Константы 5 страница

Преобразование координат используют при изменении масштаба изображения, переносе и повороте изображений. Рассмотрим линейные преобразования координат двумерных объектов. Такие преобразования выполняются с помощью соответствующих формул.

Предположим, что в декартовой системе координат задана плоская геометрическая фигура и — координаты одной из её точек. Пусть координаты этой же точки после преобразования. Тогда параллельное перемещение фигуры на пикселей вдоль оси 0x и на пикселей вдоль оси 0y можно выполнить с помощью формул:

;

.

Растяжение фигуры в и раз выполняется на основе соотношений

;

.

Поворот фигуры вокруг начала координат на угол :

;

.

В ходе разработки анимационных программ необходимо создавать эффект перемещения графических объектов. Простейший способ реализации этого эффекта заключается в том, чтобы нарисовать объект соответствующим цветом, а затем скрыть его путем повторного перерисовывания цветом фона. Затем изобразить объект в новых координатах. С целью повышения быстродействия программы при обработке изображений больших размеров их сначала копируют в оперативную память, а затем выводят на экран их копии в требуемых координатах. Для этого используют функции

void getimage (int x1, int y1, int x2, int y2, void far *bitmap) ;

void putimage (int x, int y, void far *bitmap, int op).

Функция getimage сохраняет в памяти изображение, очерченное прямоугольником, левым верхним углом которого является точка (x1 , y1), а правым нижним — точка (x2 , y2). Изображение сохраняется в памяти по указателю bitmap. Объём памяти, необходимый для хранения изображения, можно определить с помощью функции

imagesize (int x1, int y1, int x2, int y2) ;

Возвращаемое ею значение можно непосредственно передавать одной из функций для выделения оперативной памяти.

Функция putimage восстанавливает изображение на экране в координатах левого верхнего угла (x , y). Параметр op, принимающий возможные значения от 0 до 4, обозначает способ взаимодействия новой копии изображения с изображением, которое уже имеется на экране. В простейшем случае, когда op=0, происходит простое копирование изображения из памяти. Значение op=1 позволяет выполнять побитовую операцию «исключающего или» над содержимым оперативной памяти и видеобуфера для каждого пикселя. Это дает возможность удалить изображение в тех точках экрана, где помещен его оригинал. Если эту операцию выполнить дважды для одних и тех же координат экрана, то изображение не изменится. Это весьма полезно при программировании движущихся по экрану объектов.

Для того, чтобы движущийся по экрану объект отображался в каждой позиции определенное заданное время необходимо предусмотреть приостановление выполнения программы после вывода объекта на экран. Выполнить приостановку программы можно с помощью следующей функции

delay (unsigned int milliseconds) ;

Функция delay приостанавливает выполнение программы на время, определяемое переменной milliseconds, заданное в миллисекундах. Для использования функции delay необходимо подключить библиотеку <dos.h>.

 


 

6. Операции над строками и файлами в языке С/С++

6.1. Функции ввода и вывод

Функции ввода и вывода содержатся в библиотеках, как показано на рис. 6.1.

Рисунок 6.1 — Функции ввода и вывода в языках С и С++

6.1.1. Ввод и вывод средствами С

6.1.1.1. Функция getchar()

Формат функции:

 

int getchar(void) ;

 

Функция возвращает (передаёт, считывает) в программу символ в форме int из стандартного ввода (клавиатуры). Если символ не может быть прочитан, то функция возвращает значение 0x E0F.

6.1.1.2. Функция putchar()

Формат функции:

 

int putchar(int ch) ;

 

Функция выводит на стандартное устройство вывода (на экран монитора) символ ch. Если вывод символа был успешным, то функция передает в программу значение ch, в противном случае возвращается 0x E0F.

Пример:

#include <stdio.h>

void main

{ /* ====== Объявление переменных ====== */

int a; // – считываемый / передаваемый символ

 

/*====== Начало выполнения программы ====== */

a=getchar( ) ; // – считывание символа с клавиатуры

putchar (a) ; // – вывод символа на экран

/*====== Завершение программы ====== */

return ;

}

 

6.1.1.3. Функция gets()

Формат:

 

char *gets(char *s) ;

 

Функция читает символы с клавиатуры до появления символа новой строки и помещает их в строку s (сам символ новой строки в S не включается). Функция возвращает в программу (передает в программу) указатель на s.

