Восприятие - это отражение в коре головного мозга целостных образов предметов и явлений, действующих на анализаторы человека.

При восприятии человек познает не отдельные свойства предметов и явлений, а предметы и явления окружающего мира в целом. Восприятие носит целостный характер.

Отдельные ощущения как бы привязаны к специфическим анализаторам, и достаточно бывает воздействия стимула на их периферические органы - рецепторы чтобы ощущение возникло. Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие, совместную скоординированную работу сразу нескольких анализаторов. В зависимости от того, какой из них работает активнее, перерабатывает больше информации, получает наиболее значимые признаки о свойствах соответствующего предмета, различают и виды восприятия. Соответственно выделяют зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Четыре анализатора - зрительный, слуховой, кожный и мышечный - чаще всего выступают как ведущие в процессе восприятия.

Основой другого типа классификации восприятий, являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.

Восприятие пространства играет большую роль во взаимодействии человека с окружающей средой, являясь необходимым условием ориентировки в ней человека. Оно представляет собой отражение объективно существующего пространства и включает в себя восприятие формы величины, и взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления в котором он находится. В познании пространственных свойств объектов ведущую роль играет зрительно - двигательная функциональная система восприятия.

Восприятие движения в психологии означает отражение пространственного перемещения предметов. Оно определяется удаленностью предметов, скорость их перемещения, передвижением самого наблюдателя в пространстве. В восприятии движения участвуют несколько анализаторов - зрительный, вестибулярный и слуховой (если движение сопровождается звуками)

Существует четыре уровня восприятия:

  1. сенсорный — чувст­венный охват объекта, попадание его в поле сознания;
  2. перцеп­тивный — осмысление объекта, отнесение его к определенной категории, классу объектов;
  3. оперативный — охват какой-либо функции, стороны объекта;
  4. деятельностный — взаимодействие с объектом как целью деятельности

Виды восприятия могут классифицироваться и в соответствии со спецификой объекта отражения (восприятие художественных произведений, речи и т. д.). Восприятие обычно включается в какую-либо деятельность, но может выступать и в качестве са­мостоятельной деятельности.

Общие закономерности восприятия:

1. осмысленность,

2. обоб­щенность,

3. предметность,

4. целостность,

5. структурность,

6. избиратель­ная направленность,

7. апперцепция,

8. константность.

Осмысленность и обобщенность восприятия. Восприятие связано с отнесением данного предмета к определенной категории, понятию, с обозначением его словом. Наиболее простая форма осмысления предметов и явлений — узнавание.

Узнавание может быть обобщенным, когда предмет относит­ся к какой-либо общей категории, и дифференцированным (спе­цифическим), когда воспринимаемый объект отождествляется с ранее воспринимавшимся единичным предметом.

Узнавание характеризуется определенностью, точностью и быстротой. При узнавании человек не выделяет всех призна­ков предмета, а использует его характерные опознавательные признаки. Минимум признаков, необходимых для опознания объекта, называется порогом восприятия.

Предметность восприятия — это отнесенность мозговой ин­формации о предметах к реальным предметам. Предметность восприятия означает адекватность, соответствие образов воспри­ятия реальным предметам действительности.

Целостность восприятия — это отражение предмета в каче­стве устойчивой системной целостности (даже если отдельные его части в данных условиях не наблюдаются.

Структурность восприятия. Мы узнаем различные объекты благодаря устойчивой структуре их признаков.

Например, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию, и узнаем ее, если ее исполняет оркестр, либо один рояль, или человеческий голос, хотя отдельные звуковые ощущения различны.

Избирательная направленность восприятия. Из бесчислен­ного количества окружающих нас предметов и явлений мы вы­деляем в данный момент лишь некоторые из них.

Это зависит от того, на что направлена деятельность челове­ка, от его потребностей и интересов.

Апперцепция (от лат. ad — к и perceptio — восприятие) — зависимость восприятия от опыта, знаний, интересов и устано­вок личности.

Например, глядя на замороженное окно, мы добавляем к нашему зрительному восприятию температурные ощущения, почерпнутые из прошлого опыта.

