Философские категории и универсалии культуры.
Философия пользуется особыми понятиями - категориями, т.е. наиболее общими или фундаментальными понятиями, которые фиксируют существенные свойства и отношения предметов и явлений действительности. Категории выступают основным интеллектуальным средством философского познания, они отражают весь мир, но под особым углом зрения - лишь в плоскости наиболее общих свойств, отношений и закономерностей, присущих предметам и явлениям этого мира. Категориальная структура мышления, с одной стороны,, относительно устойчива, но, с другой стороны, и изменчива, конкретно-исторична, т.к. «откликается» на новые достижения человеческого познания. Кроме того, то или иное философское направление может отдавать предпочтение своему, специфическому набору категорий: так, экзистенциализм пользуется такими категориями, как экзистенция (способ бытия человека в мире), тоска, страх, ужас и др. (эти понятия, как правило, не рассматриваются в иных философских системах).
Философские категории появляются в сознании человечества в результате рефлексии над другими весьма общими понятиями - «мировоззренческими универсалиями», или универсалиями культуры. Это такие понятия, которые возникают в культуре раньше философских категорий и фиксируют жизненные смыслы (осознанные или неосознанные), которыми руководствуется человек в своей деятельности («бытие», «время», «человек», «свобода» и т.д.). Именно они определяют шкалу человеческих ценностей, обеспечивают понимание мира, его переживание и осмысление. Философия в своих размышлениях о мире обращается не столько к самим реальным предметам и явлениям, сколько к их обобщенным образам в сознании человечества, т.е. к универсалиям культуры. В своем анализе философия рационализирует эти универсалии, превращая их в особые идеальные объекты, в философские категории. При этом философия схематизирует универсалии культуры, она включает в содержание своих категорий не все жизненные смыслы (скажем, личностного или группового опыта), сосредотачиваясь преимущественно на общечеловеческих смыслах и наиболее существенных свойствах и связях явлений. При этом она может предложить культуре такие смыслы, которых еще нет в сознании данной эпохи.
Дата добавления: 2015-10-21; просмотров: 1149;