Развитие церковно-религиозных отношений в ВКЛ в ХIII-ХVI вв. Брестская церковная уния.
До конца XIV В. православная церковь была практически единой централизованной церковной организацией в Великом княжестве Литовском. Руководящие круги государства поддерживали церковь, так как она своим авторитетом как бы освящала и поддерживала систему государственной власти, внутриполитические отношения, сглаживала социальные проблемы. Начиная с конца XIII в, и ВКЛ, и Московская Русь использовали православную церковь в целях расширения своего влияния на все восточнославянские земли. Великие князья, понимая тягу своих православных земель к Москве, всячески противодействовали этому. Окончательный раскол между митрополиями ВКЛ И Московского государства произошел в 1458 г., когда папа римский утвердил Григория Болгарина (1458-1473) в сане митрополита «Киевского, Литовского и всея Руси». До середины XV века западнорусскими митрополитами были в основном греки и болгары. С 70-х годов 15 в. они стали избираться, как правило, из уроженцев белорусских земель. В период от окончательного выделения западнорусской митрополии до Люблинской унии 1569 г. 9 из 12 митрополитов до избрания на эту важную должность занимали высокие посты в белорусской церковной иерархии.
Крупными центрами духовности, образования и культуры в целом были монастыри. В них работали школы как религиозного, так и светского направления, собиралась религиозная и научная литература, широко было налажено иконопись. Православная церковь не только играла большую роль в духовно-культурной жизни общества, но и имела огромное консолидирующее значение. Во-первых, она связывала белорусские земли с другими восточнославянскими территориями и, во-вторых, влияла в этом плане на автономные административно-территориальные образования в самом Великом княжестве Литовском. Свою миссию православная церковь выполняла, находясь в худших условиях, чем привилегированный католический костел. В отличие от последнего, она не имела должной государственной опеки. ;
В 1596 г. в Бресте состоялся Собор белорусско-украинского православия. В нем участвовали представители двух православных патриархов-Константинопольского и Александрийского. Собор раскололся на две части. Одну составили сторонники унии, которых возглавил Львовский католический архиепископ Суликовский. Вторая часть состояла из православных, которые не были согласны с унией. Их возглавил Львовский восточный епископ Гедеон Балабан. Папа Римский и правительство Речи Посполитой сочли унию состоявшейся. По ее условиям, православная церковь подчинялась Папе Римскому, приняла католическую догматику, сохранив православную обрядность. Новая вера отделилась от православной и не слилась с католичеством. В этом была ее специфика. Брестская церковная уния была призвана заложить основу объединения народов-поляков и белорусов, католиков и православных. Однако она не принесла в Беларусь мира и согласия. В Беларуси началось насильственное насаждение униатства и католицизма. Религиозная жизнь стала сопровождаться борьбой. В закрытии православных храмов и монастырей, в насильственном насаждении унии особенно отличился полоцкий униатский архиепископ Иосафат Кунцевич. Принятие церковной унии осложнило общественно-политическую обстановку в Беларуси. Оно способствовала более активному проникновению польского религиозно-культурного влияния, что в конечном итоге привело к упадку белорусско-язычной культуры.
Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 1193;