Древнегреческий период развития античной литературы 1 страница
Мифология является почвой древнегреческой литературы (устное народное творчество также было мифологично). До 8 века до н.э. в Греции господствует общинно-родовой строй, греки живут общиной, родом, одушевляют природу, соединяют знания о ней с трудовыми навыками, что порождает веру в фантастических существ. Возникает политеизм, то есть многобожие (Зевс, Гера, Афина, Афродита, Аид, Гелиос, Селена, Посейдон, Персефона, Гефест, Аполлон и т.д.). Причем боги не сразу получают антропоморфный (человекообразный) вид. Сначала существуют старые ужасного вида боги(Химера, Медуза, Ехидна, Лернейская Гидра, Сфинкс, Цербер, Немейский Лев, Пифон). Все они в эпоху матриархата являлись олицетворением ужасных сил природы. Позднее, в эпоху патриархата, когда появились большие племена, во главе которых стояла не мать, а герой-мужчина, защитник и воин, появляется антропоморфная мифология,так как именно люди-вожди рассматривались как потомки богов, способных породить на земле племя героев.
Мифология нового периода содержит целый ряд рассказов о битвах древних и новых богов.Например, дошедшую до нас поэмудревнегреческого поэтаГесиода «Теогония» (т.е. Происхождение богов).Она рассказывает о битве Титанов и олимпийских богов во главе с Зевсом. Через 10 лет битвы позвал Зевс себе на помощь великанов Сторуких, которые сбросили Титанов в Тартар и стерегут их медную дверь.
Именно после этого начались битвы новых героев, очистивших землю от чудовищ, порожденных Землей, то есть возник догомеровский героический эпос.Так, Персей расправился с Медузой Горгоной, Беллерофонт - с Химерой, Геракл совершил 13 славных подвигов, его целью стали Немейский Лев, Лернейская Гидра, Стимфалийские птицы, Керинейская лань, Эриманфский вепрь, Авгиевы конюшни, Критский бык, кони Диомеда, пояс царицы амазонок, стада великана Гериона, адский пес Цербер, яблоко Гесперид.
Гомеровский эпос
Гомеровский эпос («эпос» по гр. - слово) представляет собой слово о подвигах, то есть собрание песен странствующих певцов (аэд - певец-сочинитель, рапсод - исполнитель чужих песен).
Гомеровский вопрос в античной литературе заключается в том, что существует 10 биографий одного человека - слепого нищего бродячего аэда, певца-создателя древнегреческого эпоса, что ставит под сомнение то, что это была одна личность.
Песни сложились в 9-7 веке до нашей эры, записаны были в 6 веке до н.э. Эпос возник на побережье Малой Азии и близлежащих островах в эпоху разложения общинно-родового строя и возникновения рабовладельческого, написан на ионийском наречии (основе древнегреческого языка, сложившегося к 4-3 веку до нашей эры).
«Илиада» и «Одиссея» входят в Троянский мифологический цикл, рассказывающий о борьбе греков за овладение малоазиатским городом Илионом, или Троей. «Илиада» - несколько эпизодов 10-ого года осады, Одиссея - возвращение на родину героя-ахейца Одиссея. Данные события действительно реально происходили примерно в 12 веке до н.э. В 70-х годах 19 века археолог Шлиман предположительно нашел то место, где происходило сражение - холм Гисарлык в Малой Азии, но современные исследователи это опровергают. Тем не менее, это был последний великий поход и военная удача племени ахейцев, которые потом были завоеваны дорийцами (которые считали себя потомками Геракла), потом их завоевали афиняне, считавшие себя потомками Тезея. Данный эпос ещё раз подтверждает мысль об общем великом прошлом древнегреческого народа и обитателей острова Крит,начавшем складываться в 13-12 веках до н.э.
