Сущность девиации и ее формы
«Девиация» в переводе с латинского означает «отклонение от дороги». В науке термин «девиантное поведение» употребляется в двух значениях. В первом – понятие «девиантное поведение» означает «поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартом, шаблонам).
Девиантное поведение в таком его значении исследуется психологией, педагогикой, наркологией, психиатрией, криминологией.
Во втором смысле девиантное поведение исследуется социальной психологией и социологией и означает «социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам).
Нарушение норм – необходимый момент социального бытия. Если нормативное поведение обеспечивает устойчивость социальной системы, то анормативное обеспечивает изменчивость системы, то есть ее развитие.
Кризисная ситуация в обществе приводит к увеличению отклонений от нормы. Россия переживает период кризиса, и для нее характерен высокий уровень девиаций. Наряду с давно известными формами анормативного поведения появились новые, несуществующие в советскую эпоху: похищение людей, работорговля, заказные убийства, незаконное присвоение жилья, рэкет. Отдельные формы девиации искоренить невозможно, девиация всегда была, есть и будет, но масштабы ее можно и нужно минимизировать. От соотношения различных форм негативных и позитивных девиаций зависит будущее человечества в целом и России в частности.
Долгое время отклоняющееся поведение изучалось в рамках таких дисциплин как криминология, наркология, суицидология. Основоположником социологических исследований девиаций был Э. Дюркгейм. В нашей стране социологическая концепция девиации начала формироваться в конце 60-х годов XX века. У ее истоков стояли В.С. Афанасьев, Я. И. Гилинский, А. Г. Здравомыслов, В. Н. Кудрявцев.
Исходным для изучения отклонений является понятие нормы. Исследователь Я. И. Гилинский определяет социальную норму как исторически сложившийся в конкретном обществе интервал допустимого поведения людей, социальных групп, деятельности социальных организаций.
Социальные нормы регулируют отношения между людьми, поддерживают порядок в обществе. Нормы многообразны: медицинские, технические, нравственные, религиозные, эстетические, этикета, правовые, политические, организационно-профессиональные (должностные инструкции, правила внутреннего распорядка, профессиональные традиции).
Некоторые ученые отмечают отсутствие достоверного критерия для разграничения нормы и патологии. Другие выделяют четкие ее признаки.
Важным признаком нормы является количественный, статистический. То, что характерно для большинства людей, встречается не реже чем в 50 % случаев, является нормой.
Статистический признак не стоит абсолютизировать, не стоит останавливаться только на частоте встречающегося в человеческой популяции феномена. Для определения нормы поведения необходим и качественный признак. Если поведение представляет опасность для жизни окружающих или самого человека, независимо от его частоты, то оно анормативно (суицид, преступность).
Социальные нормы исторически изменчивы, следовательно, девиация исторически изменчива. То, что в прошлом являлось нормой, сегодня может считаться патологией (например, обычай геронтоцида у древних славян). Или, наоборот, то, что когда-то не одобрялось обществом, воспринималось как аномалия (развод супругов), сегодня воспринимается как естественное.
Граница между нормой и патологией подвижна в социальном пространстве. То, что в одних странах - норма, в других - отклонение. В 1994 г. в Голландии была разрешена эвтаназия, но до сих пор во всех остальных странах мира она запрещена и расценивается как преступное деяние. Добавим, что то, что в одних социальных группах рассматривается как норма, в других считается отклонением. Пирсинг, татуировка и даже шрамирование распространены в подростковой среде, в других социальных группах это аномалия.
Важным признаком нормы является ее конвенциальность. Люди договариваются между собой, что считать нормой, а что отклонением от нее. Причинение смерти другому человеку может расцениваться одобрительно (убийство врага на войне), нейтрально (смерть больного во время операции при соблюдении хирургом профессиональных требований) или социально опасное (убийство).
По степени строгости различаются нормы формальные (писаные) и неформальные (неписаные). Нарушение неписаных норм (обычаев, традиций, этикета) не несет большой общественной опасности. Соблюдение неписаных норм контролируется окружающими в виде замечания, насмешки, ухмылки, издевки, злой шутки, нелестной клички.
Нарушение неписаных норм именуется девиацией. Нарушение писаных норм (норм права) именуется делинквентным поведением.
Последнее – самая тяжелая форма девиации. Разрушительный потенциал деликтов направлен на окружающих людей. Деликты контролируются правоохранительными органами, администрацией, их санкции носят ярко выраженный репрессивный характер.
Социальные отклонения могут иметь для общества различные значения. Недопустимо оценивать любую форму девиации только отрицательно.
Позитивные социальные отклонения служат средством прогрессивного развития общества, помогают преодолеть устаревшие или реакционные стандарты поведения. Это различного рода нововведения, социальные инновации. Это – научное, техническое, художественное, политическое творчество.
Негативные социальные отклонения дезорганизуют общественную систему, подрывают ее основы. К ним относятся наркомания, алкоголизм, проституция, суицид, бюрократизм, религиозный и идейный фанатизм. Разрушительный потенциал негативных девиаций направлен против самих субъектов девиаций, либо угрожает окружающим людям.
Процессы организации и дезорганизации общественной жизни необходимы. Очаги анормативного поведения вносят в социальную систему внутреннюю напряженность, предостерегают общественную систему, заставляют ее пребывать в состоянии рабочего напряжения, принимать превентивные меры, т.е. препятствуют ее закоснению.
Процесс создания новых правил бесконечен, бесконечны и новые способы их нарушения. Девиации нет конца. Э. Дюркгейм так доказывает это обстоятельство. Он предлагает вообразить идеальное общество. Пусть это будет общество святых, некий образцовый монастырь, где полностью отсутствуют какие бы то ни было преступления. Идиллическая жизнь этого монастыря не способна длиться долго. Незначительные моральные проступки его обитателей начали бы вызывать у остальных точно такое же негодование, какое вызывают в обычном обществе уголовные преступления. И мера суровости наказаний за проступки оказалась бы приблизительно такой же, как будто это настоящее преступление.
Различные формы девиантного поведения взаимосвязаны, их взаимосвязь носит относительно устойчивый характер.
Существует индукция различных форм социальной патологии, когда одно негативное явление усиливает другое. Например, алкоголизация может спровоцировать хулиганство и некоторые насильственные преступления; наркотизм способствует корыстным поступкам, а бюрократизм – должностным и хозяйственным. Эти формы девиации соотносятся не как причина и следствие, а как рядоположение явления.
Взаимосвязи различных форм отклоняющегося поведения сложны, противоречивы. Между ними может наблюдаться и обратная связь. При обратной связи одна форма социальных патологии гасит, подавляет другую. Например, издавна в различных странах отмечается обратная корреляционная зависимость между алкоголизацией и наркотизацией населения, убийствами и самоубийствами. В период экономических кризисов растет корыстная преступность и сокращается (абсолютно или относительно) насильственная. В современном мире эскалация насилия нивелирует эту тенденцию, однако она все же проявляется, хотя и в сглаженном виде.
Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 1328;