Культура в странах халифата.
Наибольший расцвет арабской культуры приходится на VIII-XI вв. На базе староарабской поэзии, а также Корана сложился классический арабский язык средневековья. В Х-XV вв. сложился знаменитый сборник сказок «Тысяча и одна ночь». Наиболее известны в это время были поэт Абу Нувас (756 – 810) и великий сирийский поэт-философ Абу-ль-Ала аль-Маарри, живший во 2-й половине XI в.
Через персов арабы познакомились с достижениями индийцев в области математики и астрономии. От индийцев они заимствовали цифры, которые европейцы назвали арабскими.
Архитектура в странах халифата развивалась на основе переработки арабами эллинистическо-римских и иранских художественных традиций. Наибольшей известностью пользуются культовые и дворцовые здания. Это мечеть Амра в Фустате (VII в.), соборная мечеть в Куфе (VII в.), знаменитый храм «Купол скалы» в Дамаске. С Х в. здания стали украшать арабесками – тончайшим растительным или геометрическим орнаментом с включением стилизованных надписей. Из-за враждебности ислама к изображению живых существ, якобы ведущему к идолопоклонству, живопись в странах ислама не получила значительного развития. Высоко ценилось искусство каллиграфии.
Центрами науки были Куфа, Басра, Харрон, Багдад. В Багдаде был создан «Дом науки», представляющий собой соединение академии, библиотеки, обсерватории с коллегией переводчиков.
Больших успехов достигла медицина. Наиболее известными в этой области были: в Сирии семья Бахтишо, давшая семь поколений знаменитых врачей, известный багдадский хирург IX-Х вв. Абу Бекр Мухаммед ар-Рази, а также знаменитый Ибн Сина (Авиценна, 980 – 1037 гг.), прославившийся своими трудами «Книга исцеления» и «Канон врачебной науки».
У арабов развивались математика, география и астрономия.
В IX в. во многих городах появились публичные библиотеки и обсерватории. В Х в. сложился тип средней и высшей мусульманской школы – Мадраса (медресе).
В IX в. начала развиваться светская историография. Крупнейшими ее представителями были историк арабских завоеваний ал-Белазури (IX в.), историк Багдада Ибн Абу Тахар Тейфур (IX в.), авторы всеобщих историй ал-Иакуби (IX в.), ат-Табари (IX в.), ал-Масуди (X в.).
Значительных успехов достигла философия, воспринявшая эллинистическое наследство, в частности идеи Платона, Аристотеля, неопифагорийцев. Наиболее известными философами являлись ал-Кинди (IX в.), ал-Фараби (X в.), Ибн Сина.
К XI – XII вв. завершилась разработка ортодоксальной системы исламской теологии, появился культ святых.
На рубеже VII – VIII вв. сложилось аскетически-мистическое течение в исламе – суфизм. Аскеты-суфии, иначе называемые факирами или дервишами, стали играть в исламском мире роль, подобную нищенствующим монахам в христианстве. Суфии осуждали богатство, призывали отказаться от всех благ мира, провозглашали культ бедности и самоотречения для спасения души и слияния с богом.
Дата добавления: 2015-10-26; просмотров: 807;