадиться английскому десанту. Звериная ненависть к республиканцам, зверские расправы над крестьянами вызывают осуждение Гюго. Два революционных деятеля Республики- Симурден (неумолимый характер, долг превыше всего) и Говен ( милосердная, примирительная позиция).
Классовая борьба не для Гюго, он видит лишь борьбу добра и зла. Маркиз вдруг спасает детей в горящем доме и попадает в плен, Говен за это его отпускает, а Симурден приговаривает Говена к смерти. Идея Гюго - общечеловеческие чувства могут восторжествовать над общественными и классовыми.
Зарубежная литература 19 века (критический реализм 30-40 годов)
К 30-м годам 19 века буржуазия окончательно укрепляет своё господство во Франции и Англии. Определяются характерные черты нового общественного порядка:власть денег, новые нормы и новая мораль, расчет и свобода торговли вместо нравственности.
От романтизма к реализму перешло довольно много находок:
- изображение жизни в движении и многообразии;
- интерес к изображению внутреннего мира человека;
- требование исторического и национального колорита;
- новое восприятие и изображение природы;
- стремление использовать богатства фольклора.
От романтического неприятия действительности литература переходит к реалистическому изображению новых конфликтов:
- разрушение всех прежних представлений (и феодальных предрассудков, и просветительских иллюзий о «царстве разума»);
- трезвый взгляд на жизнь, успехи естественных наук, от реалистических традиций эпохи просвещения и роста демократического движения рождается критический реализм, осуждающий новое буржуазное общество;
- благодаря романтизму появился новый взгляд на действительность - исторический - изображение действительности как сложного мира;
- в отличие от 18 века духовный мир людей получает реалистическое изображение как очень сложный;
- верность деталей, верность передачи типических характеров в типических обстоятельствах, то есть глубокий анализ общественных нравов и отношений, материальная основа общества, власть денег над людьми, влияние общества на героев, социальный характер и его изображение;
- положительный герой не всегда занимает центральное место в произведении, это может быть типичный герой, а не положительный, мастерство психологического анализа.
Представители критического реализма: Стендаль, Бальзак, Мериме, Гейне, Петефи, Теккерей, Диккенс, Флобер, Мопассан. Пушкин, Лермонтов, Гоголь.
Оноре де Бальзак (1799 - 1850) - родился в городе Тур, отец - крестьянин, в годы революции стал чиновником и коммерсантом. В 8 дет определил сына в Вандомский коллеж (суровый режим, телесные наказания, схоластика). Потом семья переехала в Париж, и будущий писатель 2 года посещал частные пансионы, потом лекции в Школе права, работа у адвоката. Бальзак сдал экзамен на бакалавра прав, но стал заниматься литературой. С 1820 по 25 годы писал трагедии и «страшные» романы, все его коммерческие начинания терпят крах, сочинения успеха не имеют, пока накопленные жизненные наблюдения и литературный опыт не позволяют ему создать роман «Шуаны» (1829). Это первый реалистический исторический роман о борьбе республиканского правительства Франции против революционного мятежа 1799 года на севере Франции.
В 1834 году в Бальзака возникает план «Человеческой комедии» (по аналогии с «Божественной комедией» Данте) - большой цикл связанных между собой произведений (хотел 144, но не успел). Все произведения делятся на 3 части:
- этюды о нравах (6 разделов: частная, провинциальная, парижская, политическая, военная и сельская жизнь);
- философские этюды;
- аналитические этюды.
Самая разработанная часть - «Этюды о нравах». Они дают всеобъемлющую картину жизни первой половины 19 века, включают более 2000 персонажей, все классы, сословия, профессии, возрасты, содержат объективное изображение французского общества 19 века.
Основные идеи. Бальзак стремится изучить общую основу социальных явлений своей эпохи, познать закономерности и направления общественного развития Франции, ведущие классовые конфликты, буржуазный характер развития Франции после революции с 1816 по 1848 годы. Он не только увидел неизбежность крушения дворянского общества под натиском буржуазии, но и отобразил противоречие между буржуазией и трудовым народом, так как после Июльской монархии результаты буржуазного развития стали очевидны (финансовый принцип, хищничество и эгоизм).
Ему удалось отразить здесь подлинный облик французской буржуазии (коммерсанты, ростовщики, банкиры - жестокие преступники без чести и совести). Положительными образами становятся люди из народа.
Осуждение современного буржуазного общества и боязнь революции привели Бальзака к изобретению своей социально-политической утопии (экономическую основу сохранить, а эгоистические страсти ограничить при помощи сильной королевской власти, опирающейся на церковь и аристократию).
Художественные особенности «Человеческой комедии»:
- большое количество переходящих их произведения в произведение персонажей;
- развитие связанных между собой сюжетов и проблем на протяжении 2-5 произведений (Растиньяк, Вотрен, Гобсек, Горио).