6.1.1.4. Функция puts()

Формат:

 

int puts(char *s) ;

Функция выводит строку s на стандартное устройство вывода (экран монитора), добавляя в конце символ новой строки. При удачном выводе функция возвращает неотрицательное значение, при ошибке — 0x E0F.

 

6.1.1.5. Функции printf() и scanf()

Формат:

 

int printf (const char [[format]…] [, arg 1, …] ) ;

 

Функция printf выводит на стандартное устройство вывода значения переменных arg 1, … в формате, определённом строкой format.

 

Формат:

 

int scanf (const char [ [format]… ] [, arg1 , …] ) ;

 

Функция scanf вводит строку аргументов (переменных) arg1 , … и т.д. в формате, определённом строкой format, со стандартного устройства ввода. Функция возвращает число, равное количеству аргументов (переменных), которым присвоено значение.

 

Рассмотрим спецификации формата функций printf() и scanf() и модификаторы:

 

%[флаг] [ширина] [.точность] [h | l | L] символ_формата ;

 

 

Здесь:

[флаг] — задает выравнивание и наличие знака числа:

‘–’ — выравнивание числа по левому краю поля вывода;

‘+’ — печатать числа всегда со знаком;

‘пробел’ — если первая литера не является знаком, что числу должен предшествовать пробел;

[ширина] — задает минимальное количество позиций, отводимых под выводимое/вводимое значение;

[точность] — задает количество позиций, отводимых под дробную часть числа;

[модификатор] — задает спецификатор типа аргумента:

‘h’ — аргумент выводится/вводится как short или unsigned short;

‘l’ — аргумент выводится/вводится как long или unsigned long;

‘L’ — аргумент выводится/вводится как long double;

[символ_формата] — задает тип выводимого/считываемого объекта:

‘с’ — (char)единичная литера;

‘s’ — (char *)строка;

‘d’, ‘i’ — (int)знаковая десятичная запись;

‘o’ — (int) беззнаковая восьмеричная запись;

‘U’ — (int)беззнаковое десятичное целое;

‘X’, ‘x’ — (int) беззнаковая шестнадцатеричная запись;

‘f’ — (double)вещест-е число с фиксирован-й точкой;

‘E’, ‘e’ — (double)вещест-е число с плавающей точкой;

‘G’, ‘g’ — (double)вещест-е число в виде %f или %е

в зависимости от значения;

‘P’ — (void *)указатель (только для printf());

‘%’ — знак процента ‘%’ (только для printf());

 

 

Пример:

char *city = ''Sevastopol'' ;

double temp = 18.4 ;

printf(''Atmospheric temperature in %s is %6.2f C. \n'' , city, temp) ;

 

Результат на экране монитора:

Atmospheric temperature in Sevastopol is 18.40 C.

 

6.1.2. Ввод и вывод средствами С++

В С++ ввод и вывод осуществляются с помощью потоков.

Поток — абстрактное понятие, обозначающее перенос данных от источника к приёмнику.

Чтение из потока называют извлечением из потока: >> (для входных потоков).

Вывод в поток называют помещением в поток: << (для выходных потоков).

Базовым классом потоков ввода и вывода является класс ios, описанный в заголовочном файле <ios.h>.

 

Потоковые объекты ввода/вывода (форматируемые):

 

сin — связывается с клавиатурой (входные потоки с буфером);

сout — связывается с экраном (выходные потоки с буфером);

cerr — связывается с экраном для вывода сообщений об ошибках (выходные потоки без буфера);

clog — связывается с экраном для вывода сообщений об ошибках (выходные потоки с буфером).

 

 

Функции (методы) ввода/вывода (неформатируемые):

 

get () — возвращает считанный из потока код символа или код ошибки 0x E0F;

get (ch) — возвращает ссылку на поток, из которого выполнялось чтение, и записывает извлеченный символ в ‘ch’.

put (ch) — выводит в поток символ ‘ch’ и возвращает ссылку на поток.

