Использование собственных средств юридического лица
Хотя принципиальная конечная схема имущественных отношений остаётся такой, какой она была представлена выше (рис. 11), для всех форм денежных вкладов, конкретные различия в целях вкладчиков, в формах осуществления вкладов и в последовательности различных операций по созданию производственных фондов весьма значительны.
Речь идёт о действующем юридическом лице, как правило, имеющем какую-то свободную сумму оборотных средств. Это даёт возможность покрывать из оборотных средств и прямые инвестиционные затраты, что приводит к увеличению стоимости реальных производственных фондов. Полученный прирост производственных мощностей является общей совместной собственностью участников. Но по сложившейся практике, экономически совершенно неправильной, юридическое лицо не оформляет появление общей совместной собственности участников, а объективный прирост стоимости основных фондов бухгалтерия увязывает со стоимостью акций внешних вкладчиков, пропорционально её увеличивая. "Самовозрастание" стоимости акций − это один из множества мифов, порождённых могучей смесью экономического невежества с материальной заинтересованностью в получении неэкономических доходов. Возрастание стоимости производственных фондов действительно происходит, но оно должно найти отражение не в приросте стоимости акций внешних вкладчиков, не имеющих никакого отношения к объективно существующему приросту мощностей, а в оформлении вкладов, принадлежащих участникам юридического лица, за счёт которых создавались оборотные средства юридического лица. Хотя, допуская возможность самовозрастания стоимости акций, вполне возможно допустить и самовозрастание стоимости оборотных средств. Однако чудес не бывает, и все эти "самовозрастания" происходят только потому, что между участниками распределяется не весь образованный ими доход, а часть его оседает в юридическом лице, в виде увеличения его оборотных средств или производственных фондов. Кроме того, если "самовозрастания" стоимости акций и производственных фондов, действительно, не может быть, то самовозрастание производственных навыков участников происходит постоянно. А это означает более эффективное использование тех же производственных фондов, и, как следствие этого, увеличение доходов. Одновременно это служит "основанием" утверждать, что раз имеет место прирост дохода, то имеет место и прирост основных фондов. Тем более, как мы покажем ниже, в разделе 6.2, прирост основных фондов, действительно, может иметь место, но вкладчики денег к этому приросту не имеют отношения.
Считаем, что юридическое лицо уже осуществило создание или модернизацию основных средств, формально не имея на это денег. Очень часто этот процесс происходит таким образом, когда все затраты списываются на текущее производство (что неизбежно приводит к увеличению материальных затрат, уменьшению дохода, т.е. зарплаты участников). В результате, возрастание стоимости производственных фондов происходит без отражения каких-либо затрат в бухгалтерской отчётности. В этом, кстати, и заключается весь секрет "экономического чуда", выражающегося в самовозрастании стоимости акций. Но если вопрос с "самовозрастанием" стоимости акций решается достаточно просто, то принадлежность прироста производственных фондов требует некоторых пояснений.
Во-первых, текущие затраты юридического лица, для чего бы они ни использовались, неизбежно производятся только за счёт средств самого юридического лица, даже если юридическое лицо прибегает к помощи кредита, как это имеет место при использовании инвестиционных вкладов или банковских ссуд.
Во-вторых, вкладчики денежного капитала, какими бы условиями ни обставлялся процесс передачи денег, никогда не становятся в результате этого процесса ни плательщиками, ни покупателями каких-либо благ, а, следовательно, не могут стать и собственниками каких-либо новых объектов собственности, в том числе и прироста мощностей, который сумело осуществить юридическое лицо.
В-третьих, все затраты юридического лица, в том числе и затраты на создание новых производственных фондов, отражаются на увеличении материальных затрат, которые покрываются за счёт полученной юридическим лицом выручки, т.е. в конечном итоге они всегда осуществляются за счёт уменьшения доходов участников. Вкладчики вообще не несут каких-либо затрат, а за услугу, выраженную в передаче юридическому лицу денег, они часто получают более, чем приличное вознаграждение в виде дивидендов.
Следовательно, весь прирост производственных фондов, появившийся благодаря трудовым и материальным затратам участников юридического лица, должен принадлежать участникам юридического лица.
Теперь следует осуществить финансовую операцию, имеющую своей целью восстановить использованные оборотные средства и наделить юридическое лицо новыми оборотными средствами. Эта операция происходит в форме такой же "продажи акций", какая происходила при получении юридическим лицом денежных кредитов от вкладчиков. Хотя какой-либо реальной передачи денежных средств может и не происходить, но формально такая передача должна иметь место. Участник подтверждает своё согласие на передачу денег, на основании чего эти деньги, полностью или частично будут удержаны из его зарплаты. Фактически, они были уже удержаны из зарплаты ещё в тот момент, когда образовывались оборотные средства юридического лица, представляющие общую совместную собственность участников, но были израсходованы на инвестиции. Произведя формальное удержание из зарплаты участников, юридическое лицо вновь образует определённую сумму свободных денег в виде оборотных средств, которые может снова использовать на инвестиционное или иные цели. Таким образом, образуется постоянный процесс инвестиционной подпитки юридического лица, что выражается в росте его основных фондов и в соответствующем росте финансовых обязательств (акций), выданных участникам.
Таким образом, осуществляется несколько важных имущественных операций:
− определяется де-юре принадлежность и сумма инвестиций, которые юридическое лицо образовало и использовало де-факто за счёт собственных оборотных средств или за счёт ссуд банка;
− каждый участник (хотя, возможно, только те, кто пожелает) становится и вкладчиком, т.е. инвестором;
− подтверждается (выдачей акций или другого документа) право на возврат участнику равноценной денежной суммы (но не самих производственных фондов), либо так, как это имеет место сегодня применительно к вкладчику банка, т.е. по его требованию, либо, что нам кажется более обоснованным, только в случае прекращения трудовых отношений с участником.