«Шагреневая кожа» (1831) - философский этюд, первое произведение этого цикла, обобщение закономерностей известной социальной действительности. Шагреневая кожа - символ закономерности невозможности гармоничного развития человека и неизбежности деградации человеческой личности в буржуазном обществе.
Содержание. Рафаэль, молодой ученый, отчаялся добиться успеха честным путем и приготовился к самоубийству. Увидел шагреневую кожу у антиквара (особой выделки, похожа на ослиную, покрыта древними письменами и выполняет желания своего владельца, но жизнь его будет сокращаться вместе с объемом кожи после исполнения каждого желания). Студент покупает себе смерть в рассрочку, что ведет к полному перерождению личности и приводит читателя к выводу, что нельзя себя продавать.
«Гобсек»(1835) - повесть демонстрирует могущество денег в буржуазном обществе и их губительное воздействие на человеческую личность. Рассказ ведется от имени стряпчего Дервиля о ростовщике по прозвищу «Гобсек» (Живоглот), который входит в десятку самых богатых людей Парижа. Живет он очень скромно и замкнуто, в строгой экономии и размеренности, снимая комнату в бывшей монастырской гостинице. Он экономит не только средства, но и энергию за счет однообразной, размеренной жизни. К него нет семьи и связей с родственниками, которых он ненавидит как своих наследников. Страсть к накоплению поглотила в нем все остальные чувства, превратила его в человека-вексель, золотого истукана.
Ведущее качество характера Гобсека - алчность не знает никаких различий социальной среды. К нему приходят разные люди: бедняки и честные труженики - белошвейка Фани Мальво, Дервиль; богачи-паразиты - Максим де Трай, графиня де Ресто. Максим разоряет графиню, а та готова пожертвовать состоянием мужа и счастьем детей ради любовника. Бесчестие и разорение становятся причинами смерти графа, а графиня сталкивает его труп с кровати, чтобы скорее добраться до завещания.
Гобсек постиг сущность современного общества. Нравственные правила - пустые слова, деньги - главное, самое надежное в этом мире золото, поэтому он наслаждается своей властью над людьми. Гобсек - закономерное порождение буржуазной системы, концентрированное выражение её внутренней сущности - отношение кредитора с должниками - единственная связь Гобсека с людьми. Он беспощаден, его не интересуют несчастья людей, к концу жизни жадность Гобсека превращается в манию. После смерти нашли массу испорченных товаров в его кладовых.
«Отец Горио»(1834) - повесть о частной жизни современников и человеческих драмах, источником которых являются деньги. Действие происходит в семейном пансионе госпожи Воке на окраине Парижа (аналог современного Ноева Ковчега).
2 главные сюжетные линии: - история отца Горио ( побочные линии Вотрен и де Ресто); - история Евгения Растиньяка (побочные линии Нусинген, Босеан, Виктор Тайфер).
В произведении показана широкая картина жизни Парижа в социальных контрастах и противоречиях.
Система образов. Низшая ступень лестницы - пансион (старики и студенты). Верхняя ступень - аристократия эпохи Реставрации (виконтесса де Босеан, граф де Ресто, Максим де Трай). Посреди - новый хозяин - буржуазия (Нусинген, Тайфер) - сила и деньги - у них.
Содержание. Горио был рабочим-вермишельщиком, после революции купил дело хозяина, но от дельцов его отличают остатки чувства, он любил жену, теперь - дочерей. Их счастье - его единственная цель, но счастье он понимает по-своему: счастье - удовлетворение желаний, богатство и почести. Именно это он и стремился им дать. Каждой в приданое он отдал половину своего состояния и нашел великосветского мужа. Мужем Анастазии стал де Ресто, Дельфины - Нусинген. Сам Горио бросил торговать и поселился у мадам Воке, оставив себе чуть-чуть денег, чтобы хватило до конца жизни. Постепенно он разорился из-за дочерей, которые платили ему черной неблагодарностью и ледяным равнодушием, навещали его только ради денег, довели его до разорения. Развязка драмы: болезнь, предсмертная агония и смерть. Перед смертью он хочет видеть и зовет к себе дочерей, а те едут на бал к виконтессе де Босеан, хотя знают о болезни отца. Горио умирает среди чужих людей, его хоронят на свои гроши студенты, а дочери присылают вместо себя пустые кареты.
Ответственность за то, что произошло, Бальзак возлагает не только на дочерей, но и на отца. Эгоизм и тщеславие привил им он вместо гуманных чувств, ответственности и долга перед родителями, что и обращается против него.
2-ая линия повествования - история Растиньяка - показывает нам отрицательное воздействие буржуазных общественных отношений на человеческую личность. Образ показан в развитии, в процессе формирования его характера.