 

Способы форматирования данных в потоковых классах:

— с помощью флагов;

— с помощью манипуляторов;

— с помощью форматирующих методов.

 

Флаги — отдельные биты, объединённые в поле x_flays типа long класса ios.

 

6.1.2.1 Форматирование данных с помощью флагов и методов

Поля класса ios, используемые при форматировании:

int x_flags — отдельные биты форматирования, объединенные в поле типа long;

int x_width — минимальная ширина поля вывода;

int x_precision — кол-во цифр в дробной части при выводе вещественных чисел с фиксированной точкой или общее ко-во значащих цифр при выводе в форме с мантиссой и порядком;

int x_fill — символ заполнения поля вывода.

 

Флаги форматирования данных в потоковых классах представлены в таблице 6.1.

Таблица 6.1 — Флаги форматирования данных в потоковых классах

Флаг Положение Действие при установке бита (флага)
skipws 0x001 При извлечении пробельные символы игнорируются
left 0x002 Выравнивание по левому краю поля
right 0x004 Выравнивание по правому краю поля
internal 0x008 Выводится знак числа по левому краю, число — по правому. Между — символы из x_fill (пробелы по умолчанию)
dec 0x0010 Десятичная система счисления
oct 0x0020 Восьмеричная система счисления
hex 0x0040 Шестнадцатеричная система счисления
showbase 0x0080 Выводится основание системы счисления (0x — для шестнадцатеричных чисел, 0 — для восьмеричных)
showpoint 0x0100 Печатать десятичную точку и дробную часть
uppercase 0x0200 При выводе используются символы верхнего регистра
showpos 0x0400 Печатать знак при выводе положительных чисел
scientific 0x0800 Печатать вещественные числа в форме мантиссы с порядком
fixed 0x1000 Печатать вещественные числа в форме с фиксированной точкой (точность — из x_precision)

 

Управление флагами поля x_flags c помощью методов flags, setf и unsetf:

long ios :: flags( ) — возвращает текущие флаги потока;

long ios :: flags(long) — присваивает флагам значение параметра;

long ios :: setf(long, long) — присваивает флагам, биты которых установлены в первом параметре, значение битов второго параметра;

long ios :: setf(long) — устанавливает флаги, биты которых установлены в параметре;

long ios :: unsetf(long) — сбрасывает флаги, биты которых установлены в параметре.

Примечание:

— все функции (методы) возвращают прежние значения флагов;

— перед установкой некоторых флагов требуется сбросить флаги, которые не могут быть установлены одновременно с ними. Для этого используют второй параметр метода setf статические константы класса ios:

adjustfiled (left | right | internal) — выравнивание;

basefiled (dec | oct | hex) — система счисления;

floatfiled (scientific | fixed) — представление дробных чисел.

 

Управление полями x_width, x_precision и x_fill с помощью методов width, precision и fill:

int ios :: width( ) — возвращает значение ширины поля вывода;

int ios :: width(int) — устанавливает ширину поля вывода в соответствии со значением параметра;

int ios :: precision( ) — возвращает значение точности представления при выводе вещественных чисел;

int ios :: precision(int) — устанавливает значение точности представления при выводе вещественных чисел;

char fill( ) — возвращает текущий символ заполнения;

char fill(char) — устанавливает значение текущего символа заполнения.

Пример (форматированный вывод):

cout.width(10);

cout.precision(3) , cout.setf(ios :: showpoint) ;

cout.setf(ios :: left , ios :: adjustfield) ;

cout.setf(ios :: fixed , ios :: floatfield) ;

cout<<a ;

cout.width(7) ;

cout.setf(ios :: hex | ios :: showbase | ios :: uppercase) ;

cout<<b ;

Пример (неформатированный ввод/вывод):

#include <iostream.h>

void main()

{

int const n=4 ;

int i;

char b[n] ;

for(i=0; i<n; i++)

{ cin.get(b[i]) ; } //<– –b[i]=cin.get();

for(i=n–1; i>=0; i––)

{ cout.put(b[i]) ; }

}

Результат выполнения программы:

Ввод: abcd <ENTER>

На экране: abcd

dcba

6.1.2.2. Форматирование данных с помощью манипуляторов

 

Манипуляторы — это функции, которые включаются в цепочку операций помещения и извлечения для форматирования данных.

