Древнегреческий период развития античной литературы 4 страница

Развиваются реалистические жанры драматургии (мещанская драма) с элементами сентиментализма. Правдивая обстановка, детали быта, естественный человек, но ситуация заведомо нетипичная, хотя автор и верит в человека, в его могущество и безграничные возможности человеческой личности.

 

Литература первой половины 18 века

 

Просвещение раньше всего возникает в Англии (буржуазная революция произошла там ещё в 17 веке) - Дефо, Ричардсон, Смоллетт, Свифт.

Творчество Даниэля Дефо представляет собой ранний этап развития реалистического романа. Биография - (1661-1731) - сын лондонского торговца свечами и сам торговец, политический деятель, коммерсант, журналист, писатель. В век колониальных разбоев и крупных спекуляций писал памфлетыпротив сторонников феодальной монархии, трактаты, прославляющие буржуазную деятельность.

1719 год - год написания им самого первого и самого из0вестного романа - «Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо, написанные им самим».

Робинзон Крузо - настоящий буржуа, работорговец и эксплуататор, но при этом автор придает ему и черты добропорядочности, честности, здравого смысла и добродетели. Тем не менее, выгода у него на первом месте, он всегда пытается чем-нибудь воспользоваться.

На необитаемом острове все положительные качества героя (предприимчивость, упорство, энергия) получают реальное приложение (строит хижину, расширяет пещеру, выдалбливает лодку, возводит стены для защиты от дикарей, приручает коз, возделывает землю, получая из горсти зерна урожай).

Опасности и затруднения (солнце, птицы, звери, землетрясение, людоеды) заставляют Робинзона Крузо повторить путь человечества, причем Дефо описывает все это с деталями и цифрами. В результате история созидательных усилий героя становится восторженным гимном человеческому труду и разуму. Впервые в истории мировой литературы тема труда становится центральной темой большого художественного произведения, звучит вера в человека, в его творческие возможности.

Робинзон Крузо становится положительным героем только тогда, когда судьба ставит его в обстоятельства вынужденного одиночества. Автор стремится изобразить обыкновенного буржуа как естественного человека. Логическим завершением трудов Робинзона на острове все равно будет создание маленького островного государства по образу и подобию Англии, так как психология типичного буржуа в характере Крузо неизбывна (он больше двадцати лет хранит ненужные на острове деньги, порабощает Пятницу, собирается получить остров в собственность).

Художественные особенности романа. Мы имеем дело с просветительским реализмом.Мир Робинзона - реальный мир, описанный с пониманием ценностей материальных вещей

- материальный мир рисуется предельно конкретно;

- создается иллюзия правдоподобия событий (на самом деле прототип Робинзона, матрос, оказавшийся на необитаемом острове и проживший там всего лишь 4 года, а не 23, разучился даже говорить);

- сочетание правдивости изображения обстановки с условностью самого сюжета;

- философский реалистический роман, просветительская притча о человеке, который подчинил себе природу.

Джонатан Свифт (1667 - 1745) - первый обличитель буржуазной Англии. Родился в Ирландии (Дублин), в бедной семье, получил богословское образование, служил приходским священником, потом стал настоятелем Дублинского собора, участвовал в политической борьбе сначала на стороне вигов, потом тори. В 1704 году опубликовал памфлет антирелигиозного содержания «Сказка и бочке», действующими лицами которого являются 3 брата, символизирующие три ветви христианской церкви и отношения между ними: католическая (Питер), англиканская (Мартин), пуританская (Джек). В 1724 опубликовал антиколониальные памфлеты «Письма суконщика». Власти нападали на Свифта, называли его безумный поп, простой народ любил, написав на могиле эпитафию - «ревностный поборник дела мужественной свободы».

Сатирический роман Свифта «Путешествия в некоторые отдаленные страны света Лемюэля Гулливера, сначала хирурга, а потом капитана нескольких кораблей» появился в 1726 году. Используя традиции Рабле, Свифт создает реалистическую фантастику, отправляя своего героя в Лилипутию, Бробдингнег (страну великанов), Лапуту, Глаббдробдриб, страну умных лошадей гуигнгнмов.

