Теории классов и страт
Понятие «класс» вошло в научный оборот в XVIII в. Но подлинным инструментом научного анализа категория стала, начиная с работ К. Маркса (1818–1883). Он рассматривал класс как социальную группу, характеризующуюся сущностью отношений собственности. Именно эти отношения признавались главными в развитии производства.
Основой общественного процесса К. Маркс считал развитие материального производства. В зависимости от того, какое производство обеспечивает основные потребности и развитие общества в нем, выделяются основные и неосновные классы.
Так, в рабовладельческом обществе именно рабский труд обеспечивал удовлетворение потребностей, основными классами были рабовладельцы и рабы. В феодальном обществе прогресс обеспечивался земледельческим трудом крестьян, возделывающих угодья, принадлежавшие феодалам. Они – феодалы и крестьяне – были основными классами. Помимо основных классов существовали и другие – неосновные, те, чей труд дополнял развитие главного производства: ремесленники, учителя, актеры, медики, торговцы и т.п. То есть классы – экономически детерминированные и генетически конфликтные социальные группы.
В каждом обществе производятся излишки ресурсов, когда их начинает присваивать некоторая часть членов этого общества, – появляются собственность и неравенство.
Исходя из факта владения и невладения в обществе формируются классы.
Отношения между ними предполагают эксплуатацию одного класса другим в зависимости от участия в собственности. Такие отношения постоянно воспроизводят конфликт, который является основой социальных изменений.
Существуют объективные признаки класса. Субъективные появляются не сразу, только с осознанием общих классовых интересов и оформлением классовых целей.
Определение классам как специфическим социальным группам дал В. И. Ленин (1870–1924), выделявший с позиции экономического детерминизма их признаки. Классами называются исторически сложившиеся большие группы людей, отличающиеся по их месту и роли в системе общественного производства, отношению к средствам производства и характеризующиеся специфическим способом и долей получаемого дохода.
В промышленном обществе основными антагонистическими классами является буржуазия и наемные рабочие. Самоорганизация таких классов приводит к наличию постоянного противостояния, толкающего одних к стремлению сгладить, разрешить остроту конфликтов ради сохранения своих позиций, других – добиться изменения своего положения.
При таком методологическом подходе к анализу структуры общества до того, как развернулась НТР, обеспечивался добротный анализ социальной структуры, прогноз перспектив общественного развития.
Но со второй половины XX в. в индустриальных обществах поляризация по экономическим признакам постепенно смягчается, т.к. широко распространяется акционирование собственности. Меняется и сам ее характер. К известным историческим формам (рабы, вода, земля, капитал) добавилась информация.
К этому времени обнаружились недостатки ленинского подхода –преувеличение роли экономических факторов при одновременной недооценке национализма и этнической лояльности, престижа отдельных видов деятельности и наличия политических действий, не зависимых от экономики, недооценке роли профсоюзных организаций, акционерных обществ, ограниченности удовлетворенности средних классов. Конечно, очевидность этого стала возможна только при развитии социальной функции государств в индустриальных обществах.
Современный исследователь Р. Даррендорф (р. 1929), признавая ценность марксистского подхода, считает, что в настоящих условиях посткапиталистическое общество нужно модернизировать. Он выделяет следующие черты посткапитализма, изменяющие классовую структуру общества:
1) деконцентрация капитала. Собственниками становятся владельцы, менеджеры и работники, причем владельцы представлены и двумя последними;
2) дифференциация труда. Современное производство предъявляет высокие квалификационные требования к работникам. Разнообразие групп ослабляет классовую идентификацию, увеличивает разрыв в характере труда и вознаграждение за него, что приводит к размыванию классового сознания;
3) рост нового среднего класса. Он рекрутируется из разных социальных групп, имеющих близкие размеры доходов, дающие возможность поддерживать схожий образ жизни и потребления;
4) рост социальной мобильности. Особенно сильно межпоколенное самовоспроизводство сохраняется только на социальных полюсах, сохранивших традиционные исторические особенности в элите и аутсайдерах;
5) усиление равенства за счет широкомасштабной социальной политики, введения перераспределения доходов, гарантированного минимума через высокие налоги на доходы.
При таких переменах носителями противоречивых интересов стали более мелкие социальные группы. Конфликты институциализировались и сместились во властные отношения.
В продолжение Даррендорфу высказывается Фрэнк Пэркин: в современных обществах «угнетенные» не восстают против «привилегированных» из-за наличия тонких механизмов социального манипулирования (социальной мобильности, низкого уровня запросов, решений и т.д.).
Альтернативную марксистской теорию классов предложил М. Вебер (1864–1920), выделивший другие факторы, формирующие неравенство. Главным признаком класса он считал престиж. Класс – группа людей со сходными возможностями продвижения и карьеры. Базовыми в статусном распределении в обществе он тоже считал отношения собственности, но большое значение придавал различиям внутри основных классов. Так, класс собственников делится на торговый класс, фабричный класс и т.п., исходя из возможностей повышения статуса их представителей. Как особый класс М. Вебер рассматривал бюрократию. Он впервые ввел такие критерии в анализ классовой структуры: доход, власть, образование и престиж.
Начиная с М. Вебера и П. Сорокина, в науке оформился другой подход к анализу социального неравенства и социальной структуры – теория социальной стратификации.
