Феодальное государство в Индии
Индия VI-XII вв. представляла собой совокупность многочисленных государств – княжеств, экономически не связанных между собой, объединявшихся время от времени в результате войн вокруг крупнейших княжеств. Такие политические образования, как империя Сатаваханов, Харши, Гуптов, Чалукьев, были непрочными, отдельные княжества, входившие в них, сохраняли своих старых правителей. Непрочность этих империй усугублялась относительной автономией крупных сельских общин, состоящих, как правило, из нескольких мелких общин, борьбу с которыми вело центральное правительство с помощью военной силы и бюрократического аппарата.
Индусские государства этого времени были монархиями, во главе них стояли махараджи – главные князья. Под их властью находилась большая часть земли в государстве. Трон, как правило, переходил от отца к сыну, но в ряде случаев преемник назначался по воле предшественника. Власть государей ограничивалась религиозными предписаниями, обычаями и силой знати. Индусская политико-религиозная концепция «девараджи» («хорошего царя»), исходившая из того, что царь является посредником между богами и людьми на земле, предписывала ему выполнение особой дхармы (обязанности). Одной из этих обязанностей была охрана мира среди подданных и борьба с преступлениями. Махарадже помогали советники (монтри паришад). В государственном аппарате значительное место принадлежало военным сборщикам налогов. Эти функции на местах, как правило, совмещали одни и те же лица.
Гражданская юрисдикция осуществлялась обычно теми, кто собирал налоги. В жалованных грамотах феодалам вместе с налоговым и административным иммунитетом предоставлялось право суда над крестьянами по отдельным видам уголовных преступлений. Ряд уголовных преступлений рассматривался в судах общин и каст.
Широкое распространение купли-продажи земли как следствие развития частной собственности привело к созданию должности главного хранителя государственных документов, в обязанность которого входило утверждение сделки, если она не наносила ущерба казне, и цена, назначаемая продавцом, не была завышена.
Империи Гуптов и Харши были разделены на провинции, управляемые начальниками пограничных областей или наместниками. Провинции делились на округа. Самой мелкой административной единицей была сельская община во главе со старостой.
Во второй половине ХII века начались завоевательные походы афганских правителей. Султанам из династии Гуридов потребовалось всего два десятилетия для установления господства над всей Северной Индией, ибо феодальная раздробленность значительно снижала силу сопротивления местного населения. Завоеванные области включались вначале в состав государственных земель державы Гуридов, а затем с XIII века выделились в самостоятельное государство, получившее название Делийский султанат. В 1229 году Делийский султанат был признан багдадский халифом в качестве независимого государства.
Делийский султанат был относительно централизованным государством. Эта централизация держалась на силе делийских правителей, которые поддерживали свою власть методами жестокого подавления народного сопротивления и мятежей отдельных феодалов. К централизации толкала правящую элиту угроза монгольского завоевания и отсутствие поддержки со стороны местного населения внутри страны. Важным средством объединения непокорных феодалов вокруг султанского престола были захватнические войны, которые вели правители. Эти войны привели к созданию в первой половине XIV века огромной империи, включавшей значительную часть территории Индии. Но уже в конце XIV века в результате нашествия Тимура в Индии вновь восторжествовала феодальная раздробленность. Непрерывные мятежи феодалов привели в начале XVI века к покорению Северной Индии одним из потомков Тимура Бабуром, бывшим правителем Ферганы, который основал в 1526 году династию Великих Моголов.
Делийский султанат был деспотическим государством, там не было общепризнанного порядка престолонаследия. Ислам предписывал султану выполнение ряда обязанностей: защиту веры и толкование священного закона, установление мира среди подданных, защиту территории мусульманского государства, укрепление его границ, ведение войн против врагов ислама, собирание налогов, распределение государственных доходов.
В силу этих религиозных предписаний султан был теократическим главой государства и главнокомандующим армией. Ему принадлежала высшая исполнительная и судебная власть. Толкуя нормы мусульманского права, султан не мог, однако, не считаться с общепризнанным его толкованием (иджмой).
Двор султана был центром политической жизни и управления империи. Состоящий из большого числа придворных чинов, слуг, охраны, живших по строгим предписаниям восточного этикета и деспотического церемониала, султанский двор поглощал огромную долю средств государственной казны.
Главным сановником двора был вакил-и-дар, дворцовый управитель, следящий за содержанием семьи, приближенных и слуг султана, за султанской кухней и столом. Другой, равной по значению фигурой при дворе был эмир-хаюб, главный церемониймейстер. Он и его помощники хаюбы стояли между султаном и его подданными. Особо приближенным хаюбам султан доверял командование военными экспедициями, созывал их для военного совета.
Снабжением двора занимались карханахи, в ведении которых было обеспечение двора пищей, одеждой, топливом и т.д. Они же ведали снабжением султанской армии и других ведомств.
В Делийском султанате не было какой-либо признанной системы государственных органов. Султан вершил дела с помощью тех людей, которых он назначал, произвольно определяя их полномочия. Тем не менее, в Индии существовали два главных ведомства: финансовое и военное. Финансами занималось ведомство главного министра султана – вазира, оно называлось диван-и-вазират.