Автор использует фантастику для изображения современной ему английской действительности, ему не нравится ни феодальная аристократия, ни господствующая верхушка, ни новое поколение буржуазных дельцов - критика всей политической и социальной системы Англии.

Королевский двор и аристократия изображаются им как помойная яма. Например, в Лилипутии ответственные посты предоставляются тому, кто выше прыгнет через веревочку, а главным способом достигнуть поста премьер-министра является предательство предшественника или яростное нападение в общественных собраниях на испорченность дворян. Парламентпредставляет собой сборище разносчиков сплетен, карманных воров, грабителей и буянов. Двухпартийная система изображается как лицемерная игра в демократию (главное отличие двух партий - с какой стороны разбивать яйцо).

Свифт развенчивает легенду о цивилизаторской миссии - беспокойство о судьбе народа - всего лишь ширма, а преступления - результат неустроенности общества.

Автор не видит выхода из противоречий, так как идеальный порядок, идиллия естественного состояния (4 часть) была установлена не людьми, а разумными лошадьми. Свифт не верит, что нечто подобное могут осуществить люди, которые превращаются в йеху, грязных, эгоистичных, с животными инстинктами человекообразных существ, которых разумные лошади держат в резервации ради их же блага.

Художественные особенности:

- использование фантастических образов и ситуаций для изображения современной действительности;

- сатира, гипербола, гротеск;

- использование пародии на жанр романа-путешествия (Япония - Лапута), а история с йеху - опровержение робинзонады;

- мастерский, отточенный стиль безупречной прозы.

Франсуа Мари Аруэ (Вольтер) - 1694-1778- самый яркий и известный представитель эпохи просвещения во Франции.

Биография и мировоззрение. Вольтер был обличителем феодально-монархических порядков, но остался на умеренных буржуазных позициях, всегда питал склонность к компромиссу в своих взглядах:

- абсолютную монархию критиковал, но республику тоже, поэтому считал идеальной формой правления просвещенную монархию, вел переписку со всеми монархами Европы, а Екатерине Второй внушал мысль о разумном правлении;

- выступал против сословного неравенства, требовал равенства всех граждан перед законом, но не верил в возможность полного экономического равенства, не допускал мысли о народе у власти;

- вел борьбу против религии и церкви («Раздавите подлую/ гадину!»), но был деистом, то есть признавал бога создателем мира и считал, что идея бога нужна, чтобы держать в повиновении народ;

- в искусстве был приверженцем классицизма, считал Шекспира варваром из-за несоблюдения правила 3-х единств и простонародного языка. Все свои 52 трагедии и комедии создал в соответствии с поэтикой Буало;

- просветительская программа была умеренной, но с обличением старого режима, который мешает развитию французской буржуазии, поэтому в России слово «вольтерьянец» стало означать «революционер».

Художественное творчество Вольтера.Особое место в нем занимает драматургия, классические трагедии и комедии на восточные или античные сюжеты.

«Заира» (1732) - трагедия героини, на пути к счастью которой стоят сословные предрассудки, так как она любит мусульманина Оросмана, чьей пленницей и является. Брат её Нерестан порицает её любовь, греховную для христианки. Тайные встречи с братом вызывают ревность Оросмана, который убивает Заиру, а, узнав правду, убивает себя.

«Магомет» (1741) - изображен как политический авантюрист, спекулирующий на религиозных чувствах народа, так как религия и церковь - орудия политики и обмана, а религиозные лозунги прикрывают завоевательские планы.

Прославился Вольтер не драматургией, а философскими повестями: «Задиг»(1748), «Микромегас»(1752), «Кандид»(1759), «Простак»(1767).

