Уголовное право и процесс 17 страница
УПК закрепил суд присяжных, который выносил вердикт о виновности или невиновности обвиняемого. Но УПК Франции не требовал единогласия присяжных, вердикт мог быть вынесен простым большинством. Предусматривалось квалифицированное большинство в 8 голосов из 12. В соответствии с УПК председательствующий в судебном заседании судья получил возможность давления на присяжных. Перед вынесением вердикта он обращался к присяжным с речью, в которой резюмировал дело, фиксировал основные доказательства, формулировал вопросы, на которые должны были дать ответ присяжные. Напутственное резюме нередко выливалось в обвинительную речь. Оно было отменено в 1881 г. Под непосредственным влиянием УПК Франции принимались уголовно-процессуальные кодексы и вводился суд присяжных в ряде других стран континентальной системы права.
Развитие демократических движений в буржуазном обществе привело к определенной либерализации уголовно-правовых институтов. Так, в разное время во Франции были приняты законы, отменявшие явно антидемократические положения УК 1810 г. В 1832 г. были отменены клеймение и отсечение руки, а в 1848 г. – смертная казнь за политические преступления, в 1854 г. – гражданская смерть. В 1885 г. специальным законом было введено условное освобождение, которое применялось к лицам, отбывшим не менее половины срока заключения. Для условного освобождения требовалось, чтобы администрация места заключения засвидетельствовала «хорошее поведение» заключенного, а также возможность его «честного существования» после выхода из тюрьмы. Однако условное освобождение не применялось к лицам, присужденным к депортации, к каторге в колониях, к пожизненному заключению.
Выработка единого для Германии уголовного законодательства была подчинена задаче укрепления власти буржуазии и юнкерства. С этой целью в мае 1871 г. в качестве уголовного кодекса Германской империи было введено в действие Уголовное уложение Северо-Германского союза 1871 г., которое отличалось сравнительно высокой юридической техникой, приспособленной для реализации консервативных политических установок правящих кругов Пруссии.
В структуре и содержании Уголовного уложения проявлялись следы влияния УК Франции. Уложение состояло из трех частей, первые две из которых были посвящены общим вопросам уголовного права: разграничению преступлений, проступков и полицейских нарушений, уголовной ответственности, принципам наказания, покушению, соучастию и т.д. Третья часть была посвящена конкретным видам преступлений и наказаний и выполняла роль особенной части кодекса.
Уложение самыми суровыми мерами охраняло политический строй Германской империи. В § 80 и 81 как серьезное политическое преступление рассматривались убийство императора, попытка насильственного изменения государственного устройства империи, изменение порядка престолонаследия и т.п. Произнесение речей на собрании, распространение сочинений или изображений, которые подстрекают к неповиновению законам или иным постановлениям властей, карались штрафом или тюремным заключением до двух лет. В § 116 предусматривались более суровые наказания для лиц, которые собираются на публичной дороге или улице и не расходятся после трехкратного приказа должностного лица или «начальника вооруженной силы». Если последним было оказано сопротивление, то виновные наказывались как бунтовщики.
В § 130 предпринималась попытка установить «классовый мир» средствами уголовного принуждения: «Кто публично и с нарушением общественного спокойствия будет возбуждать один класс населения союза к насильственным действиям против другого», то приговаривается к денежному взысканию до 200 талеров или тюремному заключению сроком до 2 лет. Согласно § 128, лицо, принимающее участие в обществе, организация и цель которого «скрываются от правительства», подлежит тюремному заключению.
Несмотря на строгий характер Уголовного уложения, оно отразило и некоторые либеральные тенденции своего времени, в частности борьбу за запрещение смертной казни. По Уложению смертная казнь в мирное время в качестве меры наказания предусматривалась лишь в двух случаях: за убийство главы государства и за преднамеренное убийство.
В конце XIX-начале XX в. Германское уголовное уложение оказало влияние на уголовное право тех стран, где у власти стоял блок политических сил, представляющих обуржуазившихся землевладельцев и крупную буржуазию.