Сюжет «Илиады» имеет предысторию. Богиня раздора Эрида, не приглашенная в числе других богов на пир, решила отомстить и подбросила Гере, Афине и Афродите яблоко с надписью «Прекраснейшей». Богини решили, что их спор о принадлежности эпитета «прекраснейшая» разрешит юноша Парис, сын троянского царя Приама. Каждая пообещала Парису награду за своё первенство. Тот отказался от денег и мудрости и отдал яблоко богине любви и красоты Афродите, которая пообещала ему любовь прекраснейшей из женщин. Именно Афродита устроила похищение царевичем из Трои Парисом прекрасной Елены, жены греческого царя Менелая (управлявшего Спартой), что было использовано его старшим братом Агамемноном как повод разорвать перемирие и развязать войну с Троей, в которой участвовали все племена ахейцев.
Начало поэмы «Илиада» относится к 10 году осады Трои, когда в войсках ахейцев начинается чума, посланная богом Аполлоном по просьбе своего жреца, у которого греческий вождь Агамемнон отнял дочь. Агамемнон, чтобы прекратить чуму, вынужден вернуть дочь отцу, но забирает пленницу у Ахилла, тот жалуется матери, богине Фетиде, та умоляет Зевса послать победу троянцам, чтобы Агамемнон попросил Ахилла о помощи. Зевс исполняет желание Фетиды, греки терпят поражение. Ахилла просят помочь, он отказывается. Вместо него вступает в бой его друг Патрокл, которому жаль гибнущих греков, и сам погибает от руки Гектора, старшего сына троянского царя Приама. Ахилл мстит за друга, убивает Гектора и издевается над его телом. Приам ночью, пробравшись в лагерь греков, умоляет Ахилла вернуть ему тело сына. Ахилл возвращает и даже устанавливает перемирие, чтобы похоронить убитых. Последняя песнь «Илиады» - погребение Патрокла и Гектора.
Содержание «Одиссеи». После того, как Одиссей придумал, как войти в Трою при помощи статуи коня, и разрушения ненавистного города, все греческие вожди вернулись домой, кроме Одиссея, царя Итаки, он странствует 10 лет по дороге домой из-за ненависти Посейдона. О первых трех годах своих странствий он рассказывает на пиру у царя феаков Алкиноя. Начало «Одиссеи» - история его семилетнего пребывания на острове нимфы Калипсо. В 13 песне Одиссей наконец прибывает на Итаку и узнает, что его сын Телемак вырос, а его жену Пенелопу осаждают женихи, уверенные в том, что он погиб и претендующие на его царство. Пенелопа верна мужу, Телемак даже ездил к тем, кто вернулся из Трои, чтобы узнать участь отца. Одиссей убивает всех женихов, подавляет восстание родственников убитых и начинает счастливую жизнь в кругу семьи.
Идеи и образы «Илиады» и «Одиссеи». В обеих поэмах изображен патриархальный род, который не знает классового разложения, базилевсы трудятся вместе с пастухами и ремесленниками (Одиссей - задвижка на двери дома, плот; Пенелопа - оливковое масло, тканое покрывало). Рабы - это только пленники с войны. Только-только появляется имущественное неравенство, судьба раба зависит от воли господина. Герои мужественны и величественны, не знают страха, но сострадательны, врагов они уважают и изображены троянцы уважительно.
Основные идеи:
1. Антивоенные и антиаристократические тенденции;
2. Гражданственность и патриотизм;
3. Восхищение вещью и мастерством человека, создавшего её.
Каждый из героев становится олицетворением одного из человеческих качеств характера: Ахилл - воин, не знающий пределов героизма и преданный общему делу; Гектор - вождь, муж, отец (Андромаха и сын), который умирает, жертвуя жизнью за свой род и город; Одиссей - храбрый воин, но главное его достоинство - любовь к родной Итаке, жене, сыну, хитрость и изворотливость ума; Пенелопа - символ верной жены (20 лет верно ждет мужа, содержит дом, растит сына). Даже боги в поэмах имеют свой характер и свои интересы: Афина помогает Одиссею, Аполлон - троянцам, Арес - никому.
