Статус юридического лица и его участников
Как мы выяснили из предыдущего раздела, ГК РФ внёс очень существенные ошибки в трактовку процессов образования юридического лица.
Процесс образования юридического лица и процесс создания его производственных фондов, − это искусственно сведенные Гражданским Кодексом в один процесс совершенно разные процессы (хотя бы потому, что однажды созданное юридическое лицо продолжает осуществлять своё инвестиционное развитие). Как мы убедились в отношении принадлежности юридического лица и произведенных им "плодов, продукции, доходов" (разделы 2.1. и 2.2), и как ещё убедимся в отношении создания его производственных фондов (раздел 5.6 настоящей главы), эти процессы являются важнейшей задачей участников юридического лица, а совсем не вкладчиков, не имеющих к этому вопросу никакого отношения, не считая понятной их материальной заинтересованности в более высокой оплате оказанной услуги. Более активная роль принадлежит арендодателям, которые принимают на себя и процесс создания производственных фондов, которые поэтому им и принадлежат, но и в этом случае отношения не выходят за рамки имущественных.
Отвлечёмсяот законоположений и взглянем просто с позиции здравого смысла: оттого, что я одолжил соседу деньги, я не получил права на жилой дом, построенный на эти деньги, хотя, примерно, такие правоотношения имеет в виду законодатель, предоставляя право вкладчикам, оказавшим юридическому лицу услугу и получившим за это дивиденды, быть собственниками юридического лица, его производственных фондов и распределять его доходы.
Участники юридического лица, заключая трудовой договор (не зависимо оттого, что сегодня в этом договоре записывается), объективно участвуют в принятии ряда важнейших решений и в осуществлении ряда действий, необходимых для дальнейшей деятельности юридического лица:
− образовывают человеческую составляющую сложного капитала этого юридического лица, становясь по естественному праву собственниками этого юридического лица;
− уполномочивают предпринимателя, избранного по действующему законодательству (т.е. учредителями, а не участниками) генеральным директором, выступать и от имени участников, заключая договора с вкладчиками и арендодателями и выдавая им финансовые обязательства;
− становятся на правах общей совместной собственности собственниками инвестиционного фонда, который образуется ими из денежных вкладов вкладчиков, а затем преобразуется ими в производственные фонды. Но это операции, которые участники проводят со своей собственностью (общей совместной), и к которым вкладчики не имеют никакого отношения, так как своё право "пользоваться и распоряжаться" они, хотя и временно, но передали участникам юридического лица;
− подтверждают своё согласие стать инвестором юридического лица;
− получают право "пользоваться и распоряжаться" производственными фондами юридического лица применительно к своей специальности.
В данном случае имеет место передача юридическому лицу "права", которое отчуждаемо, и никакой передачи человеческого капитала в виде продажи "рабочей силы" не происходит, так как этот капитал сам по себе неотчуждаем. Речь идёт о праве, которое предоставляется юридическому лицу (его руководящему органу, в частности, предпринимателю) выступать от имени всех участников и представлять их интересы, как перед каждым отдельным участником, так и перед вкладчиками или перед любыми другими юридическими лицами, и о праве, которое получают участники на деньги, переданные вкладчиками, и о праве "пользоваться и распоряжаться" производственными фондами, созданными за счёт этих денег. Кстати, участники, возвращая вкладчикам взятые взаймы деньги и право ими пользоваться и распоряжаться, оставляют за собой созданные ими производственные фонды и право ими пользоваться и распоряжаться. Для осуществления нового инвестиционного процесса юридическое лицо использует либо собственные финансовые резервы, образовавшиеся путём реализации продукции, либо деньги других вкладчиков. Сами участники, благодаря существующему законодательному произволу, своих естественных прав лишены и, как правило, вообще не осознают существование таких прав, хотя, вероятно, интуитивно ощущают их наличие.
Сегодня существует достаточно нелепая ситуация, связанная с правовым статусом юридического лица. В соответствии с учредительным договором, уставом юридического лица и формальной процедурой избрания генерального директора им, как правило, становится предприниматель, который и организует процесс создания юридического лица. Генеральный директор получает все права, необходимые ему для практического осуществления деятельности юридического лица, и чаще всего он имеет способности для успешной реализации полученных им "полномочий".
Но беда в том, что этими правами его наделяют лица (в том числе, иногда и юридические), которые никаких прав по отношению у данному юридическому лицу не имеют.
В то же время физические лица, обладающие необходимыми производственными навыками, что позволяет им физически образовать человеческую составляющую юридического лица, вступить с ним в трудовые отношенияи стать по естественному праву участниками юридического лица и его собственниками, формально считаются "наёмными работниками".
Хотя, именно участники, будучи естественными собственниками юридического лица и его доходов, должны были бы наделить предпринимателя всеми полномочиями, которые он получил от вкладчиков, такими полномочиями не обладающих.
Таким образом, современное коммерческое юридическое лицо приобретает организационную структуру, органы управления и становится стороной правоотношений не на основании заключения учредительного договора, в котором участники формально не участвуют, и не на основании заключения трудового договора с каждым участником, поскольку действующий трудовой договор не содержит экономических положений, отражающих естественные правооснования, которыми обладают участники.
Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 448;