− займодатель наделяется правом на получение оплаты за оказанную финансовую услугу в размере, определяемом участниками юридического лица. Система оплаты ясна из приведенного ранее выражения: ФУ = К•Т•d(капитал х время х дисконт)
Акция не является денежным документом и не подлежит свободной купле-продаже, на чём ниже мы остановимся специально.
Возникает вопрос, а зачем вообще распределять стоимость производственных фондов между участниками. Пусть она так и остаётся общей совместной собственностью всех участников, как и большинство других объектов собственности юридического лица?
Однако речь идёт о коммерческом юридическом лице, которое, будучи коммерческим, должно работать на самофинансировании и своей производственной, и своей инвестиционной деятельности. Массовое привлечение внешних инвесторов совсем не означает, что они и на самом деле финансируют инвестиционный процесс. Финансируют всё равно участники, используя для этого самый неэффективный способ образования инвестиций, т.е. через посредников в виде внешних вкладчиков. Производственная деятельность финансируется за счёт распределения дохода пропорционально степени трудового участия. Это экономически обосновано. Можно либо финансировать образование инвестиций тоже пропорционально распределению дохода, вводя соответствующую систему обязательного участия в финансировании и не выделяя инвестиции в особый вид затрат, либо можно формировать инвестиционный фонд с учётом желаний и возможностей вкладчиков. Второй способ более удобный и гибкий. Но для него требуется отдельный учёт инвестиционных вкладов, и оплата услуг, пропорционально величине вклада и времени его использования.
5.6.3. Инвестиции за счёт банковских ссуд
Собственно говоря, схема использования денег в данном случае остаётся той же самой, которую мы рассмотрели в предыдущем случае. Тогда юридическое лицо взяло "в долг" у "у самого себя", т.е. у своих собственников, причём, сначала взяло и использовало, а только потом оформило. В данном же случае юридическое лицо сначала использовало для инвестиций банковскую ссуду, за которую пришлось с первого дня платить % по ссуде. Проценты по ссуде являются фактически производственными затратами (хотя существует и другая точка зрения), но полученную ссуду, а это капитальные вложения, нужно возвращать и нужно учитывать отдельно, распределив её между участниками тем или иным способом. Именно эту стоимость и должны покрыть участники, а её распределение между участниками может происходить либо по какой-то системе, либо по желанию участников.
Что же касается оплаты за финансовую услугу, за которую юридическое лицо сначала платило % банку, а потом дивиденды своим участникам, прирастившим свои инвестиционные вклады на величину банковской ссуды (т.е. покрывших эту ссуду за свой счёт), то в обоих случаях использовалось одно и то же выражение: ФУ = К•Т•d.Хотя величины % банку и дивидендовучастникам не обязательно должны быть одинаковыми.
5.6.4. Инвестиции за счёт участников юридического лица
Участник − хозяин юридического лица, так как без него не может быть образован сложный капитал, без которого не может осуществляться процесс производства. А образовать человеческий капитал в составе сложного капитала можно только путём участия, чем участник и занимается с первого дня своей трудовой деятельности. Поэтому собственные инвестиции участников − это самая выгодная форма образования инвестиций. Ведь при использовании денег юридических лиц или сторонних физических лиц часть дохода, неизбежно пойдёт на выплату дивидендов сторонним лицам. В рассматриваемом случае весь доход остаётся в распоряжении участников юридических лиц, способных распорядиться им наиболее эффективно.
Процесс инвестиционной сделки происходит по схемам, показанным на рис. 9 и 11. Отличие только в том, что само юридическое лицо уже не выступает в роли посредника, каким оно было в предыдущих случаях, сначала самостоятельно образовывая нужную инвестиционную сумму, а потом распределяя её между участниками. В данном случае оно просто получает эту сумму от участников, как могло бы получить её и от внешних вкладчиков.
Каждый из участников вносит свои деньги, заключая договор или получая взамен акцию, приходный ордер, финансовое обязательство или любой другой документ, имеющий различную форму, но, практически, одно и то же содержание:
Участник передаёт юридическому лицу деньги в сумме столько-то рублей и право распоряжаться ими по собственному усмотрению, получая обязательство другой стороны в разных формах о следующем:
− участник (теперь уже инвестор) получает право на возврат вложенной суммы путем продажи полученной от юридического лица акции (или не получает такого права, оставаясь акционером на всё время, пока сохраняются трудовые отношения);
− при прекращении трудовых отношений (или выходе на пенсию) участник получает компенсацию стоимости вложенных денег, вероятно, с учётом инфляции. Увеличение стоимости возвращаемых денег сравнительно со стоимостью вложенных, экономически не обосновано, компенсацию возможного снижения их стоимости в силу каких-то причин (например, инфляции) юридическое лицо имеет все основания принять на себя;
− за оказанную финансовую услугу участник получает право на вознаграждение в размере, определяемом выражением СФУ = К•Т•d. Сроки выплаты дивидендов и величину дисконта d, устанавливает общее собрание участников.
Никаких других прав или обязательств участников данной сделкой не предусматривается. Все многочисленные права и обязательства участников, которые мы отмечали ранее, следуют не из их имущественного вклада, а из того, что участник, вступая в трудовые отношения с юридическим лицом, одновременно образует человеческую составляющую сложного капитала. Покажем трансформацию форм имущественных отношений, происходящую с участниками только потому, что они являются участниками.
Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 782;