Феодальное государство в Японии
Возникновению раннефеодального государства в Японии предшествовала длительная борьба племенных групп, приведшая к гегемонии племенной группы во главе с сильнейшим родом Ямото.
Представители дома Ямото стали рассматриваться как носители власти высших вождей, жрецов и судей. Опираясь на буддистскую церковь, имевшую значительное политическое влияние в стране, они присвоили себе титул «сынов неба» – императоров, и вместе с родовой аристократией узурпировали власть племенных вождей, превратив ее в наследственную.
Все жители объявлялись непосредственными подданными императора – «тэнно» (букв. «небесный», т. е. верховный).
При императоре, власть которого передавалась по наследству, был создан обширный государственный аппарат. Важное место в государстве занимал Верховный государственный совет (Дадзёкан) во главе с первым министром (дайдзёдайдзином), которому были подчинены восемь департаментов. Главными из них были военный, судебный и финансовый (ведомство сокровищ).
Несмотря на обожествление императора, власть его не была неограниченной. Он делил ее с главами крупных феодальных домов. Все важные должности в государстве занимали члены императорского дома или других крупных феодальных домов, главы которых часто оттесняли императора на второй план и фактически управляли страной.
С 645 года в Японии было введено территориальное деление страны на провинции (куни) и уезды (чун), во главе которых стояли назначаемые из местной феодальной аристократии (чунси) губернаторы и уездные начальники. В это же время в Японии вводится система «пятидворок» – объединений пяти соседских крестьянских дворов, связанных круговой порукой в выполнении всех повинностей крестьян перед государством и общиной. От трех до пяти пятидворок входили в сато – квартал городской или сельский. Малый уезд (кото) состоял из трех сато, средний (тютю) – из большего числа сато (до тридцати), большой (дейто) – из 40 сато. В ведении огромной армии уездных начальников, их помощников, писцов, квартальных и сельских старост был сбор налогов, контроль за исполнением крестьянами отработочной повинности, обширные судебные и полицейские функции и проч.
На смену родовой дружины в раннефеодальном государстве Японии пришла постоянная армия, создававшаяся из рекрутов-крестьян, снаряжаемых сельской общиной. В ранний период военное дело не было отделено от земледельческого труда. Отделение это произошло в период феодальной раздробленности, которая способствовала концентрации военной силы в руках местных феодалов и формированию особого военно-феодального сословия самураев-профессиональных воинов, вассалов крупных феодалов.
Этот процесс был ускорен обострением классовых противоречий, многочисленными выступлениями японских крестьян, для борьбы с которыми и создавались эти первые самурайские феодальные дружины.
Углубление процесса классовой дифференциации японского общества находило отражение и в особом мировоззрении японских самураев, особом кодексе чести бусидо (букв. «путь самурая и воина») с ярко выраженным презрением к крестьянскому труду, с конфуцианскими принципами верности и беспрекословного подчинения отцу, сюзерену, государю.
Многочисленные буддийские секты, стремившиеся играть не только идеологическую, но и большую политическую роль в стране, создавали свои вооруженные отряды из монахов-воинов (сохэй).
К концу XIII века в Японии оформляются ленные отношения, складывается система иерархической вассальной зависимости между отдельными представителями феодального класса.
Еще в XII веке возникает деление класса феодалов на наиболее привилегированную его группу, непосредственных вассалов военных правителей-сёгунов и вассалов других феодальных владельцев, храмов и монастырей. Пытаясь расширить свою социальную базу, сёгун создает мелкопоместное ленное дворянство, которое становятся главной опорой в его борьбе с крупными феодалами за упрочение центральной власти.
Важные социальные сдвиги происходят в Японии в XV-XVI вв. Рост ремесла и торговли, развитие городов приводят к созданию местных рынков, окончательному утверждению крупных, экономически более сильных феодальных хозяйств владетельных князей – даймё (букв. «большое имя»). Даймё лишь номинально признавали власть центрального правительства, вели бесконечные междоусобные войны. Они почти повсеместно ликвидировали поместья своих вассалов-самураев, поселяли часть из них в своих замках и обеспечивали их рисовыми пайками.