Художественные особенности поэм также связаны с эпохой, когда они были написаны и мировоззрением греков того периода:
1. объективность (греки и троянцы изображаются сочувственно и справедливо);
2. вещественность изображения жизни (вещь ценится не за её стоимость, а за искусство и мастерство, с которыми она сделана - щит Ахилла, задвижка на двери дома Одиссея)
3. традиционность (чем более знакома вещь или ситуация, тем она менее опасна, поэтому с каждому имени или вещи добавляются постоянные эпитеты - Зевс «тучегонитель», Одиссей - «хитроумный»);
4. монументальность (особый стиль, величественный особый стихотворный размер - гекзаметр - шестистопный стих - пять стоп дактилических и одна хореическая с цезурой после 3 стопы, замедленный темп повествования);
5. героизм (особое внимание героям и схваткам, битва превращается в развернутое сравнение и символическую картину бушующего пожара, бури в лесу, разлива реки, схватки диких зверей);
6. уравновешенное спокойствие (большое внимание уделено воспеванию красоты гуманных человеческих чувств).
Античная лирика
Произведения поэтов античной лирики относятся к периоду расцвета древнегреческой литературы, её афинскому периоду. В это время впервые в Европе образуется два направления лириков. Гражданское направление (конец 6 - первая половина 5 века до н.э.) - Пиндар, Симонид, Вакхилид - создавали оды, дифирамбы на героические и мифологические сюжеты, восхваляли гражданские доблести людей. Поэты личных, эпикурейских переживаний создавали свои произведения в 4 веке до н.э. на острове Лесбос, вдали от общественной жизни. Алкей, Сапфо (Сафо), Анакреонт создавали сладкозвучные любовные песни.
Античная драма
Для античной драмы данного периода характерны те же принципы отражения жизни, что и в эпосе, и в лирике: отвлеченность характеристик героев, предрешенность развязок конфликтов - здесь нет реализма, только в сатирических жанрах можно говорить об элементах реализма. Представителями гражданского направления, писавшими трагедии, являются Эсхил, Софокл, Аристофан, предпочитавшие мифологические, героические сюжеты. Еврипид же предпочитал изображать личные, социально-бытовые страсти («Медея», «Ипполит»). Афистофан в своей комедии «Лягушки» изображает спор между Эсхилом и Еврипидом о задачах трагедии.
Театр занимал почетное место в Древней Греции, только в эпоху Древнего Рима постепенно сменился на зрелище боев гладиаторов. Театры строились государством, театральными постановками поручали руководить общественным деятелям, гражданам выдавали особые деньги на посещение спектаклей и покупку хлеба в дни фестивалей (отсюда выражение «хлеба и зрелищ»). Всё это делалось потому, что в театре видели большое воспитательное значение: он мог показывать и воспевать славные деяния предков, продвигать важные политические и нравственные идеи.
В Афинах на Акрополе располагался большой амфитеатр с орхестрой, где сидел хор, проскениумом, на котором двигались актеры на котурнах и в масках(трагической или комической) на лицах, очень громко произносившие монологи, благодаря особой трубке в маске, существовали особые сценические машины и декорации (Отсюда выражение «Бог из машины»).
Представление, первоначально родившееся в честь Диониса и продолжавшееся один день, в Афинской республике превратилось в трехдневный театральный фестиваль. Спектакли шли три дня с утра и до вечера только зимой и весной по особым праздничным дням Дионисиям. Каждый день ставилось 3 трагедии и заключительный веселый шуточный фарс, чтобы люди шли домой веселыми и спокойными. Существовала особая комиссия, которая занималась оценкой спектаклей и выдавала премии драматургам (например, Эсхил соревновался с Софоклом, они по очереди одерживали победы).
До нашего времени сохранилось полностью только 32 текста древнегреческих трагедий и множество отрывков. Как пример драматического искусства можно привести творчество Эсхила.
