Сущность культуры в системе социологического знания
Специфика гуманитарного знания отражена в самом его названии –humanus – человеческий. В отличие от естествознания, которое исследует природу, оно изучает человеческий, во многом искусственный мир, не материю человека, а его субъективность, социальное бытие, то есть культуру.
Культура – это то, что характеризует переход из животного состояния в социальную жизнь, в сферу собственно человеческого бытия и общественных отношений. Она имеет своей функцией осуществление человеческой деятельности, обеспечивает ее единство и целостность.
Культура – это то, что целенаправленно создано человеком; это опосредствующее звено между общественным и личностным развитием.
Социальная жизнь людей имеет две особенности: а) носит групповой характер; б) поведение людей регулируется системой ценностей, идей, норм и правил поведения. Сущность социальной жизни проявляется во взаимодействии людей с помощью языка, верований, знаний, ценностей. Именно это и нужно учитывать, чтобы понимать поведение человека в его реальной жизни.
Любая потребность человеком воспринимается через соответствующие нормы и стандарты. Сама форма, способ удовлетворения потребности является результатом усвоения человеком норм и правил поведения.
Социология рассматривает культуру в аспекте, непосредственно связанном с регуляцией поведения человека, социальных групп, функционированием и развитием общества.
Таким образом, культура в социологии понимается как: во-первых, общеразделяемая система ценностей, символов и значений; во-вторых, то, что усваивает человек в процессе жизнедеятельности, т. е. формирование внегенетической программы поведения и жизнедеятельности; в-третьих, трансляция опыта поколений.
Изучение феномена культуры имеет свою историю, которая включает историю самой культуры и историю изучения культуры. Само понятие культуры стало использоваться в науке с XVIII в. К этому времени в общественной жизни человека произошли существенные изменения. Развитие промышленности привело к появлению буржуазных отношений и разрушающему воздействию их на все старое – традиционные, патриархальные связи и отношения, до того привязывавшие человека к еще во многом природным условиям его жизни и к его «естественным повелителям».
Происшедшие перемены, особенно в способе производства, четко обнаружили общественно-производительную мощь труда, а следовательно, мощь человека, что привело к осознанию действительных возможностей человека и породило понятие, наиболее полно фиксирующее результаты и последствия его деятельности, – понятие культура.
Зачатки культуры обнаруживаются на самых ранних этапах существования людей, но естественно, еще не адекватно отражающихся в их сознании.
Пока жизнь людей зависела от неподвластных им сил природы, от естественных, еще не преобразованных трудом обстоятельств, решающую роль в своей жизни они, как правило, отводили не самим себе, а этим обстоятельствам, которые обожествлялись, превращались в предмет религиозного почитания.
Мифологические и религиозные культы древности, выражая зависимость людей от природы, наделяли ее человеческими свойствами – сознанием, волей, способностью предопределять ход событий. Лишь в результате последующего развития люди смогли осознать, что многое в их жизни зависит от них самих. По мере осознания этого вырабатываются первые, вначале еще расплывчатые и неопределенные представления о культуре. Таким образом, в понятии «культура» находит выражение осознание человеком своей роли в действительном мире, только ему свойственной активности, не сводимой к действию ни природных, ни божественных сил, что означало рождение культа самого человека, пришедшего на смену всем культам древности.
Если в средневековье главным авторитетом в жизни человека было священное писание и церковь, то со времен эпохи Возрождения авторитетом становится право человека на собственную мысль и творчество.
Дж. Манетти писал в XV в.: «После первоначального и еще незаконченного творения мира, все, по-видимому, было изобретено, изготовлено и доведено до совершенства нами. Ведь наше, т. е. человеческое, поскольку сделано людьми, то, что вокруг: все жилища, укрепления, города, наконец, все сооружения на земле … Наши – живопись, скульптура, ремесла, науки. Наконец, наши – все орудия, достойные удивления и восхищения … ».
Приведенное высказывание иллюстрирует «открытие» модели самих себя, своих возможностей, а значит, свидетельствует об осознании людьми своих позиций на земле. Созданное человеком, если и не уравнивает его с Богом, то поднимает надо всем остальным существующим, т.к. человек своим трудом завершает дело творения.
Благодаря этому человек возвышается над ограниченностью своего физического существования; преодолевает свою физическую конечность, приобщается к гармонии целого, к бесконечности мира.
Своим существованием в мире человек как бы устанавливает границу, отделяющую и отличающую его от других форм жизни. Введение в употребление понятия культура свидетельствует об окончательной «эмансипации» сознания человека от божественного и природного миров. Граница, отделяющая человека от остального мира, т.е. граница самой культуры, – это историческая дистанция, задаваемая не внешней природой (как у животных) и не сверхприродным существом, а самим человеком. Человек в силу собственной разумности ставит себе такую границу. В этом смысле человек есть самоизменяющееся, саморазвивающееся существо, субъект своего развития. Культура же представляет собой область существования человека в качестве такого субъекта, или культура есть развитие человека как разумного существа.
Культура способна развиваться и жить в одновременности, в диалоге, т. е. в общении, в контексте настоящего. Проще говоря, в культуре все ее составные сосуществуют в пространстве и времени. Культура – это единое произведение, созданное и пересоздаваемое людьми во все времена.
Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 660;