Мелкое самурайское землевладение, частично сохранившееся, было нестойким; самураи разорялись, закладывали свои земли ростовщикам. Обедневшие самураи пополняли армию ронинов (бродячих самураев), потерявших в междоусобных войнах свои владения, тот фактически деклассированный социальный слой, который часто выступал вместе с крестьянами против засилия ростовщиков, богатых храмов, крупных феодальных владельцев.
Начало второго периода развития феодального государства в Японии совпадает с возникновением в XII веке своеобразной политической формы японского феодального государства – сёгуната, при котором вся политическая власть как в центре, так и в значительной мере на местах сосредоточивается в руках одного из крупнейших феодальных домов. Это военно-феодальная диктатура сильнейшего в экономическом, военном и политическом отношении феодального рода, опиравшаяся на самураев – военнослужилое дворянство, при которой номинально сохраняется значение императорской власти.
И раньше отдельные феодальные дома отстраняли императора с политической арены, но в конце XII века впервые был создан правительственный аппарат – бакуфу (букв. «полевая ставка великого полководца сёгуна»).
В XIII веке сёгун присвоил себе право утверждать императора, определять порядок престолонаследия, назначать регентов и других высших придворных советников.
Центральный аппарат бакуфу состоял из главной административной палаты, ведавшей законодательством главной военной палаты, особого органа, ведавшего самурайским сословием, и главной судебной палаты.
Относительно большая степень независимости центрального правительства бакуфу в период феодальной раздробленности в Японии по сравнению с феодальной Европой – одна из специфических черт японской феодальной государственности.
Во все провинции назначались военные губернаторы. Они следили за выполнением повинностей в пользу центрального правительства, командовали местными гарнизонами, в их руках была вся судебная и полицейская власть на местах. Они были глазами сёгуна, бдительно следящими за любыми проявлениями антибакуфских настроений.
Пресечение антибакуфских настроений среди знати поручалось особой коллегии правительственных докладчиков, состоящей из 10 человек.
С конца XVI века в Японии начался процесс централизации страны. Росли ремесло и торговля. Несмотря на феодальную регламентацию и ограничения, в Японии стали возникать первые ростки капиталистической промышленности в виде домашнего крестьянского производства, подчиненного купцам. Складывался единый национальный рынок. Наряду с экономическими причинами существовал и ряд политических условий, ускоривших объединение страны. XVI век был временем непрерывных антифеодальных восстаний, крайнего обострения социальных противоречий, что побуждало наиболее дальновидных представителей господствующего класса к созданию сильной центральной власти, направленной на укрепление феодальных порядков. Средние феодалы видели в усилении центральной власти средство защиты от крупных феодалов, мелкие – средство обеспечить за счет нее свое существование.
В XVI веке в Японию проникают первые европейцы и угроза потери политической независимости также диктовала необходимость объединения.
Процесс объединения страны особенно усилился в период третьего сёгуната дома Токугава. Объединение Японии сопровождалось подавлением непокорных феодалов, более строгим прикреплением крестьян к земле.
В Токугавской Японии существовали четыре сословия: самураев «буси» (си), к которым относились феодальные князья дайме, собственно самураи и придворная аристократия «куге», крестьяне «номин» (но), ремесленники «сюкогёся» (ко) и торговцы «сёнин» (сё). На вершине этой сложной иерархической системы находился дом Токугава.
Военной опорой сёгуната были самураи, входящие в княжеские войска и получавшие за это рисовый паек или земельные угодья.
Самураи, которым запрещались все виды деятельности, кроме военной, превратились в замкнутое военно-дворянское сословие.
Крестьянин в Японии был традиционным «владельцем земли, пользующимся ею на правах вечной аренды, за что он и должен был платить налоги и выполнять повинности в пользу государства и феодала». Вместе с тем японский крестьянин в это время был крепостным, ибо ему было запрещено переходить от одного феодала к другому, свободно передвигаться по стране, выбирать себе род занятий.
