Механическая и электромагнитная картины мира
В истории изучения природы можно выделить два этапа: донаучный и научный. Донаучный, или натурфилософский, охватывает период от античности до становления экспериментального естествознания в XVI – XVII вв. В этот период учения о природе носили чисто натурфилософский характер: наблюдаемые природные явления объяснялись на основе умозрительных философских принципов. Наиболее значимый для последующего развития естествознания была концепция дискретного строения материи – атомизма, согласно которому все тела состоят из атомов. Античный атомизм был первой теоретической программой объяснения целого как суммы отдельных составляющих его частей. Исходными началами в атомизме выступали атомы и пустота. Сущность протекания природных процессов объяснялась на основе механического взаимодействия атомов, их притяжения и отталкивания. Механическая программа описания природы, впервые выдвинутая в античном атомизме, наиболее полно реализовалась в классической механике, со становления которой начинается научный этап изучения природы.
Формирование научных взглядов на строение материи относится к XVI веку, когда Г. Галилеем была заложена основа первой в истории науки физической картины мира – механической. Он не просто обосновал гелиоцентрическую систему Н. Коперника и открыл закон инерции, а разработал методологию нового способа описания природы – научно - теоретического. Суть его заключалась в том, что выделялись только некоторые физические и геометрические характеристики, которые становились предметом научного исследования. Выделение отдельных характеристик объекта позволило строить теоретические модели и проверять их в условиях научного эксперимента.
Опираясь на труды Галилея, И. Ньютон разработал строго научную теорию механики, описывающую и движение небесных тел, и движение земных объектов одними и теми же законами. Итогом ньютоновской картины мира являлся образ Вселенной как гигантского и полностью детерминированного механизма, где события и процессы являют собой цель взаимосвязанных причин и следствий. Отсюда и вера в то, что теоретически можно точно реконструировать любую прошлую ситуацию во Вселенной или предсказать будущее с абсолютной определенностью.
Механический подход к описанию природы оказался необычайно плодотворным. Вслед за ньютоновской механикой были созданы гидродинамика, теория упругости, механическая теория тепла, молекулярно-кинетическая теория и целый ряд других, в русле которых физика достигла огромных успехов. Однако были две области – оптических и электромагнитных явлений,которые не могли быть полностью объяснены в рамках механической картины мира.
Разрабатывая оптику Ньютон, следуя логике своего учения, считал свет потоком материальных частиц – корпускул. В корпускулярной теории света Ньютона утверждалось, что светящиеся тела излучают мельчайшие частицы, которые движутся в согласии с законами механики и вызывают ощущение света, попадая в глаза. На базе этой теории было дано объяснение законам отражения и преломления света.
Наряду с механической корпускулярной теорией, предпринимались попытки объяснить оптические явления на основе волновой теории, сформированной Х. Гюйгенсом. Волновая теория светаустановила аналогию между распространением света и движением волн на поверхности воды или звуковых волн в воздухе. В ней предполагалось наличие упругой среды, заполняющее все пространство, - светового эфира. Распространение света рассматривалось как распространение колебаний эфира. Главным аргументом в пользу своей теории Гюйгенс считал тот факт, что два луча света, пересекаясь, пронизывают друг друга без каких – либо помех в точности, как два ряда волн на воде. Согласно же корпускулярной теории, между пучками излученных частиц, каковыми является свет, возникли бы столкновения или, по крайней мере, какие – либо возмущения.
Исходя из волновой теории, Гюйгенс успешно объяснял отражение и преломление света. Однако против нее существовало одно возражение. Как известно, волны обтекают препятствия. А луч света, распространяясь по прямой, обтекать препятствия не может. Если на пути луча света поместить непрозрачное тело с резкой гранью, то его тень будет иметь резкую границу. Однако это возражение скоро было снято благодаря опытам Гримальди. При более тонком наблюдении с использованием увеличительных линз обнаружилось, что на границах резких теней можно видеть слабые участки освещенности в форме перемешивающихся светлых и темных полосок и ореолов. Это явление было названо дифракциейсвета. Именно открытие дифракции сделало Гюйгенса ревностным сторонником волновой теории света. Однако авторитет Ньютона был настолько велик, что корпускулярная теория воспринималась безоговорочно даже, несмотря на то, что на ее основе нельзя было объяснить явление дифракции.
Волновая теория света была вновь выдвинута в первые десятилетия XIX века английским физиком Т. Юнгом и французским естествоиспытателем О.Ж. Френелем. Юнг дал объяснение явлению интерференции, то есть появлению темных полосок при наложении света на свет. Причина этого заключается в том, что согласно волновой теории, свет представляет собой не поток материальных частиц, а колебания упругой среды, или волновое движение. При наложении друг на друга цепочек волн в противоположных фазах, гребень одной волны совмещается со впадиной другой, они уничтожают друг друга, в результате чего появляются темные полосы. Явления дифракции и интерференции могли быть объяснены только в рамках волновой теории и не поддавались объяснению на основе механической корпускулярной теории света.
Другой областью физики, где механические модели оказались неадекватными, была область электромагнитных явлений. Электрические и магнитные явления были известны давно, но изучались обособленно друг от друга. Дальнейшее их исследование показало, что между ними существует глубокая взаимосвязь, что заставило ученых искать эту связь и создать единую электромагнитную теорию.
Явление электромагнетизма открыл датский ученый Эрстед. Поместив над проводником, по которому шел электрический ток, магнитную стрелку, он обнаружил, что она отклоняется от первоначального положения. Это привело ученого к мысли, что электрический ток создает магнитное поле. Позднее английский физик М. Фарадей, вращая замкнутый контур в магнитном поле, открыл, что в нем возникает электрический ток.
На основании опытов Фарадея, открывшего явление электромагнитной индукции, и обобщая установленные ранее экспериментальным путем законы электромагнитных явлений (Кулона, Ампера, Био–Савара) английский физик Максвелл создал электромагнитную теорию. Он чисто математическим путем нашел систему дифференциальных уравнений, описывающих электромагнитное поле. Эта система уравнений дает в пределах своей применимости полное описание электромагнитных явлений и представляет собой столь же совершенную и логически стройную теорию, как и система ньютоновской механики. Из этих уравнений следовал вывод о возможности самостоятельного существования поля, не «привязанного» к электрическим зарядам. Вычисленная скорость распространения электромагнитного поля оказалась равна скорости света. А исходя из этого Максвелл смог заключить, что световые волны представляют собой электромагнитные волны. Единая сущность света и электричества, которую Фарадей предположил в 1845 году, а Максвелл теоретически обосновал в 1862 году, была экспериментально подтверждена немецким физиком Г. Герцем в 1888 году.
После экспериментов Герца в физике окончательно утвердилось понятие поля не в качестве вспомогательной математической конструкции, а как объективно существующей физической реальности. Был открыт качественно новый, своеобразный вид материи. Физика пришла к выводу, что в мире существует не только вещество в виде тел, но и разнообразные физические поля. Одно из них было известно и во времена Ньютона и теперь называется гравитационным полем, а раньше рассматривалась просто как сила притяжения, возникающая между материальными телами. После того, как объектом изучения ученых наряду с веществом стали разнообразные поля, картина мира приобрела более сложный характер.
Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 1584;