Философия эпохи Ренессанса. Гуманизм. Пантеизм. Развитие гелиоцентрической модели Вселенной.
Философия Возрождения выступает как самосознание новой эпохи, обращенной к античной культуре, античной учености, античному образу жизни и одновременно как выход из средневековья, преодоление средневековой схоластики и диктата религии, что было обусловлено следующими изменениями в жизни общества:
- первые зачатки капиталистической промышленности
- накопление торгового и ростовщического капитала
-изобретение магнитного пороха, пороха, часов, печатного станка
- великие географические открытия
- прогрессирующее развитие городов
- секуляризация (освобождение от церковной зависимости) жизни общества, антиклерикализм (критика служителей церкви)
- высвобождение человека от сословных ограничений.
Новая эпоха обнаружила упадок и отсталость средневековой культуры, деградацию моральности, ничтожество человека. Прошлое представлялось как “темный век”, в котором нельзя найти оправдания ни миру, ни человеку. При этом новая эпоха открыла для себя свое прошлое – классическую античность, нашла в ней то, что не зависело от церкви, а имело свою собственную ценность и возвышало человеческий дух. Открытая античность предстает не просто и не только образцом для подражания. Она проявляется как мощный стимулятор культуротворческой деятельности. Это было не простым заимствованием культурных ценностей античности, а их оригинальным творческим преобразованием, творением новой культуры. И в этом творческом процессе открывалась естественная природа человека, его земное происхождение, его конструктивные культуросозидательные способности. Оказалось, что в том мире, в котором живет человек, человеческого не меньше, чем божественного. Его усилиями созданы города, построены дома и замки, храмы и дворцы. Он создатель живописи, музыки, литературы, Его талантом создана наука и философия. Человек – это гений, созидающий мир своего существования.
Ренессансный антропоцентризм и гуманизм утверждает за человеком права и обязанности совершенствовать мир и самого себя с помощью разума и в соответствии с его принципами. Данте Алигьери, Франческо Петрарка, а позже Леон Батиста Альберти, Лоренцо Валла, Пико дела Мирандола, Эразм Роттердамский разрушали традиционный образ человека как существа греховного и зависимого от Бога и утверждали мысль о том, что место человека в мире обусловлено не грехом и спасением, а исключительно его достоинством. Оно заключается в способности человека возвышаться от животного состояния к человеческому, то есть – в способности к самосовершенствованию, и свидетельством этой способности является созданный человеком мир науки и искусства, экономики и ремесел, мир культуры, который дополняет и завершает сотворенное Богом. Homo humanitas – это культурный, деятельный человек, который созидает и познает мир своего существования и благодаря этому возвышается до уровня творца. Целью и смыслом жизни человека должна стать свобода человеческого деяния.
Такое понимание человека и его предназначения в мире не могло не привести к вопросу о том, соответствует ли современное общество этому “свободному гению”, а если не соответствует, то каким оно должно быть. Томас Мор в своей “Утопи”, Томазо Компанела в “Городе солнца” создают модели идеального общества, свободного от частной собственности, неравенства и несправедливости. Так завершается первый антропоцентрическо-гуманистический этап развития ренессансной философии (средина XIV – средина XV вв.).
Актуальность проблемы человека в философии Возрождения не исключала, а даже обостряла интерес к природе, ее строению и принципам существования. Стремление понять сущность человека стимулировало онтологические поиски. И здесь мы находим очевидные античные влияния, и здесь обнаруживаем, что это было не простым повторением натурфилософских идей античности, а поиском собственного пути в науке. Именно в онтологии связь Возрождения с предшествующей эпохой средневековья проявилась наиболее отчетливо. Главной проблемой новой онтологии была проблема взаимоотношений Бога и мира. Бернардино Телезио, Франческо Патрици, Парацельс, Николай Кузанский, признавая Бога в качестве творца мира, отходят от канонического библейского понимания его. Бог не над миром и не вне его, он – душа этого мира, свет, который пронзает весь мир и каждую вещь в нем и придает всему смысл и значение, порождает гармонию. Бог и мир едины. Бог отныне не столько творец природы, сколько гуманизирующий ее закон, а сама природа из сферы, подчиненной духу, превращается в естественное начало всех вещей. К таким выводам приходит ренессансная философия на втором этапе своего развития (средина XV – первая треть XVI вв.), получившим название онтологическо-неоплатонического.