Военное ведомство возглавлял арид-и-мамалик. Он главным инспектором вооруженных сил. Специальное ведомство диван-и-инша ведало корреспонденцией правителя. Ведомство, именовавшееся диван-и-расалат, занималось религиозными делами и пожалованиями духовенству, ведомство диван-и-кази занималось судебными делами.
Делийский султанат был разделен на 23 провинции. Крупные провинции делились на шики (области). Следующей административной единицей был паргана (район), включающий ряд деревень. Наместники провинций пользовались почти полной автономией во всех внутренних делах своей области. Провинции копировали центральную администрацию, там был свой арид, ответственный за вооруженные силы, сахиб-и-диван, ответственный за сбор налогов, и т. д. Градоначальником был котвал. Он же был главой местной полиции.
Главным судьей в государстве (кази-и-мамаликом), подчиненным только самому султану, который мог публично вершить суд над своими подданными, был садр-уссудура. Суд под председательством султана или наместника провинции назывался мазалим. Он рассматривал главным образом жалобы против чиновников.
Отличительной чертой средневековой Индии было то, что здесь уголовный суд был частично отделен от администрации. В каждом большом городе, включая Дели, был свой кази (судья). Приводил в исполнение приговор в провинциях и армии амир-и-дад. Однако он не был простым исполнителем решения кази и имел право отказаться выполнить неправомерное решение. Ему поручалось также следить за сохранностью общественных построек, мостов, городских стен, контролировать полицию и деятельность особых блюстителей нравственности – мухтасибов, в обязанность которых входили охрана святых мест, пресечение пьянства, незаконных браков и т. д.
Прочность правительства в Делийском cyлтанате определялась боеспособностью армии. Конница являлась основной силой армии. Особое место отводилось дворцовой страже и другим отборным войскам, находящимся в столице. Пехота в отличие от конницы вербовалась как из мусульман, так и индусов. Армия была организована по десятичной системе. Военный чин зависел от числа воинов, находящихся под командованием определенного лица. Эмир командовал 100 всадниками, мелик – 1000 всадниками, хан – 10000 всадниками.
В XVI в на смену Делийскому султанату пришла империя Великих Моголов, где только падишах имел право жаловать землю феодалам в форме условного военного пожалования – джагира, когда даровалась не сама земля, а лишь пра-во сбора ренты с крестьян. Джагирдары, мусульманская знать, получали землю на условиях содержания определенного количества наемной конницы. Эти земли могли быть отобраны у джагирдаров.
Собственность заминдаров, покоренных моголами индусских феодалов, которые соглашались платить дань, также носила характер частного феодального землевладения.
Могольская Индия восприняла многие государственные институты и принципы управления, которые были ранее свойственны Делийскому султанату. Это объясняется прежде всего однотипностью этих государств; тем, что империя Великих Моголов возникла также в результате завоевательных войн, а моголы, как правители Дели, были мусульманами, стремящимися усилить проникновение ислама во все области.
Так же, как и Делийский султанат, Могольская Индия была деспотическим государством, основной опорой которого была армия и разветвленный бюрократический аппарат, в котором не были до конца изжиты элементы дворцово-вотчинной системы управления, сепаратизм отдельных феодальных групп и крупных общин.
Во главе государства Великих Моголов стоял падишах, центральная фигура всей административной и судебной системы Индии. Он решал все важные дела в государстве, связанные с назначением должностных лиц, джагиров, наместников провинций и т. д.
В 1574 году падишах Акбар ввел административную систему, которая просуществовала до распада Могольской империи, так называемую систему «мансабдари». На основе этой реформы весь бюрократический аппарат был построен по военному образцу. Высшие чиновники были разделены на 33 ранга. Установленные ранги должны были соответствовать числу наемных всадников, которых они обязаны были выставлять.
Важную роль в управлении страной играли постоянно действующие совещания с высшими чиновниками. Эти совещания посвящались как обсуждению текущих дел, так и вопросам религиозной государственной политики.
Один раз в неделю эти совещания превращались в высшее судебное заседание.
Главными ведомствами в империи Моголов были, как и в Делийском султанате, ведомства военное и финансовое. Во главе финансового ведомства стоял первый министр – диван. Мир-бакши был главой военного ведомства, главным интендантом и казначеем.
В четверку главных министров входили также мир-саман-главный чиновник, ведавший падишахскими мастерскими и складами, и садр-ус-судар, являющийся главой духовного и судебного управления.
В Могольской Индии не было четкого различия между придворными и государственными должностями. Часто придворный конюший или водочерпий становился первым министром. Все слуги при дворе имели воинские звания по системе «мансабдари», они часто осуществляли контроль за деятельностью государственных чиновников.
Большую роль в центральном управлении играли личный секретарь падишаха и особый чиновник, который просматривал его указы. При дворе существовало разведывательное управление, которое возглавлял особый чиновник.
Могольская империя была разделена на 15 областей во главе с наместниками – хакимами. В каждую область независимо от хакимов назначались фоуджидары – военные начальники, ведавшие военными делами, гомашты – сборщики налогов и начальники городов – котвалы.
В Могольской Индии была значительно увеличена численность войск, непосредственно подчинявшихся центральному правительству. Отряды, которые оплачивались из казны, назывались дахили (дополнительными). Особо привилегированные воины, нанявшиеся непосредственно к падишаху, назывались ахади, ими командовал эмир высокого ранга. Наряду с наемными войсками в армии были и крестьянские ополчения.
Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 677;