«Кандид, или оптимизм» - самая известная философская повесть Вольтера. Краткое содержание. Юноша Кандид изгнан из замка барона Тундер-тен-Тронка и становится жертвой многих превратностей судьбы. В армии его прогоняют сквозь строй. От войны он бежит в Голландию, но его корабль тонет у берегов Португалии. Чудом спасшись, он попадает в Лиссабон во время страшного землетрясения. Агенты инквизиции хватают его и судят как еретика. Рассказ о его злоключениях содержит иронию в ответ на учение Панглосса: «Всё к лучшему в этом лучшем из миров.»

Учитель Панглосс - проводник охранительной философии, который учит сносить невзгоды, надеяться на бога, не бороться, не изменять себе, вере, принципам.

В 17 главе этой повести Вольтер создает свой вариант утопии - страну Эльдорадо, просвещенную монархию, где люди живут в простоте и благоденствии, все трудятся, сыты, добродетельны, нет судей и тюрем.

Окончание повести. Кандид и его друзья получают участок земли около Константинополя. Кандид говорит: «Будем работать, не рассуждая, это единственное средство сделать жизнь сносною». Вместо пустого существования, паразитизма и неустроенности «будем возделывать наш сад» - то есть идея творческого созидательного труда.

Художественные особенности:

- повесть целиком подчинена задаче пропаганды просветительских идей; ради этого Вольтер изображает огромное, неправдоподобное количество приключений, нарушает хронологию, вводит фантастические образы;

- реализм повести отражается в глубине изображения существенных сторон обличительной действительности, даже при отсутствии правдоподобия в описании конкретных ситуаций, повесть является обличительным материалом, обладает политической остротой.

«Орлеанская девственница» - героико-комическая поэма (1757), «История России в царствование Петра Великого» (2 тт., 1759-63).

Просветительская литература второй половины 18 века

Просветительское движение в Европе получает огромный размах. В 1751г. во Франции выходит 1 том «Энциклопедии» Дени Дидро (1713-1784), который 20 лет работал над ней, собрал большой круг авторов и общими усилиями сформулировал новую просветительскую точку зрения по всем вопросам.

Дидро во Франции и Лессинг в Германии активно критикуют классицизм, потому что его эстетические принципы мешают дальнейшему развитию литературы, они выдвигают программу просветительского реализма.

В это же время основоположник сентиментализма Лоренц Стерн (1713 - 1768) выдвигает свою программу: главное в изображении человека не разум, а чувства. Сентиментализм требует от произведения отзывчивости к людям, изображения природы, умения видеть в человеке неповторимое, умения оценить особый склад души и её богатство, что отражается также в гуманистических идеях Руссо и в идеях авторов движения «Бури и натиска».

Жан-Жак Руссо (1712-1778) - родился в г. Женева (Швейцария), в семье часовщика. Служил учеником гравера, лакеем, секретарем. Самостоятельно получал образование, терпел лишения, так как не признавал никаких покровителей («Честная бедность лучше обеспеченной роли приживальщика») и представлял левое крыло французских просветителей.

Трактат «Рассуждение о науках и искусствах»(1750) - шел в тюрьму навестить Дидро, посаженного туда за долги, и увидел объявление о конкурсе на тему: «Способствовало ли улучшению нравов возрождение наук и искусств?». Основная мысль трактата: «Наши науки и искусства обязаны своим происхождением нашим порокам», и именно они помогают держать народ в рабстве. Вместо разума как основы прогресса Руссо выдвигает чувство,так как в чувстве человек обнаруживает себя как часть природы. Отсюда лозунг «Назад к природе!».

Трактат «Общественный договор» (1762) - уже первая фраза говорит о его характере: «Человек рожден свободным, а между тем он везде в оковах». Поэтому будущее разумное государство должно быть основано на договоре всех граждан. Это должно быть государство свободных и равных людей, объединившихся в мощный коллектив (народ - граждане - подданные).

Трактат представлял собой своеобразный проект конституционной республики, которая должна прийти на смену монархии после ликвидации феодализма. Принципы общественного договора были положены в основу законодательных актов во время буржуазной революции 1789-94гг.