Эсхил (525 - 456 гг. до н. э.), великий драматург, гражданин Афин, участник греко-персидских войн, создал всего 70 трагедий и 20 сатирических фарсов. Из них до нашего времени дошли тексты 7 трагедий (самые известные - «Умоляющие», «Семеро против Фив», «Орестея», «Скованный Прометей») и около 400 фрагментов его рукописей.
Эсхил «Скованный Прометей» («Прометей прикованный)»
Содержание трагедии соответствует знаменитому мифу о конфликте Прометея и Зевса из-за помощи людям. Бог-титан Прометей похитил огонь у Зевса и дал его людям. В наказание за это слуги Зевса Власть и Сила и кузнец Гефест (друг Прометея) приводят Прометея в дикую пустыню Скифии и приковывают его к скале.
Когда-то Титан Прометей поддержал Зевса в битве со своими сородичами, так как мечтал о новой жизни, основанной на законах и справедливости, но Зевс тоже оказался тираном, он хотел единолично править. На десятки тысяч лет приказал заковать Зевс Прометея, так как он бессмертен, и мучения его вечны. Но главное - убить он его не может, так как тайна вечной жизни Зевса в руках Прометея, только он знает, как может быть уничтожена власть Зевса. Это оружие Прометея, так как Зевсу придется примириться с Прометеем, чтобы узнать своё будущее.
У Прометея нет жалоб в присутствии врагов, но, оставаясь один, он возносит мольбы к Солнцу, Ветру, морским волнам, матери-Земле, девам Океанидам. Рассказывает им о своих благодеяниях для людей: он похитил для них огонь, познакомил с началами цивилизации, обучил наукам и ремеслам, вселил любовь к жизни. Он испытывает горечь за всех, страдающих от тирании Зевса. Однажды он видит и слышит прекрасную девушку Ио, соблазненную Зевсом и превращенную мстительной супругой Зевса Герой в корову, вечно гонимую терзающим её оводом. Вид Ио внушает Прометею мысль об освобождении, так как именно потомок Ио Геракл должен разбить его цепи.
Старик Океан просит Прометея примириться с Зевсом, но он не соглашается. Является вестник Зевса Гермес с угрозами и проклятьями, грозит Титану страшным будущим (провалится под землю, орел, печень). Но Прометей отказывается раболепствовать, скала раскалывается и поглощает Прометея.
Основные идеи произведения:
1. Идея борьбы за счастье человечества, против тирании и деспотизма, в чем проявляется дух демократических Афин, которые упорно боролись за своё самоутверждение и независимость. В тексте трагедии видно неприятие самим драматургом власти рабовладельческой демократии:
Новый, новый правит, новый // Властелин ладьей Олимпа!
Зевс преступно попирает// Наши древние законы!
2. Идеи мировой справедливости и патриотизма. Прометей свято верит в принципы справедливости и моральное превосходство своих представлений над представлениями Зевса и его слуг.
Основные образы трагедии. В древнегреческой трагедии первоначально был только один актер, следовательно, один герой находился на сцене, ведя разговор с хором, который подпевал, сочувствуя или порицая, его монологам. Эсхил был первым драматургом, который ввел второго актера на сцену. Прометей- мужественный патриот своей страны, жалеющий людей и готовый принять муки за свои убеждения. Старик-Океан - сочувствующий персонаж, призывающий примириться с обстоятельствами. Ио - символ оскорбленного человечества, ради которого Прометей совершил свой подвиг и которое в будущем ему за это отплатит. Гермес - символ коварства и предательства.
Художественные особенности произведения:
1. героический, монументальный характер повествования. Героический облик Прометея рисуется в торжественных, приподнятых тонах, не вызывает жалости, а, наоборот, героически суров.
2. введение второго действующего лица на сцену, краткость и незначительность роли хора (девы-Океаниды занимают лишь одну восьмую часть текста произведения), введение жанра декламации, костюмов, сценической машины и танцев.
3. Торжественно-приподнятый тон и развитие действия в замедленном темпе (описание все новых и новых мук Прометея приводит к концу трагедии, высшей точке кульминации). Катарсис (исчезновение Прометея под землей) должен потрясти зрителей и приоткрыть его будущую судьбу - освобождение.