Константность восприятия (от лат. constantis — постоян­ный) — независимость отражения объективных качеств предме­тов (величины, формы, характерного цвета) от измененных ус­ловий их восприятия — освещенности, расстояния, угла зрения.

 

В психологии восприятия различают непреднамеренные и преднамеренные восприятия.

Непреднамеренное восприятие характеризуется отражением предмета, явления без специально поставленной цели. Такое восприятие вызывается яркой внешностью объекта, громкими звуками и т.п.

Преднамеренное восприятие означает постановку конкретной цели, задачи перед восприятием. В этом случае человек не просто смотрит, а разглядывает, не просто слушает, а прислушивается. Преднамеренное

восприятие, как правило, бывает обусловлено задачами, спецификой той или иной деятельности, интересами, потребностями человека, умением наблюдать и сравнивать.

Восприятие надо рассматривать как интеллектуальный процесс, связанный с активным поиском необходимых и достаточных для формирования признаков и принятием решения.

Виды восприятия:

1. восприятие предметов,

2. време­ни,

3. восприятие отношений,

4. движений,

5. пространства,

6. восприя­тие человека.

Восприятие пространственных качеств объекта состоит из восприятия формы, объема, удаленности, места расположения предметов и их движения.

Восприятие формы — сложный процесс зрительного воспри­ятия. В этом процессе большое значение имеют быстрые, скач­кообразные движения глаз. При этом оптические данные обра­батываются мозгом в сочетании с данными глазодвигательных мышц: глаз как бы ощупывает предмет.

При восприятии формы предмета существенно его взаи­модействие с фоном (от фр. fond — дно, основание). В зрительном восприятии фон выступает основанием для системы отсчета — цветовые и пространственные характеристики объекта оценива­ются относительно фона. Фон дает информацию о ситуации вос­приятия, обеспечивает константность восприятия.

Четкости восприятия содействует резкая очерченность кон­тура объекта. С различения контура объекта и начинается про­цесс восприятия, лишь после этого различаются его форма и структура.

Рельеф и объемность предметов, глубина пространства вос­принимаются за счет того, что изображение объекта возникает на несовпадающих (диспаратных) точках сетчатки двух глаз; при этом не происходит полного совпадения изображения в сетчатках обоих глаз, и в результате возникает стереоскопический эффект.

Удаленность предметов воспринимается также за счет би­нокулярного зрения (зрения обоими глазами). Восприятие уда­ленности предмета зависит не только от величины его изобра­жения на сетчатке глаза, но и от силы напряжения глазных мышц, кривизны хрусталика. При восприятии далеких пред­метов хрусталик становится плоским. При восприятии близких объектов кривизна (выпуклость) его возрастает. Это изменение кривизны хрусталика в зависимости от удаленности рассматри­ваемых предметов называется аккомодацией.

Восприятие времени — отражение длительности, скорости и последовательности явлений. Восприятие времени, несмотря на важность данной проблемы, изучено недостаточно.

Наиболее элементарными формами являются процессы вос­приятия длительности и последовательности, в основе которых лежат элементарные ритмические явления, известные под назва­нием «биологических часов». К ним относятся ритмические процессы, протекающие в нейронах коры и подкорковых образо­ваний. Например, чередования сна и отдыха. С другой стороны, мы воспринимаем время при выполнении какой-либо работы, т. е. когда происходят определенные нервные процессы, обеспечиваю­щие нашу работу. В зависимости от длительности этих процес­сов, чередования возбуждения и торможения мы получаем опре­деленную информацию о времени. Из этого можно сделать вывод о том, что в исследовании восприятия времени необходимо учи­тывать два основных аспекта: восприятие временной длительнос­ти и восприятие временной последовательности.

Оценка длительности временного отрезка во многом зависит от того, какими событиями он был заполнен. Если событий было много и они были интересны для нас, то время шло быстро. И наоборот, если событий было мало или они были неинтересны для нас, то время тянулось медленно. Однако если приходится оценивать прошедшие события, то оценка длительности носит об­ратный характер. Время, заполненное разнообразными события­ми, мы переоцениваем, временной отрезок кажется нам более про­должительным. И наоборот, неинтересное для нас время мы не­дооцениваем, временной отрезок кажется нам незначительным.

