Как и в Месопотамии, государство в Древнем Китае регулировало, прежде всего, семейно-брачные отношения.
Семья, согласно закону и конфуцианской традиции, рассматривалась как первичная социальная ячейка. Главная цель брака заключалась в обеспечении физического и духовного воспроизводства семьи, которое достигалось рождением, прежде всего, мужского потомства, «чтобы человек был в состоянии правильно служить усопшим предкам и иметь возможность продолжать свой род».
Положение мужчины как господина в семье распространялось не толь ко на жену, но и на детей. В Древнем Китае существовал обычай закладывать детей за долги. Если таких детей не выкупали в течение трех лет, они становились рабами. Дети могли быть также проданы своими родителями. Исключение делалось только для старшего сына, который пользовался рядом преимуществ. Вплоть до ХIХ в. в Китае сохранялась безнаказанность за убийство отцом, матерью, дедом и бабкой по отцу сына, внука, невестки, если смерть наступила в результате побоев.
Необходимость поддержания стабильности в обществе диктовала участие государственной власти в решении социальных проблем, прежде всего в экстремальных условиях. Сохранившиеся письменные источники свидетельствуют, что, например, в Древнем Египте уже в III тыс. до н.э. (2700-2300 гг.до н.э.) проявлялась забота о членах общества со стороны государства.
Власть в Древнем Египте применяла методы централизованного планирования производства и распределения продуктов питания по различным регионам.Использовалась также определенная миграционная политика. (Для чего власть это делала?)
Эта практика объяснялась не моральными, этическими нормами египетских властей, а их рационализмом. Прерогативой государства было заботиться о сохранении трудовых ресурсов и поддерживать жизненный уровень людей, которые были заняты на общественных работах, а именно: строили каналы, пирамиды, гробницы и храмы. Целью властей было также предотвращение голодных бунтов, которые могли бы угрожать стабильности государства.
В древнеиндийском обществевласть также брала на себя обязанность помогать населению в случае голода и стихийных бедствий, а царь считался покровителем больных, вдов и малолетних.
Подобное положение сложилось и в Древнем Китае, где правительство
уже в 1 в. до н.э. разработало меры социальной защиты для чрезвычайных ситуаций:
- бесплатное (или за минимальную плату) распределение зерна;
- использование всех пустующих полей для засева бесплатным зерном;
- переселение голодающих в благополучные районы страны.
Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 838;