Древнеримская литература развивалась по тем же творческим принципам, что и древнегреческая, но в другую историческую эпоху, эпоху перехода от рабовладельческой республики к монархии, поэтому идеи несколько видоизменились.
Известнейшим представителем древнеримской литературы является Публий Вергилий Марон (70 г. - 19г. до н.э.), в юности- воин, потом много путешествовал по Греции, преданный идее сельской жизни, скромный человек. Благодаря императору Августу получил землю около, возможность творить, поэтому был предан ему всем сердцем. До наших дней дошли его «Буколики» (Пастушьи песни), «Георгики» (Песни земледельцев), «Эклоги» (Избранное), героическая поэма «Энеида».
Героическая поэма «Энеида» Вергилия написана по образу и подобию «Одиссеи» и рассказывает о жизни героя Энея.
Основное содержание поэмы. Эней, знаменитый троянский вождь, первый после Гектора. Он сын Анхиса, двоюродного брата Приама и Венеры. Поэма начинается с прибытия Энея со спутниками после падения Трои в Италию для последующего основания римского государства.
Поэма состоит из 12 песен (1-6 - странствия Энея от Трои до Италии; 6-12 - войны Энея в Италии с местными племенами). Песнь первая - приезд в Карфаген из-за бури, устроенной Юноной, и приглашение на пир к царице Дидоне. Вторая - рассказ на пиру о гибели Трои. Третья песнь - продолжение рассказа о странствованиях - Фракия, Делос, Крит, Строфодские острова - нигде не мог Эней найти себе пристанища. Сцилла, Харибда, циклопы, смерть отца в Сицилии. Песнь 4 - рассказ о любви Дидоны и Энея. Дидона нарушает волю богов, так как Эней должен заключить брак с царевной с Италийского полуострова. За это она наказана: когда Эней уплывает от неё, она бросается в костер и пронзает себя мечом. 5 песнь - Эней опять на Сицилии и организует игры в честь умершего отца (Анхиса).
Песнь шестая - прибытие в Италию, встреча с пророчицей Сивиллой, совет о спуске в подземный мир, чтобы узнать свою судьбу и судьбу 1000-летнего Рима. В подземном мире Эней встречает своего отца Анхиса, слушает его пророчество о том, что ему предстоит основать Рим, и возвращается на поверхность земли. 6-12 песни - война против живущих на Италийском полуострове племен турна и латина.
Дальнейшее в поэме не показано. Эней женится на Лавинии, у них рождается сын Иул, потомки которого Ромул и Рем будут основателями Рима.
Основные идеи поэмы:
1. патриотизм и глубокая национальность. Исторической основой появления «Энеиды» стал грандиозный рост Римской республики, а в дальнейшем Римской империи. Требовалось историческое и идеологическое обоснование этого факта при помощи мифологии. «Энеида» дает обоснование могучего и благородного происхождения римлян от троянцев (фригийцев);
2. прославление империи Августа. Август и его империя - наследники древнеримских царей и в прародителях имеют богиню Венеру;
3. идея римской субординации и подчинения воле богов. Если у Гомера люди могли интриговать и сопротивляться воле богов, иногда это им удавалось (Одиссей), то в древнеримской мифологии люди - игрушки в руках богов, а главными действующими лицами поэмы являются, по сути, Юнона и Венера. Эней против своей воли подчиняется року и богам. Дидона же - пример того, что происходит с людьми, когда они проявляют непокорность богам. Боги же тоже не действуют на свой страх и риск, а подчиняются Юпитеру;
4. идея гуманизма: мягкое и человеколюбивое отношение Вергилия к своим героям, к обеим сторонам конфликта.
Основные образы поэмы: Эней - воин и герой, Анхис - воплощение мудрости, Дидона - символ свободной любви и непокорности воле богов.
