Возникновение ислама и объединение Аравии.
Возникновение ислама и арабский халифат.
Домусульманская Аравия.
Площадь огромного полуострова Аравия равна 3 млн. кв. км, т.е. примерно четвертой части Европы. Основная территория Аравии – сухие степи, пустыни и полупустыни. Лишь незначительная часть ее была пригодна для земледелия. Эти земли с древнейших времен были заселены арабами. Население Аравии делилось на оседлых земледельцев и кочевников-скотоводов.
На юге, в Йемене, где были значительные водные ресурсы сложилось государство, где наряду с земледелием получили развитие ремесло и торговля.
Однако большинство населения полуострова составляли кочевники-скотоводы. Их называли бедуины (степняки). Бедуины занимались преимущественно разведением скота. Племена бедуинов в VI – VII вв. переживали процесс разложения первобытнообщинного строя. У них выделилась племенная знать, владевшая крупными стадами и пытавшаяся присвоить общинные пастбища. Появились также и зависимые люди, считавшиеся юридически свободными, но вынужденные работать на своих богатых сородичей. Социальное расслоение порождало рост противоречий внутри племен.
Значительное распространение у арабов получило рабство. Рабами, как правило, были чужеземцы, преимущественно из Африки.
В VI в. Йемен и Западная Аравию подверглись военной агрессии со стороны Византии и Ирана. Борьба велась за торговые пути, которые шли через Аравию. Многим районам был нанесен значительный ущерб. В этот период происходит кризис рабовладельческого общества и разложение первобытнообщинного строя.
Возникновение ислама и объединение Аравии.
Ислам возник в начале 7 в. в западной Аравии в период перехода арабов от патриархально-родового строя к феодальному, в котором сохранялся и рабовладельческий уклад. В доисламский период арабские племена были разрозненными, каждое из них имело своих богов. Стремление создать единое арабское государство идеологически выражалось в тот период в проповеди поклонения единому богу.
В различных районах Аравии начали появляться проповедники единобожия. В Мекке таким проповедником был Мухаммед (570 – 632 гг.), происходивший из бедного рода Хашимитов племени Курейш. Новая религия – ислам, или мусульманство, возникла около 610 г. Однако в Мекке она не встретила широкой поддержки. Последователи Мухаммеда подвергались преследованиям, что вынудило их переселиться в город Ятриб (Медину). Переселение произошло в 622 г. Год переселения (по-арабски «хиджра») был принят за начальную дату мусульманского летосчисления. Здесь новая религия нашла признание и впервые была создана мусульманская община (от слова «муслим» – покорный). Вокруг Медины сложился союз племен, который в 630 г. вынудил мекканскую знать сдаться и принять новое учение. Образовалось феодально-теократическое государство – халифат с единой идеологией.
Ислам возник на арабской почве из соединения элементов иудейства, христианства и некоторых обрядов староарабских культов природы. Источниками вероучения ислама являются Коран и Сунна. Мусульмане считают Коран высшим и наиболее полным из священных писаний, к которым они относят Тору и евангелия. Текст Корана появился при халифе Османе (644-656). Коран разделен на 114 сур (глав).
Нравственное учение ислама изложено в Сунне – сборнике преданий (хадисов) о том, как поступал Мухаммед в различных случаях жизни. Начало Сунне положили сподвижники Мухаммеда; кодифицирована она была в 9 ст.
Сунна стала главным источником мусульманского права – шариата, который начал оформляться в 8 в. В шариате содержатся юридические, нравственные и культовые предписания, обязательные для всех мусульман. Правовым нормам придан религиозный характер. Незыблемой и священной объявлялась частная собственность. Существовали различные запрещения – пить вино, играть в азартные игры, есть свинину, заниматься ростовщичеством, колдовством и т.п. Мусульманам предписывалось участвовать в «священной» войне (джихад) с «неверными». Это предписание стало идеологическим обоснованием арабских завоеваний. Складывалась официальная догма ислама о гос. собственности на землю.
Основные идеи ислама:
– вера в единого Бога – Аллаха. Вероисповедная формула ислама «нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – послание его».
– ислам отказался признать Мухаммеда единосущным Богу. Он – человек, избранный Богом. Он передает людям откровение божье – Коран.
– идея абсолютной покорности богу, послушания и смирения («ислам» – покорность). Покорность носит всеобщий характер: человек должен покоряться богу, правителям, дети – родителям, женщины – мужчинам.
– учение о предопределении, о всемогуществе божественной воли. Стержень мусульманства составляет фатализм.
Основные положения новой религии Мухаммеда:
1. Вера в единого Аллаха; 2. Обязательная ежедневная молитва; 3. Пост – рамазан – месяц в год; 4. Милостыня (десятина на бедных); 5. Паломничество в Мекку, хотя бы раз в жизни.
Основные направления в исламе – суннизм и шиизм. Разделение произошло во 2-й пол. VII в.
Большинство мусульман относится к суннизму, считающемуся ортодоксальным направлением. Сунниты опираются на Коран и Сунну.
Шииты (от «шиа» – партия) толкуют Коран иносказательно, а в Сунне признают лишь те хадисы, которые связаны с именем четвертого халифа, зятя Мухаммеда – Али. Наряду с этим шииты имеют собственное «священное предание» – хабары, или ахбар. В отличие от суннитов шииты провозгласили принцип наследственной духовной власти. При этом законными наследниками Мухаммеда и соответственно имамами (духовными руководителями) считаются Али и его потомки. Согласно шиитской легенде, последний, двенадцатый, имам Мухаммед убитый в конце IX в., в действительности не убит, а взят на небо живым. В день страшного суда он, спаситель (махди), явится для того, чтобы установить на земле равенство и справедливость.
Дата добавления: 2015-10-26; просмотров: 3648;