В этом же произведении было дано обоснование идеи революционного террорапротив врагов народа, аристократии и духовенства: общество имеет право силой заставить человека быть свободным, если он отказывается уважать свободу народа.

Трактат также развивал идею народоправия: кухарка может управлять государством.

В художественной литературе Ж.-Ж. Руссо считается основоположником французского сентиментализма.

«Юлия, или новая Элоиза» (1761) - роман в письмах о любви богатой девушки-дворянки бедного учителя Сен-Пре. В романе автор изображает:

- сословные предрассудки как непреодолимое препятствие, протест против них;

- сентиментальные излияния героя и героини;

- на первом плане интересы человеческой личности, обычной, но великой в своей любви.

«Исповедь» (опубликована после смерти автора в 1782) -откровенный рассказ о жизни без прикрас обычного человека из третьего сословия.

После смерти Руссо в годы революции (1789-94) он пользовался огромной славой. Барельеф Руссо на камне из разрушенной Бастилии был установлен в зале Законодательного собрания, в 1794 его прах перенесли в Пантеон, а в 1815, в эпоху Реставрации, выкрали оттуда.

Пьер Огюстен Карон (Бомарше) (1732-1799) - французский драматург. Биография: сын часовщика, энергичный, предприимчивый, усовершенствовал часы, судился за авторские права, купил себе должность при дворе - обучал игре на арфе дочерей Людовика 15, стал компаньоном банкира, участвовал в различных спекуляциях, разрабатывал проект компании по торговле неграми, потом стал поставщиком оружия для Америки. Разбогател и купил дворянское звание, в 1773 году проиграл судебный процесс и опубликовал «Мемуары» с критикой суда и чиновничества, которые были сожжены по приговору суда рукой палача. Основной девиз творчества: «Забавлять, поучая».

«Севильский цирюльник»(первая часть его трилогии о Фигаро - 1775). Содержание - влюбленный старик опекун Бартоло полагает жениться на своей воспитаннице Розине, влюбленный молодой человек граф Альмавива опережает его и в тот же день при помощи своего слуги Фигаро женится на девушке.

Острая сатирическая комедия, где главный герой Фигаро - ловкий и энергичный сын неизвестных родителей, украденный в детстве разбойниками, который вынужден сам пробивать себе дорогу в жизни (ветеринар, драматург, арестант, «брил всех и воцарился в Севилье»). Фигаро служит графу, так как тот ему хорошо платит, сочетая в своем характере любовь к деньгам и активность и энергию народа.

«Безумный день, или женитьба Фигаро» (2 часть трилогии, появилась за 5 лет до начала революции - 1794г.). Фигаро стал управляющим замком графа Альмавива и теперь борется против графа за личные интересы. Альмавиваздесь выведен как загнивающий дворянин, легкомысленный и распущенный (Сюзанна, Фаншетта), в его руках власть, но он мелок и ничтожен в поступках и действиях. Фигаро - человек новой эпохи, презирает аристократа, протестует против загнивающей феодальной монархии, против сословного феодального суда (Бридуазон), воплощает оптимизм 3 сословия.

Художественные особенности:

- удалось преодолеть шаблоны классицизма;

- реалистическая комедия, в которой характеры героев определяются их социальным положением;

- разговорный живой язык;

- комедийные приемы (переодевания, подслушивания, подсказывания, реплики в сторону, остроты, каламбуры);

-сложные интриги и множество сюжетных линий.

Роберт Бернс (1759-1796) - шотландец из бедной семьи крестьянина-арендатора из деревни Аллоуэй около шотландского города Эйра. Стихи писал в традициях народной песни, в жанре шотландской баллады.

Центральным лирическим героем песен Бернса стал человек-труженик, простой крестьянин, его жизнь, будничные заботы и скромные радости, философские и общежитейские истины («Лучший парень», «Песня лудильщика», «Босая девушка», «Полевой мыши, гнездо которой разорено моим плугом», «Честная бедность», «дерево свободы», «Джон ячменное зерно»).