Художественные особенности поэмы:
1. торжественный возвышенный поэтический стиль речи (для основания Рима нужно использовать подобающую лексику);
2. художественное действие несет на себе подчеркнуто римские черты - в вещах ценится не мастерство, а их ценность и пышность, рисуются огромные и величественные картины природы.
Литература средневековья
С 6 по 12 века нашей эры (5-15 вв. - по мнению других исследователей) в Европе происходит целый ряд исторических изменений:
- почти приостанавливается развитие древнегреческой и древнеримской литератур;
- выдвигаются и начинают стремительно развиваться народы Западной Европы, а позднее и Восточной (романские, германские, славянские языки);
- все они переживают период разложения родового строя и зарождения и формирования феодального (он складывается около 9 века).
- на все эти народы оказала влияние духовная культура поздней античности и христианская духовная религия (римская или византийская);
- происходит замена языческой мифологии с многобожием (политеизмом) верованием в единого бога (монотеизмом), что ведет к усилению власти и значения духовенства;
- литературным языком всей Европы становится язык богослужений (латинский и церковнославянский - вариант древнеболгарского).
В культуре человека поверия и предания родоплеменной жизни вступали в противоречие с воззрениями христианской церкви, противопоставляя жизнь духовную и плотскую. При слабой власти феодалов и сильной власти церкви развивалось двоеверие. Моралистические представления церкви пропагандировали идеи дуализма, умерщвления плоти ради спасения души, аскетизм, мученичество за веру, готику. Художественное творчество при этом не развивалось. Родоплеменные предания же развивали художественное творчество, эмоциональное миросозерцание. Устное народное творчество становилось источником для создания художественной литературы.
Отсюда и возникли две идейно-творческие традиции в национальных литературах средневековья:
1. церковная литература с господствующим жанром «жития» святых, написанные в прозе и стихах. Житийные или агиографические (от гр. agios - подвижник; grapho - пишу) повести или поэмы представляли собой синкретическое творчество на иностранном языке, канонические и неканонические произведения авторитарно-художественной литературы. Характеры героев в них изображались в религиозно-моралистическом плане. В них преувеличивалась ответственность и нравственные свойства человека (смирение, терпение, стойкость). Все это лишало образы выразительности и живых и красочных черт. Ещё был особо популярен средневековый жанр видения (Данте Алигьери свою «Божественную комедию» написал как раз в этом средневековом жанре), то есть сцены из загробной жизни.
Например, агиографическая старофранцузская поэма «Житие святого Алексея» повествует о том, как юноша из знатной семьи ушел из дома и посвятил свою жизнь богу, прожил 17 лет в чужой стране, истязая свою плоть, а потом, неузнанный никем, вернулся домой и ещё столько же прожил в конуре. Только после смерти он был узнан и возвеличен как святой.
В русской традиции церковной литературы - прозаические житийные повести. Например, «Сказание о Борисе и Глебе», в котором рассказывается, как Святополк Окаянный мучил и злодейски убил двух своих младших братьев, принявших благочестивую и мученическую смерть и ставших святыми.
2. Второе направление развития средневековой литературы, так называемая мирская литература, сначала было ознаменовано ересями, а потом получило своё развитие в светских воинских повестях и поэмах, в которых значение придавалось не абстрактно-религиозному идеалу автора, а живому интересу к реальной общественной жизни, национально-историческим событиям и их героям. Национально-историческое содержание этих произведений создавалось дружинными или народно-профессиональными сказителями (жонглерами, шпильманами, скоморохами), впитавших традиции устного народного творчества с его безымянностью.
В каждой средневековой литературе есть пример своего средневекового эпоса, герой которого изображается как воин, защитник своей страны и народа, обладающий всеми идеальными качествами воина: силой, храбростью, доблестью, верностью своему сюзерену.
Старофранцузская поэма «Песнь о Роланде» - самая старая из воинских поэм, потому что датируется 11 веком, в основе своей также опирается на устное народное творчество.