Во главе государства стоял сёгун – полководец. Особая роль военной силы в Японии объяснялась непрекращающимися сепаратистскими движениями, необходимостью сохранять ту непрочную централизацию, которая была достигнута при третьем сёгунате.
При бакуфу был создан разветвленный бюрократический полицейский аппарат. В стране существовал особый слой самураев – хатомото, из которых комплектовался учетный, налоговый и административный аппарат сёгуна, находившийся в его непосредственном подчинении.
В ведении высших правительственных чиновников – родзю (старейшин, министров), составлявших правительство сёгуна, находился императорский двор, государственные финансы, предоставление земельных владений, сношения с иностранными государствами и др. Иногда устанавливалась должность главного регента или главного министра – тайро. Ниже родзю стояли младшие старейшины, их помощники по всем делам управления. Многие должности передавались по наследству.
Токугавская Япония была полицейским государством, в котором жестоко преследовались любые проявления антиправительственных настроений. Одним из средств укрепления власти сегуната была система заложничества (санкиннотай), окончательно закрепленная законом в 1635 году, при которой все даймё должны были попеременно проживать в доме сёгуна, а возвращаясь в свои владения, оставлять в Эдо (столица сёгуната) свои семьи. Для наблюдения за императорским двором был назначен особый наместник сёгуна Киото – сёсидай.
Особая система сыска «мэцкэ-сэйдзи» (мэцкэ – букв. «прикрепленный глаз») осуществляла негласный полицейский надзор за чиновниками и всем населением страны. Ее возглавляли полицейские инспекторы – омэцке, следящие одновременно и друг за дpугoм. Омэцке проникали в дома дайме и даже в дом императора. Передвижение в стране было регламентировано строгой системой пропусков.
Для надзора за крестьянами и прежде всего для сбора с них налогов была установлена должность дайкана, заместителя начальника финансового департамента. Им в свою очередь подчинялись старосты деревень (сея). В городах помимо назначавшихся градоначальников существовали советы крупных торговцев, но система городского самоуправления не получила сколько-нибудь заметного развития в Японии.
ЛЕКЦИЯ III. ИСТОРИЯ ПРАВА ДРЕВНЕГО МИРА
ТЕМА 1. ВАЖНЕЙШИЕ ПАМЯТНИКИ ПРАВА СТРАН ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
§ 1. Законы Хаммурапи – древнейший памятник права планеты
В 1902 году французская археологическая экспедиция проводила раскопки одного из древнейших городов Месопотамии – Сузы (на территории современного Ирака). Среди предметов материальной культуры, многочисленных глиняных табличек с текстами, написанными клинописью, была обнаружена сенсационная находка. Один из участников экспедиции вспоминал: «Это была конусообразная базальтовая стелла 2,25 м высоты. Наверху, на лицевой стороне стеллы находился рисунок, изображающий бога солнца Шамаша, вручающего свиток документов знатному человеку царского обличья. Мы сразу поняли, что перед нами прекрасное произведение древневавилонского изобразительного искусства. Под рисунком – свод клинописных знаков...».
Но ценность находки еще более возросла, когда, доставив ее в Париж, в Лувр – национальный музей Франции, ученые узнали, что перед ними предмет редкостного сочетания искусства мастера-художника с изумительным творением древнего законодателя. Это был знаменитый памятник древневосточного рабовладельческого права – Законник царя Вавилона Хаммурапи.
Свода законов состоял из введения, 282 статей и заключения. Во введении говорилось, что данные законы Хаммурапи получил от бога Шамаша и всякое их нарушение есть действие, направленное против бога и царя. Законы, по мнению законодателя, должны утвердить в Вавилонии «справедливость», мир и благополучие населения.
Законник Хаммурапи был составлен в казуистической форме, то есть в виде статей, излагающих норму не в общей, абстрактной форме, а в форме частного случая (казуса). Пример: «Ст.200. Если человек выбьет зуб равного себе, то должно выбить его зуб». Законник не имеет сколько-нибудь строгой системы изложения правового материала. Нормы гражданского, уголовного и процессуального права соединены воедино.