Стратификация – общая черта всех обществ. Это система разного уровня благ, власти и престижа. Общество мотивирует людей выполнять определенную роль и занимать определенные позиции посредством санкционируемой системы неравномерного распределения благ и поощрений в зависимости от разделения труда. То есть социальное неравенство является функциональным источником стратификации общества.
Социальная страта – совокупность семей и индивидов, занимающих определенный социальный уровень по доходу, благосостоянию, власти, образованию и престижу.
Принадлежность к страте измеряется субъективными и объективными показателями. Субъективны ощущения причастности к данной группе, идентификация с ней. Объективны уже упоминавшийся доход, власть, образование и престиж. Важное значение имеет религиозная принадлежность и так называемые «жизненные шансы»: здоровье, время жизни, способность и удачливость, бизнес, минимум риска, образовательные возможности для детей.
Понятие «стратификация» (от латинского stratum – слой, facio – делаю) пришло в социологию из геологии, где оно означает расположение однородных пластов различных пород по вертикали. В обществе также страта включает людей, имеющих 4 одинаковых показателя.
Эти показатели – круг социальных благ, к которым стремятся люди, точнее, не сами блага, а каналы доступа к ним.
Если вслед за П.А. Сорокиным представлять себе социальное пространство с неравными расстояниями по вертикали и горизонтали, то социальные статусы будут точками в пространстве. Расстояние между ними будет очень неодинаковым.
Неравенство расстояний между статусами – основное свойство стратификации. У нее четыре измерительных линейки или оси координат.
Доход – измеряется в денежном выражении, получаемом индивидом или семьей в течение определенного периода времени.
Образование – измеряется числом мест обучения в государственных или частных учреждениях (школы, вузы).
Власть – измеряется количеством людей, на которых распространяется принимаемое индивидом решение (власть, возможность навязывать свою волю или решения другим людям независимо от их желания). Эти три шкалы стратификации имеют вполне объективные единицы измерения, а следующая – нет.
Престиж – уважение статуса, сложившегося в общественном мнении. Этот субъективный показатель исторически постоянно изменяется.
В соответствии с этими шкалами в социологии выделяют три базисных вида стратификации: экономическую, политическую и профессиональную. Существует еще множество небазисных (например, возрастная, культурно-речевая, по хобби и т.д.).
Социальная стратификация ранжируется: верхние слои всегда находятся в более привилегированном положении (в отношении обладания ресурсами или возможностями получения вознаграждения), чем низшие слои. Верхние слои значительно меньше по количеству входящих в них членов общества.
Характерной чертой XX в. является наличие в стратификации среднего класса. Его не было на протяжении всей истории человечества. Этот класс выполняет в обществе стабилизирующую функцию. Он состоит из тех, кто сделал свое положение собственными усилиями, поэтому заинтересован в сохранении того порядка, при котором достиг успеха, который предоставил ему такие возможности.
Средний класс разводит два полюса (бедных и богатых): чем он больше, тем они дальше друг от друга. Средний класс в индустриально развитых странах составляет большинство население (60-80 %). Это самый широкий потребительский рынок для мелкого и среднего бизнеса. В средний класс входят те, кто обладает экономической независимостью, достаточным профессионализмом. Изучение феномена среднего класса связано с созданной по результатам исследований в 30-х гг. моделью У. Уотсона.
Обнаружилось, что традиционная трехзвенная система классового разделения общества – высший класс, средний класс и низший класс – имеет внутренние промежуточные слои.
Модель стратификации современного общества содержит шесть слоев и имеет ромбовую форму (в отличие от пирамидальной формы трехзвенной модели):
1)высший–высший класс; 2) низший–высший класс; 3) высший–средний класс; 4) низший–средний класс; 5) высший–низший класс; 6) низший–низший класс. | |
Рис. 1 |
Средний класс в социальной структуре в современном обществе является самым многочисленным и очень неоднороден и по профессиональным, и по идеологическим, и по политическим показателям; главное сходство – по доходам, позволяющим вести сходный образ жизни; главные отличия – в характере труда, статусных устремлениях, разных ценностях. Представители разных групп среднего класса поэтому социально не смешиваются.
Американский исследователь Б. Барбер считает, что к четырем названным критериям стратификации нужно добавить еще два: ранжирование по этническим и родственным группам, где в первую очередь воспроизводится потомство, происходит социализация детей, обеспечивается психологическая поддержка; ранжирование по религиозной и ритуальной чистоте – категориях функционально значимых идей, господствующих в том или ином обществе, люди могут в большей или меньшей степени обладать высоко ценимыми качествами.
Французский социолог А. Турен утверждает, что в современном обществе социальная дифференциация происходит по доступу к информации, ранжирование по отношению к собственности, власти, этносу и престижу уже не срабатывает. Господствующее положение занимают те люди, которые имеют доступ к наибольшему количеству информации.
Таким образом, можно сделать следующие выводы. В современном обществе сохраняется социальное неравенство, поэтому социальная дифференциация происходит постоянно и требует глубокого анализа. Существует два принципиальных подхода к нему:
1. классовый, где при анализе социального ранжирования вскрываются его причины и истоки, но не поддается анализу многообразие;
2. стратификационный, где анализируется многообразие социальной дифференциации, но не исследуются ее истоки. В совокупности они компенсируют слабости друг друга и дают добротный анализ социальной структуры общества.
Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 1433;