Третий этап в истории философии Возрождения (вторая половина XVI – начало XVII вв.) тесно связан с зарождающимся новым естествознанием и характеризуется как натурфилософский. Николай Коперник, Йоган Кеплер, Галилео Галилей, Джордано Бруно создавали новую теоретическую модель Вселенной, формировали предпосылки научной революции. Идея бесконечной вселенной, развивающейся по своим собственным законам, делала очевидным факт несовместимости науки и религии, разума и веры, демонстрировала согласие между строением Вселенной и математическими законами и создавала предпосылки для превращения математики из абстрактного занятия в средство сначала астрономических, а затем и естественнонаучных исследований.
7. Философия и наука: поиски самоопределения философии в новоевропейской культуре.
XVII век был периодом формирования индустриальной цивилизации, экономическим базисом которой была промышленность, основанная на машинном производстве. Эффективность ее функционирования могла быть достигнута только на пути постоянного совершенствования и изобретения новых технических систем и технологических процессов. Эту задачу невозможно было решить без широкой системы научных знаний, способных обеспечить успех в практической деятельности. Экономика новой цивилизации требовала, и требовала во все более широких масштабах, вовлечения в производственную сферу разнообразных природных материалов с целью их преобразования, что также невозможно было без разветвленной системы наук о природе. В таком контексте возникает потребность в переориентации философии с поиска трансцендентных принципов всякого существования на решение гносеологической проблематики, поиск и разработку новой методологии достижения истинного знания. Так формируется эмпирическая и рационалистическая традиции в новоевропейской философии. Эмпиризм (греческое empeiria – опыт) единственным источником познания считает чувственный опыт, а знание рассматривает как чувственные образы предметов этого опыта. “В разуме нет ничего такого, чего бы прежде не было в чувствах” – вот формула эмпиризма. Роль разума в познании здесь чисто служебная: сравнение, обобщение и обозначение того, что дано в опыте. Эмпиризм в конечном счете опирается на сенсуализм (лат. sensus – чувство), который абсолютизирует роль чувственности в познании, считает чувства единственным и достаточным источником знаний. Методологической основой эмпиризма является индукция. Этот метод, как и основания эмпиризма, был разработан английским философом Френсисом Бэканом. Он считал, что для успешного познания природы прежде всего необходимо очистить разум от так называемых идолов, то есть предрассудков и ошибок, порожденных нашей субъективностью и доверием к авторитетам. Свободный разум отрицает любые авторитеты и признает только авторитет факта. Познание – это поступательный переход от одного факта к другому, отсечение случайного, выявление устойчивого и формулировка общего вывода. Знания, полученные с помощью такого метода, всегда носят конкретный характер, существуют в форме чувственных образов и могут быць воспроизведены и подтверждены в новом месте и при новых обстоятельствах. Идея эмпиризма, сформулированная Ф.Бэканом, систематически развивалась на материалистической основе Томасом Гоббсом и Джоном Локком, а субъективно-идеалистическая интерпретация ее была дана Давидом Юмом и Джорджем Беркли.
Однако эмпиризм обеспечивал познание лишь отдельных предметов и тех свойств их, которые лежали на поверхности и могли быть зафиксированы с помощью органов чувств, но он не имел средств выявления причин и общих закономерностей, которые управляли этими предметами и определяли особенности их изменения. К тому же с позиций эмпиризма нельзя было объяснить наличие в научной теории общих понятий и механизм их возникновения, а именно эти понятия обладали наибольшей эвристической ценностью. Наряду с другими факторами это способствовало усилению рационалистической тенденции.
Рационализм (лат. ratio – разум) отдавал предпочтение разуму как более надежному и эффективному средству познания и этим принципиально отличался от эмпиризма, опирающегося на чувства. Родоначальником рационалистической традиции в новоевропейской философии был французский философ Рене Декарт. Началом всякого познания он считал методологическое сомнение. Нельзя некритически доверять всему тому, что предстает перед нашим разумом. Каждое явление, каждое понятие мы должны подвергнуть сомнению, с помощью анализа под строгим контролем разума достигнуть их очевидности и только тогда включать их в сферу познания. Научный поиск должен развертываться от общих понятий к выведению всех возможных простых и потому достоверных представлений. Иными словами, Декарт в теории познания отдает предпочтение дедуктивному методу.
Дата добавления: 2015-10-21; просмотров: 1956;