Свободное население Вавилона делилось на два разряда: полноправных (авилум) и неполноправных (мушкенум). Ответственность за кражу скота у авилум в три раза больше, чем за кражу скота у мушкенум. Даже если авилум наносил тяжкие телесные повреждения мушкенум, то ему достаточно было уплатить штраф, чтобы освободиться от ответственности. Рабство еще не приобрело классические формы. Раб, хотя и являлся вещью господина, но с согласия последнего мог иметь свое небольшое имущество, вступать в брак, совершать гражданско-правовые сделки. После смерти раба половина имущества оставалась хозяину, а другая половина оставалась у детей умершего.
Закон выделяет государственную (царскую) и церковную собственность. Формировался институт частной собственности. Право собственности на недвижимость (землю, воды, оросительные сооружения) было ограниченным.
Верховным собственником земли являлся царь, который на правах владения предоставлял ее земледельцам-общинникам и воинам. За пользование землей община платила царю налог – ренту. За несение службы воин получал от царя «имущество илку», в состав которого входили: земля, инвентарь, дом, рабы. Со временем данное имущество переходило от отца к старшему из сыновей, который продолжал нести военную службу. «Имущество илку» было изъято из гражданского оборота и не могло служить объектом различных гражданско-правовых сделок.
Значительное развитие в Вавилоне получило обязательственное право. Обязательства возникали: 1) из договора; 2) из причинения вреда. Договор мог быть заключен при наличии сторон, объекта сделки, свидетелей. При этом хозяин вещи должен был быть действительным ее собственником и мог гарантировать приобретателя от эквиции, то есть от претензии на данную вещь со стороны третьего лица. Кроме того, хозяин вещи должен был предупреждать приобретателя о всех скрытых недостатках объекта сделки. Договор оформлялся в письменной форме и регистрировался специальным чиновником. Ответственность за неисполнение договора была различна. Должник отвечал своей личностью или личностью членов своей семьи, которые теряли свободу. Нередко неисполнение договора влекло за собой имущественную ответственность, выражавшуюся в обязанности возместить ущерб контрагенту в трех и даже шестикратном размере.
Изменить договор можно было только по обоюдному согласию контрагентов. Исключение из этого правила допускалось в особых случаях, когда исполнение обязательства становилось невозможным по независящим от той или другой стороны обстоятельствам (например, из-за стихийных бедствий). Наиболее распространенными видами договорных отношений являлись купля-продажа, займ, личный и имущественный найм. Каждая сделка имела свои особенности. Для договора купли-продажи существенным является указание цены вещи. При этом покупатель должен был уплатить продавцу сверх номинальной цены в благодарность за то, что именно он приобрел данную вещь. Договор займа отличался в Вавилоне суровостью. Закон обеспечивал кредитору грабительский процент – 20 % для денежных займов и 33 % для займа зерна. Он предоставлял кредитору право принимать в залог землю и прочее имущество должника. Если этого имущества не хватало, кредитор мог требовать себе для работы «заложника», принадлежащего к семье должника. Максимальный срок его эксплуатации – 3 года. Законник говорил о найме работника на срок до 1 года, а также о других видах найма – найме домов, судов, повозок и др.
Помимо того, древневавилонскому праву были хорошо известны договоры хранения (поклажи), товарищества и др. При регулировании имущественных отношений закон во всех случаях защищал интересы собственника. Лицо, причинившее объективный вред имуществу, обязано было возместить ущерб собственнику.
Законы содержали указания о регулировании брачно-семейных отношений, которые носили патриархальный характер (закрепляли власть домовладыки и неравенство супругов, полное подчинение детей отцу). Без заключения договора брак считался недействительным. Тесть мог требовать от будущего зятя выкупа за дочь, но и был обязан дать ей приданое. В случае смерти мужа, распада семьи не по вине жены ей разрешалось взять свое приданое обратно. Если муж изменял жене или без основания обвинял ее в неверности, жена могла взять приданое и вернуться к своим родителям. В отдельных случаях жена имела право заключать имущественные сделки. Но из этого не следует делать вывод, что супруги были равноправны. Для мужчины допускалось многоженство. Закон признавал возможность усыновления детей от рабыни. Домохозяин имел огромную власть над членами семьи, мог заставить их трудиться как рабов, продать в рабство, отдать в жрицы свою дочь, отсечь сыну пальцы рук, если последний его ударил. Брак прекращался со смертью одного из супругов или на основе развода, который был легко осуществим для мужа (в случае болезни жены или если он уличил последнюю в растрате совместного имущества и др.).