Первый УК Японии был принят еще в 1880 г. и построен по французскому образцу. Классическое буржуазное уголовное право, устаревшее уже к концу XIX в., явно не устраивало правящие круги Японии. В 1907 г. было принято новое Уголовное уложение Японии, которое во многом следовало Германскому уложению 1871 г.
В нем использовались новые, более современные идеи в уголовном праве, например, вводились ранее не известные японскому праву условное осуждение и условное освобождение.
Для Уложения 1907 г. характерны широта судейского усмотрения, большое число «каучуковых» положений, нечетко сформулированных составов преступлений. Большие возможности предоставлялись судьям в осуществлении репрессии против рецидивистов. В случае повторного совершения преступления срок тюремного заключения мог быть увеличен в полтора раза.
Особое внимание в Уложении было уделено политическим преступлениям и преступлениям против внутренней безопасности. Действия, угрожающие жизни императора или членов его семьи, влекли за собой смертную казнь или каторгу. Участие в бунте «с целью свержения правительства, отторжения какой-либо области от империи или насильственное изменение конституции» также каралось смертной казнью, пожизненными или срочными каторжными работами.
Уложение 1907 г. усилило ответственность и за преступления, направленные против частной собственности. Даже за простую кражу, не отягченную особыми обстоятельствами, следовало лишение свободы до 10 лет. Специальные статьи направлены на подавление классовых форм борьбы крестьянства с полуфеодальным землевладением: смертной казнью или каторжными работами наказывались поджоги строений, вторжение в чужие владения и т.п.
Таким образом, модернизация и либерализация буржуазного уголовного права в конце XIX-начале XX в. сами по себе не означали ослабления уголовной политики, но делали ее более социально-ориентированной.
ЛЕКЦИЯ VII. ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРАВЕ СТРАН ЗАПАДА (XX В.)
ТЕМА 1. ИЗМЕНЕНИЯ В ИСТОЧНИКАХ И СИСТЕМЕ ПРАВА
Для новейшего периода истории характерны не только существенные изменения в политических системах, конституциях буржуазного общества, но и заметная эволюция всей его правовой системы. Обновление, которое произошло в праве капиталистических стран в XX в., затронуло как его форму, так и содержание. Это обновление связано прежде всего с глубинными процессами развития самого капитализма, вступившего в постиндустриальную фазу, когда право используется для решения новых общественных задач, обусловленных ускоряющейся информационной и научно-технической революцией, усложнившейся и модернизирующейся экономикой, обострившимися старыми и вновь появляющимися социально-классовыми противоречиями. Право стран Запада на современном этапе его развития отражает также изменившееся соотношение сил на мировой арене, усугубляющиеся международные хозяйственные связи и набирающие силу интеграционные процессы в сфере экономики и политики.
В новейший период в праве буржуазных стран отчетливо проявился ряд новых черт, несвойственных ранним этапам развития капитализма. В то же время происходит постепенное видоизменение некоторых классических правовых институтов, которые в XVIII-XIX вв. казались естественными и непоколебимыми, но и в настоящее время не в полной мере удовлетворяют потребности общественной жизни, не соответствуют возникающим в ней новым явлениям.
Итак, основное назначение права в современных условиях состоит в защите той социально-политической структуры, которая сложилась на предшествующих ступенях развития капиталистического общества, в сохранении этого общества и сложившихся в нем демократических традиций, трансформировав и приспособив его к новым общественным потребностям. Именно поэтому изменения в праве капиталистических стран в новейшее время, проявляющиеся не только в классовых, но и в обще-регулятивных функциях права, связаны с объективным отражением в нем более высоких форм общественного производства, с необходимостью охраны окружающей среды, с осуществлением демографической политики и т.д. Обновляющееся право Запада обеспечивает проведение сильной социальной политики, сохраняет приверженность к собственному опыту и достижениям мировой цивилизации, особенно в сфере отношений собственности и регулирования рыночной экономики.
Процесс развития права в одних буржуазных странах характеризовался высокой степенью правовой преемственности, в других – крупными реформами законодательства. Но в целом всем правовым системам современного капитализма присущи резкий рост правотворческой деятельности государственных органов, увеличение роли юридической формы общественных отношений, ориентация на право как на общепризнанную и самостоятельную ценность.