Манипуляторы разделяются на:

— простые (без аргументов);

— параметризированные (требующие указания аргументов).

Особенности использования манипуляторов:

— использование манипуляторов требует подключения библиотечного файла <iomanip.h> ;

— изменение системы счисления действует до следующего явного изменения системы счисления;

— применение манипуляторов удобнее методов установки флагов форматирования.

 

Рассмотрим простые манипуляторы:

dec — устанавливает при вводе и выводе флаг десятичной системы счисления;

oct — устанавливает при вводе и выводе флаг восьмеричной системы счисления;

hex — устанавливает при вводе и выводе флаг шестнадцатеричной системы счисления;

ws — устанавливает при вводе извлечение пробельных символов;

endl — при выводе включает в поток символ новой строки и выгружает буфер;

ends — при выводе включает в поток нулевой символ;

flush — при выводе выгружает буфер.

 

Пример:

cout<<13<<hex<<' '<<13<<oct<<' '<<13<<endl;

На экране появится надпись:

13 d 15

 

Рассмотрим параметризированные манипуляторы <iomanip.h>:

setbase(int n) — задаёт основание системы счисления (n=8, 16, 10 или 0);

resetiosflags(long) — сбрасывает флаги состояния потока;

setiosflags(long) — устанавливает флаги состояния потока;

setfill(int) — устанавливает символ-заполнитель;

setprecision(int) — устанавливает точность вещественных чисел;

setw(int) — устанавливает максимальную ширину поля вывода.

Пример:

//параметризованные манипуляторы:

double d[] = {1.234, -12.34567, 123.456789, -1.234,0.00001};

cout <<setfill(‘.’)<<setprecision(4)

<<setiosflags(ios::showpoint | ios::fixed);

for(int i=0; i<5; i++) cout<<setw(12)<<d[i]<<endl ;

 

Результат выполнения программы (на экране):

......1.2340

..–12.3457

..123.4568

….–1.2340

……0.0000

6.2. Функции файлового ввода и вывода

Функции ввода и вывода содержатся в библиотеках, представленных на рис. 6.2.

Рисунок 6.2 — Функции ввода и вывода в языках С и С++

Примечание:

— файловый ввод и вывод осуществляется с помощью потокового ввода-вывода;

— перед работой с файлом необходимо открыть файловый поток;

— после работы с файлом необходимо закрыть файловый поток.

Файлы могут быть текстовые и бинарные. На рис. 6.3. представлены их основные отличия.

Рисунок 6.3 — Основные особенности текстовых и бинарных файлов

6.2.1. Файловый ввод и вывод средствами С

Формат объявления/открытия файлового потока:

FILE *имя_потока [ = fopen(const char *имя_файла,

const char *режим_открытия)] ;

Здесь:

режим_открытия — задает режим ввода/вывода:

r — файл открывается только для чтения;

w — файл создается только для записи (стирает предыдущий);

a — файл открывается для добавления данных в конец файла, чтение не разрешено;

r+ — существующий файл открывается для чтения и записи;

w+ — создается новый файл для чтения и записи (стирает предыдущий);

a+ — файл открывается для чтения и добавления данных в конец файла; если файл не существует, то он создается;

t — файл создается или открывается как текстовый (по умолчанию);

b — файл создается или открывается как бинарный.

При успешном открытии потока функция возвращает в программу указатель на структуру типа FILE, если поток открыть не удалось, то возвращает указатель на NULL.

Формат закрытия файлового потока:

 

fclose(*имя_потока) ;

 

Примечание:

— ввод/вывод в поток осуществляется через буферы;

— размеры буфера можно изменять с помощью функций setbuf и setvbuf;

— перед закрытием потока вся информация из буферов потока выгружается на диск;

— закрывать поток необходимо всегда, иначе возможна потеря данных.