Фридрих Шиллер (1759-1805) - немецкий представитель эпохи Просвещения, родился в герцогстве Вюртембергском, самом деспотичном и жестоком по образу правления, получил военное образование и пережил муштру и надзор в военной академии.

Шиллер становится идеологом движения «Бури и натиска», которое сформировалось ещё до него в 70-е годы 18 века как движение молодого поколения поэтов, драматургов и прозаиков. Они полагали, подобно Руссо, что чувство - основной критерий в оценке действий, в борьбе против уродливых человеческих отношений в феодальном обществе и холодной рассудочности немецкого бюргерства. Осуждению должно подвергнуться всё, что мешало развитию человеческого чувства, раскрытию лучших качеств. Отсюда - идея естественного человека, нормального, здорового существа, не испорченного и не пресыщенного. Они также выступали против всех стесняющих поэта правил и ограничений, за демократизм стиля, простоту языка, за изображение правды жизни.

Шиллеровские драмы периода «Бури и натиска» отразили все эти взгляды. «Разбойники» (1781) - эпиграф «Против тиранов!». Главное действующее лицо, Карл Моор, произносит обличительные монологи об убожестве окружающей действительности, насилии и несправедливости в немецких феодальных княжествах. Тираны- помещик, священник, которого Карл Моор задушил, так как тот скорбел об упадке инквизиции.

К художественным особенностям можно отнести красочное изображение реального быта, разговорный язык персонажей, титанические монологи главного героя.

«Коварство и любовь» (1783) - драма, в которой изображено маленькое немецкое феодальное государство, в котором политический гнет сочетается с личным произволом.

«Мещанская трагедия» - сын «президента» (ведающий делами государства по поручению герцога) Фердинанд полюбил дочь музыканта Луизу Миллер.Его честолюбивый отец хочет женить его на фаворитке герцога леди Мильфорд и строит козни, в результате которых Фердинанд и Луиза погибают. Сам герцог не появляется на сцене, но по ходу действия мы узнаем о его поступках. Например, бриллианты леди Мильфорд куплены на деньги от продажи рекрутов за границу.

Шиллер стремится в пьесе к утверждению высоких нравственных идеалов, показывая нам огромное моральное превосходство дочери музыканта Миллера над аристократией и изображая социальный конфликт двух миров - феодального и третьего сословия.

Позднее Шиллер отказывается от идей «Бури и натиска», ищет пути осуществления своей гуманистической программы в теории эстетического воспитания. В период веймарской классики он стремится к созданию идеала красоты по канонам античного искусства, создает философские стихотворения. Во время французской революции Шиллер получил звание почетного гражданина Французской республики.

К этому периоду относятся и поздние драмы Шиллера,реалистически изображающие социальные конфликты:трилогия о Валленштейне (1793), «Мария Стюарт»(1800), «Орлеанская дева»(1801), «Вильгельм Телль» (1804).

Иоганн Вольфганг Гете (1749-1832) - родился в вольном городе Франкфурте-на-Майне, в семье зажиточного бюргера, образованного, имевшего диплом доктора права. Гете получил хорошее воспитание и образование, закончил университеты Лейпцига и Страсбурга (юриспруденция, медицина, литература), в 1770 присоединился к движению «Бури и натиска». Вместе с И.Г.Гердером записывал народные песни, переводил сонеты Шекспира, создавал лирические стихотворения, направленные против аристократической лирики.

Роман «Страдания молодого Вертера» (1774), который В.Г.Белинский назвал «воплем эпохи», представляет собой роман в письмах, историю любви Вертера к Шарлотте. Вертер - молодой способный человек, который никак не может найти места в жизни, недоволен окружающей его средой, пытается найти покой в общении с природой.

Любовь к Шарлотте - глубокое чувство, её правдивость и естественность противостоят лжи и искусственности общества. Но она принадлежит другому и должна выйти замуж за Альберта,типичного немецкого бюргера, хоть он и искренне любит свою супругу. В результате Вертер кончает жизнь самоубийством.