Право в капиталистических странах в XX в. отличается большой приспособляемостью, способностью регулировать общественные отношения при разных политических режимах.
Новые тенденции в развитии правовых систем привели к изменениям в источниках права. Старые кодексы, особенно принятые в XIX в., обросли многочисленными поправками. В ряде стран им на смену пришли новые кодексы, которые в большей степени соответствовали потребностям современного капитализма. Так, в Италии вместо либерального УК 1889 г. был введен при фашистах новый УК 1931 г., в Испании вместо УК 1870 г. был принят УК 1932 г., в Мексике вместо ГК 1884 г. – ГК 1932 г., в Перу вместо ГК 1936 г. – ГК 1984 г. Во Франции УПК 1808 г. был заменен в 1958 г. новым уголовно-процессуальным кодексом, в 1986 г. был принят новый гражданско-процессуальный кодекс, а в 1994 г. новый Уголовный кодекс.
Значительный рост и усложнение законодательства, появление большого числа новых правовых актов потребовали проведения крупных кодификационных работ. Во Франции правительство Четвертой республики только с 1951 г. по 1956 г. ввело в действие 19 кодексов: трудовой, аграрный, избирательный, пенсионный, дорожный, публичного здравоохранения и др. Активизация кодификационной деятельности наблюдается с середины XX в. и в ряде других стран Европы и Латинской Америки. Тенденция к унификации и систематизации правового материала проявилась даже в странах англосаксонской системы, где право в целом остается не кодифицированным. Так, в США в 1926 г. был составлен федеральный Свод законов, который периодически обновляется и один раз в пять лет переиздается. Этот свод содержит разделы, инкорпорирующие действующее законодательство, а также кодифицированные разделы, в которых осуществлены пересмотр и упорядочение отдельных отраслей законодательства.
В Англии, где в силу специфики становления статутного права законодательство оказалось особенно сложным и запутанным, в XX в. более широкое распространение получила практика составления консолидированных законов.
В XX в., несмотря на значительный рост законодательства, в общей массе правового материала резко увеличился удельный вес актов исполнительной власти. Президентские и правительственные декреты, приказы и регламенты министерств и другие виды административных актов стали важным инструментом практического приспособления содержания права к быстро меняющимся общественным условиям. Процесс нарастания роли административных актов ускорялся в случае ослабления парламентарной системы, выхода исполнительного аппарата из-под фактического контроля представительных органов, развития так называемого делегированного законодательства. В фашистских государствах (Германия 1933-1945 гг., Италия 1922-1943 гг.), а также при авторитарных режимах, правительства открыто узурпировали законодательные полномочия, отменяя своими актами конституционные нормы.
В ряду других источников права возрастает также и значение судебной практики. Хотя в странах англосаксонской системы права (Англия, США, Канада и др.) резко сокращается сфера применения судебного прецедента и суды в большинстве случаев выносят решения на основе законодательства, число их по-прежнему достаточно велико. При сокращении удельного веса прецедента возрастает правотворческая роль судебной практики. Так, в 1966 г. палата лордов в Англии приняла решение, согласно которому не считает себя связанной ранее вынесенными собственными постановлениями (прецедентами), а оставляет за собой право решать правовые вопросы по своему усмотрению. Решения высших судов по своему фактическому значению все больше приобретали свойства прецедентов и в странах континентальной системы права.
Судебное правотворчество в США затронуло даже конституционное право. На основе конституционных доктрин Верховного суда отменялось прогрессивное законодательство федераций и штатов. Но одновременно в США появился и ряд прогрессивных судебных доктрин (запрещение сегрегации негров, признание равного избирательного права и др.), которые вели к демократизации отдельных институтов американского права. Вслед за США судебный конституционный контроль вводится в Италии, Японии, ФРГ и др.
Развитие государственного регулирования экономики привело к дроблению традиционных отраслей права (гражданского и др.) и к появлению новых отраслей законодательства: патентного, авторского, банковского, страхового и т.д.