Жена была вправе требовать развода лишь в особых случаях: 1) при необоснованном обвинении ее в прелюбодеянии; 2) при нарушении мужем верности или оставлении им дома и местности.
В классовом обществе огромную роль играл институт наследования, с помощью которого накопленные богатства оставались в руках одной и той же семьи.
В Вавилоне наследование осуществлялось по закону, который предписывал соблюдать следующие правила:
1. Дети, независимо от пола, получают равную долю наследства.
2. Долю умершего наследника получают его дети.
3. Усыновленные лица наследуют на равных основаниях с другими наследниками.
4. Преступники-рецедивисты лишаются права наследования.
Наследование по завещанию, связанное с предоставлением наследователю широкой или в той или иной степени ограниченной свободы в распоряжении наследственным имуществом, приходит в Вавилон позднее, в связи с дальнейшим развитием товарно-денежных отношений.
В Законнике Хаммурапи была сформулирована основная цель уголовной политики вавилонского государства: «Искоренить зло, преступников, безбожников и злодеев». Уголовно-правовой защите подлежали: политический режим, собственность и личность рабовладельца. Основные принципы уголовного законодательства Вавилона:
1) Наказание есть возмездие за вину, поэтому оно должно быть по возможности «равным» преступлению: око за око, зуб за зуб (принцип талиона). Однако данный принцип осуществляется только в отношении людей одинакового общественного положения. Применение талиона исключало установление субъективной стороны деяния (умысла, неосторожности, случайности). Применение талиона иногда сопровождалось объективным вменением, т.е. ответственностью без вины. Пример: «Если строитель построит человеку дом и сделает свою работу непрочно и дом обвалится и причинит смерть домохозяину – должно этого строителя убить. Если же он причинит смерть сыну хозяина дома – должно убить сына строителя». В данном случае была применена смертная казнь к лицу, которое никакого отношения к строительству дома не имело.
2) Принцип «устрашения» проявлялся в упоминании смертной казни, как наказания за преступление, более чем в 30 случаях.
3) Преступление могло быть искуплено штрафом, если закон предусматривал эту возможность для тех или иных определенных случаев. Это было выгодно для состоятельных людей, которые, уплатив штраф за совершенное преступление, тем самым могли избежать более сурового наказания.
4) Сохранение в уголовном законодательстве пережитков родоплеменного строя (доклассовый обычай; коллективная ответственность общины за преступление, совершенное на ее территории; изгнание из родной местности, санкционированный самосуд и др.). Институт соучастия, умышленные и неумышленные преступления не были известны в то время. Однако уголовный закон Вавилона знает понятие смягчающих вину обстоятельств.
Суд в Вавилоне не был отделен от администрации. Различия между процессом гражданским и уголовным не существовало. Дело возбуждалось по инициативе истца или потерпевшего. Обвинение и защиту поддерживали стороны. Судебный процесс носил публичный и состязательный характер. Доказательствами на суде служили: показания свидетелей, клятва, письменные акты и др. Если данных доказательств не хватало, то для установления истины прибегали к ордалию («суду божьему»). Суть ордалия заключалась в испытании соответствующего лица, в результате которого оно признавалось правым или неправым. Для этого подсудимый должен был погрузить руку в кипящую воду или захватить рукой раскаленное железо и т.п. И по заживаемости руки за определенное время судья определял «истину». Строго каралось лжесвидетельство, клевета. Судебные протоколы и решения не подлежали изменениям. Высшей аппеляционной инстанцией был царь.
Законник Хаммурапи по содержанию и форме соответствовал определенному уровню развития правовой теории и практики. Применялся он непродолжительное время, т.к. Вавилон в конце XVIII в. до н.э. потерял политическую независимость.
Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 1026;