В середине жизни Гете по приглашению герцога едет в Веймар, становится там министром, пытается провести реформы в русле «просвещенной монархии», в это время в его творчестве появляются баллады («Лесной царь»). Разочаровавшись, он отправляется в итальянское путешествие (на 2 года) - это период начала работы над «Фаустом». Классицизм Гете сочетается с привлекающим его мировоззрением древних греков. Буржуазная революция во Франции (1789-94) вызывает у него противоречивое отношение, он её боится. пишет произведения против неё.

В 90-е годы выходит ещё один роман Гете «Годы учения Вильгельма Мейстера» (1796) о бюргере в поисках места в жизни. Роман сочетает в себе как историю воспитания личности, так и картины провинциального немецкого быта. Появляется также произведение «Герман и Доротея» (1797) - поэтизация патриархального немецкого уклада в захолустье.

Философская драматическая поэма в стихах (философская драма) «Фауст»создается Гете с 1800 года по 1831год (1 часть - 1808, 2 - 1831) - гениальное финальное произведение его таланта, мало приспособленное для сцены.

Основа - немецкая легенда 16 века о маге и чернокнижнике докторе Фаусте, заключившем договор с дьяволом. У Гете - сочетание фантастических ситуаций и реально-бытовых сцен, притча о Человеке, его долге, призвании и ответственности перед другими людьми.

Начало - 2 пролога. «Пролог в театре» - взгляды Гете на искусство. «Пролог на небесах» - начинается история героя, а в библейские символы вкладывается гуманистическое содержание. Мефистофель перед Богом издевается над жалким и ничтожным человеком (даже такой ученый, как Фауст - бессмысленен), Господь же верит в человека, в его достоинство и разум.

В 1 части «Фауста» действие происходит в средневековом немецком городке, в захолустье. В 1 сцене Фауст в кабинете переживает свою неспособность разрешить коренные вопросы жизни, Его подмастерье Вагнер, его антипод, приверженец мертвой теории («ничтожный червь сухой науки»), возражает ему и слышит в ответ: «Теория суха, мой друг, но древо жизни вечно зеленеет». Разочарованный в жизни, Фауст собирается отравиться, но слышит пасхальный перезвон колоколов и останавливается. Вторая сцена - «За городскими воротами» - пасхальное весеннее гуляние народа, народ благодарит Фауста за помощь во время эпидемии. Третья сцена - Фауст стремится найти истину, но подобно Вагнеру, найти её в книгах не может, разгул Мефистофеля его тоже не привлекает. Перевод Евангелия: «В начале было дело». История с Маргаритой - простая девушка, но для Фауста - символ красоты и полноты жизни, он не хочет отрываться от жизни. Встреча с Маргаритой - счастье, так как соединит идеалы и жизнь. Четвертая сцена - договор Фауста и Мефистофеля. Фауст готов умереть и отдать ему свою душу, если хотя бы на одно мгновенье ощутит полное удовлетворение и скажет: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!».

Мефистофель ведет Фауста сначала в «малый свет» (1 часть), потом в «большой свет» (2 часть).

Они оказываются в погребке Ауэрбаха в Лейпцигена студенческой пирушке, но это вызывает у Фауста только отвращение. Тогда Мефистофель ведет Фауста на кухню ведьм, чтобы они вернули ему молодость, и знакомит его с Маргаритой. Это приносит Фаусту любовь, чистоту, искренность, но и страдания. Он убивает брата Маргариты Валентина и вынужден бежать. Маргарита остается одна, так как её мать умирает от горя, рожает ребенка, люди отворачиваются от неё. Отвергнутая людьми, она в безумии топит ребенка и попадает в тюрьму. А в это время Фауст с Мефистофелем веселятся на Вальпургиевой ночи,шабаше ведьм в ночь на первое мая на горе Блоксберг. Фауст окунается в море чувственных страстей, но тут вспоминает о Маргарите и хочет спасти её.