Одновременно наметилась и другая тенденция: тесное переплетение гражданско-правовых (диспозитивных) и административных (императивных) методов правового регулирования. Это означало стирание четких граней между административным и гражданским правом, а следовательно ослабление различий между публичным и частным правом. В ряде стран исчезает и дуализм частного права, отражавшийся в самостоятельном развитии гражданского и торгового права. Так, в Италии с 1942 г. действует единый гражданский кодекс, охватывающий все частное право. Необходимость единообразного регулирования всей совокупности сложных экономических отношений привела к появлению комплексных отраслей права: «делового права» в США, «хозяйственного права» в Германии, «экономического права» во Франции.
Активный рост законодательства, связанного с регулированием экономической жизни, привел к усложнению, взаимодействию и сближению правовых систем различных государств, что способствовало определенному стиранию различий между англосаксонским и континентальным правом.
Характерной чертой эволюции права стран Запада после II мировой войны является возрастание воздействия международно-правовых норм на национальное право буржуазных государств. Экономическая интеграция привела к формированию европейского права в рамках ЕЭС.
ТЕМА 2. ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ГРАЖДАНСКОМ И ТОРГОВОМ ПРАВЕ. СУБЪЕКТЫ ПРАВА
Характерный для современного капитализма быстрый рост производства, сопровождающийся его дальнейшей концентрацией и централизацией, не может осуществляться в рамках индивидуального (малого) бизнеса, а требует объединения предпринимателей. Именно поэтому в центре гражданского и торгового оборота стали находиться не физические, а юридические лица, в частности торговые товарищества, которые на практике проявили свои преимущества в деле аккумуляции капиталов и проведения сложных операций в банковском, страховом, торговом и ином бизнесе. В XX в. важнейшей организационной формой капиталистического предпринимательства становится акционерное общество, объединяющее в единый акционерный капитал индивидуальные капиталы с ограниченной ответственностью его участников (пайщиков и акционеров). Законодательство об акционерных обществах во всех буржуазных странах в новейшее время постоянно обновляется и совершенствуется. Так во Франции важные законы об акционерных торговых товариществах были приняты в 1930, 1940, 1965, 1985 гг., в Англии была проведена целая серия законов о компаниях в 1920, 1948, 1985 гг. Это законодательство или предусматривало создание новых, более удобных форм объединения капиталов (компаний с ограниченной ответственностью, держательские компании и др.), или же устанавливало дополнительные льготы при образовании и деятельности акционерных обществ. Акционерное законодательство позволяло предпринимателям искать наиболее выгодные сферы бизнеса, добиваться большого производственного и коммерческого успеха, устанавливать контроль за целыми отраслями экономики.
Новейшее законодательство об акционерных компаниях предусматривает выпуск акций и иных ценных бумаг, что позволяет руководителям компаний контролировать весь акционерный капитал. Наблюдается демократизация акционерного капитала, при которой акции корпорации распространяются среди относительно широкого круга лиц, но множество мелких держателей реально не имеют никакого отношения к управлению делами корпораций.
Регламентируя внутренние отношения, складывающиеся в акционерных обществах, новейшее законодательство значительно расширяет полномочия правления (директоров) за счет ограничения прав общего собрания акционеров. Практически правление во все большей степени подменяет собой общее собрание. Законодательство США, Японии и ряда других стран предоставляет правлению право самостоятельно решать такой важный вопрос, как выпуск новых акций.
Характерным для акционерного законодательства последних десятилетий является то, что, предоставляя директорам реальный контроль над деятельностью компаний и корпораций, оно передает повседневное управление делами этих компаний профессионально подготовленным служащим – менеджерам. Это означало разделение в корпорациях функций собственника и функций оперативного руководства текущими делами.
Новое акционерное законодательство создает благоприятные условия для организации суперобъединений, участниками которых являются не только отдельные предприниматели, но и целые акционерные общества и корпорации. В Германии большое распространение получили картели и концерны, во Франции – синдикаты, в Англии и США – держательские (холдинговые) компании, концерны. За такими объединениями скрывались, как правило, могущественные монополии, которые устанавливали свое господство над целыми отраслями хозяйства и над экономикой страны в целом.
Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 725;