Пример:

FILE *f_p = fopen (“myfile.txt”, “rt”);

fclose (f_p) ;

 

Примечания:

— при открытии файла на чтение/запись с ним связывается структура FILE. Данная структура содержит для каждого открытого файла счетчик положения текущей записи;

— сразу после открытия файла значение счетчика равно нулю;

— каждая операция ввода или вывода вызывает приращение счетчика.

Получить значение счетчика можно с помощью функций:

 

long int ftell (FILE *имя_потока) ;

long int fgetpos (FILE *имя_потока, *позиция_в_файле) ;

 

Примечание:

— функция ftell возвращает текущее значение счетчика в потоке;

— функция fgetpos возвращает значение текущей позиции счетчика в файле, который связан с потоком, и копирует значение счетчика по адресу *позиция_в_файле.

Установить значение счетчика можно с помощью функций fseek, fsetpos, fgetpos, rewind, fgetc.

 

Формат записи функции fseek:

 

int fseek (FILE *имя_потока, long смещение, int позиция) ;

 

Функция fseek — помещает текущую позицию в файле (счетчик) на величину ‘смещение’ в байтах относительно положения ‘позиция’:

SEEK_SET (= 0) — начало файла;

SEEK_CUR (= 1) — текущая позиция в файле;

SEEK_END (= 2) — конец файла.

 

Формат записи функции fsetpos:

 

int fsetpos (FILE *имя_потока, const позиция) ;

 

Функция fsetpos — перемещает текущую позицию в файле на позицию ‘позиция’, предварительно полученную с помощью функции fgetpos.

 

Формат записи функции rewind:

 

void rewind (FILE *имя_потока) ;

 

Функция rewind — устанавливает счетчик на начало потока и очищает флаги ошибок в потоке.

 

Формат функции ввода символа из файлового потока fgetc:

 

int fgetc (FILE *имя_потока) ;

 

Примечание:

— функция fgetc считывает символ из файлового потока;

— при удачном считывании символа возвращает в программу код символа;

— если была выполнена попытка прочесть конец файла или произошла ошибка чтения, то в программу передается код 0xE0F.

 

Формат функции вывода символа в файловый поток fputc:

 

int fputc (int ch, FILE *имя_потока) ;

 

Примечание:

— функция fputc записывает символ ch в файловый поток;

— при удачной записи символа возвращает в программу код записанного символа;

— если произошла ошибка записи кода в поток, то в программу передается код 0xE0F.

 

Формат функции ввода строки символов из файлового потока fgets:

 

char* fgets (char *s, int N, FILE *имя_потока) ;

 

Примечание:

— функция fgets считывает не более N–1 байт из файлового потока в строку s;

— прекращает чтение, если встретился символ перехода на новую строку ‘\n’ или конец файла. Символ ‘\n’ не отбрасывается, а помещается в конец строки s. В переменную s добавляется символ конца строки ‘\0’;

— в случае успешного чтения функция передаёт в программу указатель на строку s;

— при ошибке чтения или достижении конца файла в программу передается указатель на NULL.

 

Формат функции вывода строки символов в файловый поток fputs:

 

int fputs (const char *s, FILE *имя_потока) ;

 

Примечание:

— функция fputs записывает строку символов в поток;

— символ конца строки в поток не записывается;

— при ошибке записи в программу возвращается код 0xE0F, в противном случае — неотрицательное число.

 

Формат функции форматированного ввода из файлового потока fscanf:

 

int fscanf (FILE *имя_потока, const char *format [, a1, a2, …]) ;

 

Примечание:

— функция fscanf вводит из файлового потока строку аргументов a1, a2, … в формате, определенном строкой format;

— в программу функция передает количество переменных, которым присвоено значение;

— функция использует те же способы форматирования, что и функция scanf().

 

Формат функции форматированного вывода в файловый поток fprintf:

 

int fprintf (FILE *имя_потока, const char *format [, a1, a2, …]) ;

 

Примечание:

— функция fprintf выводит в файловый поток строку аргументов a1, a2, … в формате, указанном в строке format;

— в программу функция передает количество записанных аргументов;

— функция использует те же способы форматирования, что и функция printf().