Заключительная сцена 1 части (25) «Тюрьма» - Фауст возвращается к Маргарите, он считает, что она ни в чем не виновата, она жертва религиозных и общественных предрассудков. Маргарита же считает, что на ней лежит грех за прелюбодеяние, общественный позор и вина за смерть брата, матери, ребенка. Маргарита отказывается идти за Фаустом на волю и спасаться, она боится его, его руки в крови. Маргарита гибнет, а Фауст получает тяжелый нравственный урок, первый за всю жизнь, он впервые ощущает чувство ответственности за другого человека, вины за то, что ничего не может исправить, и понимает, что счастье в средневековой Германии невозможно.

Вторая часть - Мефистофель ведет Фауста в «большой свет» (5 действий), ко двору императора. В империи упадок, но при дворе вечный праздник, а Фауст безучастен к придворной суете. В 3 действии Мефистофель соблазняет Фауста браком с Еленой Спартанской (аллегория абсолютной красоты античного искусства), но и это не дает ему полного удовлетворения. Елена улетает, оставив Фаусту свои одежды.

В 4 действии Мефистофель пытается соблазнить Фауста ролью первого фаворита при дворе, но он её тоже отвергает.

В 5 действии Фауст получает в награду за свои труды от императора участок земли у моря и затевает строительство идеального города (город, суда, плотины, осушение болота). Наконец-то его мечта сбылась: он может реализовать свои знания в труде, в преобразовании жизни и служении народу (что не мешает вызвать трагедию Филимона и Бавкиды). Созидание и социальный подвиг приносят Фаусту глубокое моральное удовлетворение и в этом «конечный вывод мудрости земной».Мефистофель проигрывает пари, ему не удалось доказать торжество животного начала в человеке и столкнуть Фауста с пути его высоких исканий. Столетний старец Фауст говорит: «Лишь тот достоин жизни и свободы, Кто каждый день за них идет на бой».

Образы Фауста и Мефистофеля - центральные в произведении. Фауст - искатель, а Мефистофель - «Я часть той силы, что вечно хочет зла, И вечно совершает благо».

Художественные особенности:

- огромный объем, 1 часть - 25 сцен, 2 часть - 5 действий;

- универсальный охват и показ современной Германии переломной эпохи;

- большая роль фантастики и фольклорных преданий в основе пьесы;

- использование аллегорий и символов как способа обобщения, особенно во 2 части.

 

Зарубежная литература 19 века (романтизм)

Эпоха исторически датируется от первой буржуазной революции во Франции (1789-1794) до Парижской коммуны 1871 года. Для неё характерны:

- ломка старых феодальных отношений, подъем буржуазии и её полная победа в странах Западной Европы;

- усиление национально-освободительных движений, обострение проблем буржуазного общества (в начале века ещё продолжается борьба буржуазии против феодального дворянства, но 30-40 гг. - уже против рабочего класса);

- люди литературы и искусства начинают сознавать, как бесконечно далеки идеалы разума, свободы, равенства и братства от установившихся буржуазных порядков.

Реальная действительность: денежные интересы и эгоистическая мораль собственников - вносят трагические ноты, тему разлада с окружающей средой в литературу, что порождает романтизм(необыкновенный герой, сильные страсти, исключительные обстоятельства, экзотические темы). Романтики имели разные философские и политические убеждения, эстетические взгляды, но общее в них - неприятие современного буржуазного мира, поиски идеала вне буржуазной цивилизации. Поэтому их герои - люди, стоящие выше окружающего их общества с его мелкими ограниченными интересами. Активные романтики - Байрон, Шелли, Мицкевич, Лонгфелло, Скотт, Гюго, Купер - призывали к прогрессу и борьбе. Пассивные романтики - Гейне, Вордсворт, Жуковский, Гофман, бр. Гримм, Андерсен - искали утешение в прошлом или мистике.








Дата добавления: 2015-10-26; просмотров: 550;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.031 сек.