Содержание поэмы. В ней восхваляется король франков Карл Великий и его борьба против сарацинов за освобождение Испании, а также восхваляется подвиг его племянника, графа Роланда - идеал рыцарской доблести и преданности идеалам «Франции милой». Мы видим картины действий Роланда и его переживания, а также его друга Оливье, их героическую битву с врагами и гибель на поле брани. Само изображение этих подвигов гиперболично, мы наблюдаем не отвлеченный религиозный идеал, а пафос реальных событий национально-исторической жизни, так как сюжет относительно близок к историческим событиям.
«Песнь о Роланде» записана в 1170 году, а события, о которых идет речь - в 778г. Реальная история такова: Король Карл Великий возвращался из похода в Испанию. По дороге назад, в Ронсевальском ущелье, в Пиренеях, его арьергард из-за измены отчима Роланда Ганелона, перешедшего на сторону басков, подвергся нападению басков и был перебит. В числе погибших был и граф Роланд. Эта героическая история претерпела ряд изменений из-за основных идей поэмы.
Основные идеи поэмы:
1. патриотизм и защита родной страны. В поэме изображается героический подвиг малого войска против несметной рати сарацинов для защиты своей страны (сладостной Франции). Обратив врагов в бегство, граф Роланд умирает, повернувшись лицом к своей Родине.
2. идея феодальной вассальной верности.Идея феодальной вассальной верности связана с образом Карла Великого, который вопреки правде, изображен не юношей, а глубоким старцем. Именно ему удается отомстить убийцам Роланда и предать жестокой мести предателя Ганелона, чего на самом деле не случилось, а граф Роланд, умирая, поднимает вверх к небу свою перчатку, знак вассальной верности.
3. идея официальной христианской идеологии. Поход Карла Великого изображен как война за христианскую веру, поэтому христиане-баски заменены неверными сарацинами, то есть арабами, поганым людом, нехристями.
Основные образы поэмы:
1. Граф Роланд - патриот, верный вассал, защитник веры, храбрый воин. Личная тема в его изображении вообще отсутствует: даже перед смертью он не вспоминает о своей невесте Оде, которая в конце поэмы, узнав о гибели Роланда, умирает от горя.
2. Карл Великий - вместо 19-летнего юноши (это один из его первых военных походов) мы видим глубокого старца, императора, мудрого, справедливого, который представляет собой оплот для своих вассалов, граждан и всех христиан и воплощает в поэме объединяющее государственное начало.
Художественные особенности поэмы:
1. торжественный, возвышенный, приподнятый стиль повествования.Все чувства, мысли и действия героев намеренно гиперболизированы.
2. включение в ткань повествования пафоса реальных событий национально-исторической жизни.
Все другие известные нам воинские поэмы м повести периода средневековья более или менее совпадают по своим идеям и художественным особенностям с «Песнью о Роланде».
Так, средневековая испанская поэма «Песнь о моем Сиде», повествует о реально существовавшем легендарном герое, которого звали Руй Диас. Он побеждал арабов, а они из уважения к его подвигам прозвали его Сидом, то есть господином. Все это отражает идеи Реконкисты, то есть борьбы с арабами, и авторитарно-гражданские идеалы национального единства, возглавляемого высшей феодальной властью.
Немецкий средневековый эпос «Песнь о Нибелунгах», датируемый 1200 годом, представляет собой яркую картину феодальной эпохи, кровавых распрей на германских землях из-за богатства, воинского соперничества и любви (Кримхильда, Зигфрид, Брюхильда, Гунтер).
Русская воинская повесть конца 12 века «Слово о полку Игореве» аналогично рассказывает сюжет, совпадающий в основном с Ипатьевской летописью. Речь идет об идеалах национальной целостности и независимости страны в борьбе с внешними врагами (половцами).
Несмотря на свою многокрасочность и эмоциональную выразительность ни церковная, ни светская литературы эпохи раннего средневековья не могут быть реалистическими.
Предгуманистическая литература средневекового периода (12-13 вв.)
Дата добавления: 2015-10-26; просмотров: 857;