Л. Дюги и развитие солидаризма

На базе различных течений социализма сложились разновидности учения под названием солидаризм, особенно плодотворно развивав­шегося во Франции. Это правовое учение было близко к юридическому позитивизму. Наиболее известно имя Леона Дюги (1859-1928), декана юридического факультета в университете г. Бордо, начинавшего свою деятельность в период возрождения естественного права (юснатурализма). Дюги сохранил в целом верность позитивистскому и социологическо­му пониманию права, но воспринял ряд идей юснатурализма. В «Тракта­те о конституционном праве» (1911) он предпринял попытку уточнить и переосмыслить предмет конституционного права. По его мнению, иссле­дователи права должны учитывать более современный контекст объяс­нения природы права и государства. При этом он опирался на авторитет­ных представителей социологического позитивизма (Сен-Симон, Конт, Спенсер), своего современника Э. Дюркгейма, утверждавшего, что право есть «непосредственный результат социальных факторов».

Укажем основные положения солидаризма.

Критическое осмысление и пересмотр некоторых понятий, являю­щиеся, по мнению ученого, метафизическими («суверенная личность государства», «субъективное право личности»). Обоснование ряда но­вых понятий («юридическая ситуация», «функция», «социальное пра­во» и др.).

«Публичная власть есть просто факт», обусловленный социальны­ми факторами. Государство в его прежних формах исчезает, и место этих форм занимает новый государственный строй – «более гибкий, более гуманный, более защищающий индивида».

Этот строй покоится на двух теориях: 1) концепции социаль­ной нормы (входит в корпус объективного права), основывающей­ся «на факте взаимной зависимости», соединяющей все человечество вообще и членов любой социальной группы; 2) концепции децентрали­зации.

Синдикальный федерализм: современное общество движется к фе­дерализму классов, «соорганизованных в синдикаты». Он со временем будет «скомбинирован с центральной властью, которая не упразднит­ся, сохранит свою живость, но примет совершенно другой характер... и сведется к функциям контроля и надзора».

Понятие организующей идеи. Новые трактовки понятий «соци­альный класс», «индивидуальное право», «разделение властей» и др. Система прав коллектива и прав индивида показывает, что в совре­менных обществах имеются не только бесконечные конфликты и не­примиримая вражда буржуазии и рабочего класса, но и совокупность индивидов, между которыми «особенно тесная взаимная зависи­мость» (солидарность), основанная на разделении труда.

Концепция социальной нормы. Наряду с социальной солидарнос­тью людей объединяют и интегрируют в новые общности правила по­ведения, которые заданы социальной нормой, основанной на соединя­ющей людей взаимозависимости. Эта норма не моральная. Как и норма правовая, она относится к внешним проявлениям человеческой воли и не обязательна для его внутренней жизни. Социальная норма – «органический закон общественной жизни», она вытесняет в правопонимании образ правовой нормы, с ее многовековым иллюзорным вос­приятием.

Прогнозирование возникновения строя, в котором не будет места метафизической концепции субъективного права; она уступает место понятию объективного права, налагающего на каждого члена общест­ва социальную обязанность и дающего власть для выполнения этой миссии.

 








Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 624;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.