Временные отношения отражаются посредством :

1) хронометрии — отсчета времени, измеряемого при помощи
равномерного движения объектов (стрелки часов);

2) хронологии — отражения времени в соответствии с общими
для всех событиями (времена года, исторические события);

3) хроногнозии — субъективного времени (субъективного переживания длительности событий в зависимости от их значимости и эмоциональной окрашенности).

При оценке временных интервалов и продолжительности со­бытий следует учитывать особенности субъективного восприятия времени. При положительных эмоциях время недооценивается, а при отрицательных переоценивается.

Восприятие движения осуществляется благодаря очень слож­ному механизму, природа которого еще не вполне выяснена.

Если предмет движется в пространстве, то мы воспринимаем его движение вследствие того, что он выходит из области наи­лучшего видения и этим заставляет нас передвигать взгляд или голову, чтобы вновь фиксировать на нем взгляд. При этом происходят такие явления:

1) смещение объекта по отношению к положению нашего тела
указывает нам на его передвижение в пространстве;

2) мозг фиксирует движение глаз, следящих за предметом.
Все теории восприятия движения могут быть разбиты на две группы:

Первая группа теорий выводит восприятие движения из эле­ментарных, следующих друг за другом зрительных ощущений отдельных точек, через которые проходит движение, и утверж­дает, что восприятие движения возникает вследствие слияния этих элементарных зрительных ощущений.

Теории второй группы подтверждают, что восприятие дви­жения имеет специфическое качество, несводимое к таким эле­ментарным ощущениям. Представители этой теории считают, что подобно тому, как, например, мелодия не является простой суммой звуков, а качественно отличным от них целым, так и восприятие движения несводимо к сумме составляющих это вос­приятие элементарных зрительных ощущений. Из этого поло­жения исходит, например, теория гештальтпсихологии, извест­ным представителем которой является М. Вертгеймер.

Восприятие человеком человека. Как объект восприятия человек отличается особой социальной значимостью. При вос­приятии нового для себя человека субъект выделяет в нем те особенности его внешности, которые дают информацию о его психических и социальных качествах. Особо выделяются осан­ка, походка, жестикуляция, мимика, голос, речь, поведенчес­кие привычки, манеры. На одном из первых мест оказываются профессиональная характеристика человека, его социальный ста­тус, основные нравственные и коммуникативные качества: злой, добрый, веселый, замкнутый, общительный и др. Отдельные черты его лица выделяются также избирательно.

Особенности личности интерпретируются по ее внешности различными способами :

1. Эмоциональный способ: социальные качества приписываются индивиду в зависимости от эстетической привлекательности его внешности. (Внешне красивый человек интерпретируется как человек хороший.)

2. Аналитический способ: каждый из элементов внешности связывается с конкретным психическим свойством человека (сжатые губы, нахмуренные брови — злой человек и т. д.).

3. Перцептивно-ассоциативный способ: человеку приписыва­ются качества внешне сходного с ним другого человека.

4. Социально-ассоциативный способ: человеку придаются ка­чества определенного социального типа по отдельным ха­рактерным внешним признакам. (В очках и шляпе — интеллигент; в шинели — военный.)

Возникший по внешним признакам обобщенный образ че­ловека влияет на взаимодействие с этим человеком. Восприятие человека человеком подвержено определенным социально сфор­мированным стереотипам, эталонам, меркам.

«Эффект ореола» — общее впечатление о человеке, представ­ление о его социальном статусе переносится на все частные про­явления данной личности.

«Эффект первичности» — первоначально воспринятые све­дения о человеке имеют доминирующее значение.

Восприятиепредметов может быть ошибочным. Ошиб­ки (иллюзии) обнаруживаются в деятельности различных анализаторов. В наибольшей мере известны зрительные иллюзии. Иллюзии имеют самые различные причины: практический опыт человека, особенности анализаторов, изменение условий восприятия и т. д.








Дата добавления: 2015-10-26; просмотров: 2002;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.012 сек.