Евгений Растиньякпроисходит из обедневшей провинциальной аристократической семьи, приезжает в Париж из провинции изучать право, родные ради этого отказывают себе во всем и возлагают на него большие надежды. Он хотел бы их оправдать при помощи личных достоинств - ума, способностей, трудолюбия, но постепенно утрачивает ребяческие иллюзии. Честолюбие толкает его на отказ от нравственных принципов. Богатство - вот его новая добродетель, теперь он думает не о родных, а о собственном успехе.
Вокруг группируются другие образы романа со своей биографией, страстями и интересами и особой сюжетной линией.
В результате у Бальзака получается социальный, психологический и бытовой роман.
Чарльз Диккенс (1812-1870) - родился в семье чиновника, отец разорился, когда мальчику было 10 лет, пришлось работать (фабрика ваксы, писец, репортер), сначала очерки, потом романы.
«Посмертные записки Пиквикского клуба» (1836) - серия рассказов из жизни английского среднего класса, объединенных фигурой Пиквика и трех его друзей, богатых лондонцев, совершающих путешествие от гостиницы к гостинице в сопровождении слуги Сэма Уэллера. Здесь для Диккенса характерен сознательный отказ от изображения социального зла, добродушный юмор и неиссякаемый оптимизм.
«Оливер Твист» (1837) - история мальчика из работного дома, прошедшего через все ужасы жизни бедного сироты среди жестоких, жадных и лицемерных собственников. Голодный мальчик боится попросить кусок хлеба, так как надпись предупреждает его, что просить милостыню запрещается под страхом смертной казни. Ему повторяют, что за свое полуголодное существование надо благодарить (Бамбл - приходской надзиратель).
Большая обличительная сила первых глав очевидна (школа для бедных, работный дом, эксплуатация, унижения, издевательства, лицемерие английских законодателей).
Далее - запутанная история с наследством и отношениями Оливера с преступным миром. Твист попадает то к злым, то к добрым людям (сводный брат Монкс, Реджин, Сайкс - злые; добрые тетушки и дядюшки - Браунлоу, Мэйли, Роз, доктор Лосберн).
Критикуя темные стороны английской действительности, Диккенс не посягал на устои общества, был сторонником мирных реформ, считал, что люди бывают добрые и злые, но добро сильнее зла.
Прямолинейность в изображении характеров, но и непримиримость к лицемерию и эгоизму, в результате - социальный роман со счастливой развязкой.
«Домби и сын» (1848) - капиталист Домби, владелец торговой фирмы, сухой, расчетливый делец, надменный буржуа, главное для него - интересы фирмы. Страсть к деньгам и коммерции поглощают все остальные интересы и желания. Естественные человеческие привязанности, родственные чувства не вызывают интереса. Он безразличен к жене и дочери, только сын вызывает интерес, так как он продолжатель его дела.
Резкое разграничение положительных и отрицательных персонажей. Когда управляющий Каркер (злодей от природы) погибает, Домби старший перерождается.
Критикует буржуазное общество Диккенс и во многих других своих романах. («Холодный дом», «Тяжелые времена», «Крошка Доррит»).
Зарубежная литература конца 19 - начала 20 века
Характерные черты исторического периода от Парижской коммуны (1871) до ВОСР (1917): - новая стадия развития капитализма несет с собой новое восприятие мира (волна революций);
- нарастает национально-освободительное движение колоний;
- начинается борьба с академическим искусством;
- продолжают развиваться национальные традиции;
- начинается документальное научное объективное изображение буржуазных отношений.
В это время в мировом литературном процессе ярче всего представлены 4 течения: натурализм, символизм, декаданс и реализм.
Натурализм начался как течение с критики Бальзака - слишком много фантазии, человека рассматривают частично, игнорируя биологическую основу жизни (успехи в естественных науках). Надо изображать не только мысли и чувства, но и все остальное - биологизация человека. Об идее показа физиологии человека М.Е. Салтыков-Щедрин писал: «Люди превращаются в торсы».
Второй постулат - из словесного искусства надо изгнать фантазии, вымысел, а вместо сюжета - предложить протокол наблюдаемого явления (метод ученого). Ставить авторский эксперимент (например, о влиянии наследственности на человека), но свою оценку не давать. М.Е. Салтыков-Щедрин: «Все чересчур просто. Вижу забор - пишу забор».
Заслуги натурализма перед художественной литературой:
- внимание к биологическим моментам дает большее представление о человеческой личности, сфера подсознательного и сфера сексуальная были открыты ими (роды женщины - отел коровы).
- снято табу с изображения материальной жизни народа, пролетариата, бедноты. Показываются среда, орудия труда, вещи. Раньше это смягчали, а сейчас произошла демократизация тематики, без прикрас, только истину следует показать;
Дата добавления: 2015-10-26; просмотров: 560;