 

Формат функции проверки достижения конца файла feof:

 

int feof (FILE *имя_потока) ;

 

Примечание:

— функция feof проверяет достижение конца файла;

— если конец файла не достигнут, то функция возвращает значение ‘0’, иначе — код 0xE0F.

 

Формат функции блочного ввода из файлового потока fread:

 

size_t fread (void *buf, size_t size, size_t N, FILE *имя_потока) ;

 

Примечание:

— функция fread считывает N блоков по size байт в область заданную указателем *buf из файлового потока;

— в программу функция возвращает количество прочитанных блоков, которое может быть меньше, если произошла ошибка или встретился конец файла;

— размер типа size_t указывает в соответствии со считываемым типом данных.

 

Формат функции блочного вывода в файловый поток fwrite:

 

size_t fwrite (const void *buf, size_t size, size_t N, FILE *имя_потока) ;

 

Примечание:

— функция fwrite записывает N блоков по size байт из области заданной указателем *buf в файловый поток;

— в программу функция возвращает количество записанных блоков;

— размер типа size_t указывает в соответствии с записываемым типом данных.

6.2.2. Файловый ввод и вывод с использованием классов языка С++

Формат объявления/открытия файлового потока:

 

fstream_class *имя_потока ( const char *имя_файла,

int режим_открытия ) ;

 

Здесь:

fstream_class — задает потоковый класс ввода/вывода:

fstream — потоковый класс для ввода/вывода в файл;

ifstream — потоковый класс для ввода из файла;

ofstream — потоковый класс для вывода в файл.

режим_открытия — задает режим открытия потока:

ios :: in — открыть для чтения;

ios :: out — открыть для записи;

ios :: ate — установить указатель на конец файла;

ios :: app — открыть для добавления данных в конец;

ios :: trunc — если файл существует, то удалить;

ios :: nocreate — если файл не существует, то выдать ошибку;

ios :: noreplace — если файл существует, то выдать ошибку;

ios :: binary — открыть в двоичном режиме.

 

Пример:

ifstream filein (“text.txt”, ios :: in) ;

ofstream fileout (“data.dat”, ios :: out | ios :: trunc | ios :: binary) ;

 

Примечания:

— в примере определяются два объекта filein и fileout входных потоков ifstream и выходных потоков ofstream;

— с указанными объектами можно работать также как со стандартными объектами cin и cout, т.е. использовать операции помещения в поток ‘<<’ и извлечения из потока ‘>>’, флаги форматирования, манипуляторы, методы, состояние потоков, использовать функции get и др.

Формат закрытия файлового потока:

 

имя_потока.close( ) ;

 

Примечания:

— функция-метод close() закрывает файловый поток;

— при выходе объекта из области видимости или завершении программы файловый поток закрывается автоматически.

 

Формат функции проверки достижения конца файла:

 

имя_потока.eof ( ) ;

 

Примечания:

— функция eof() класса ios проверяет достижение конца файла;

— если конец файла не достигнут, то функция возвращает значение ‘0’.

 

Произвольный доступ к записям файлов реализуется двумя методами:

имя_потока.seekg (смещение, ios :: аргумент) ;

имя_потока.seekp (смещение, ios :: аргумент) ;

Примечание:

— функция seekg предназначена для входных потоков;

— функция seekp предназначена для выходных потоков;

— обе функции производят смещение позиции чтения/записи на величину ‘смещение’ в байтах относительно позиции обозначенной аргументом ‘аргумент’:

beg — относительно начала файла;

cur — относительно текущей позиции чтения/записи;

end — относительно конца файла.

 

Получение текущего значения позиции в потоке ввода или вывода (в файле) реализуется следующим образом:

 

имя_потока.tellg ( ) ;

имя_потока.tellp ( ) ;

Примечания:

— функция tellg предназначена для входных потоков;

— функция tellp предназначена для выходных потоков.

Формат кода при неформатированном вводе из входного потока:








Дата добавления: 2015-10-21; просмотров: 717;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.173 сек.