Искусство Эгейской Греции
Выдающиеся памятники эгейского искусства найдены в городах Микены и Тиринф.
Архитектура. С XV–XIV вв. до н. э. центр Эгейской цивилизации перемещается на юг Балканского полуострова, в Микены и Тиринф. Жители этих мест — греки-ахейцы строили свои города-крепости на высоких холмах, укрепляли их стенами. Отсюда появилось название «акрополь» — верхний город, где возводились царские дворцы. Так, стены Микен длиной 900 м имеют толщину 6–10 м, а Тиринфа — 17,5 м и сложены из каменных глыб весом 5–6 т. Такую кладку назвали «циклопической». Ворота в крепости Микены (XIV в. до н. э.) назывались Львиными, потому что над их пролетом располагалась треугольная известковая плита, украшенная рельефом: две львицы стоят по сторонам колонны, расширяющейся кверху. Всё это вместе образует геральдическую композицию. Это единственный памятник монументальной скульптуры в Эгейском искусстве. Через ворота путь между параллельными стенами ведет на холм, в центре которого размещается Микенский дворец, комплекс более упорядоченный, чем Лабиринт Кносского дворца. Микенская крепость-дворец — прообраз греческого жилища. Центром его является мегарон — большой парадный прямоугольный зал с очагом посередине, служивший для торжественных сборищ и пиров. Вокруг очага 4 колонны поддерживают навес с отверстием в нем для дыма. Жилые и подсобные помещения группируются вокруг мегарона. Из Эгейского дома с мегароном сложилась архитектура античного храма.
Микенские дворцы многое заимствовали у критских: торжественные портики с колоннами, убранство центральных помещений типа Кносского Тронного зала, пристенные скамьи. Но они не напоминали лабиринты: их формы были строгие и простые, а главное — дворцовое здание всегда представляло собой мегарон — вытянутое в длину сооружение, ориентированное по сторонам света, не имевшее внутреннего двора. Оно делилось на три основных помещения, нанизанных на единую ось: вестибюль, центральный зал с очагом по середине, помещение — хранилище дворцовой казны, священных вещей для отправления культа.
Живопись.Реконструкция дворца в Тиринфе показывает, как выглядит интерьер. Полы были расписаны шахматным орнаментом с включенными в клетки фигурами подводных богов — тунцов, осьминогов.
Известные изображения: «Тиринфянка» и «Микенянка».
Одна из фигур в тиринфском дворце, так называемая «Тиринфянка», — отдаленное эхо кносской «Парижанки». Сохранились постановка фигуры в профиль, одежда и даже прическа. Однако трепет жизни совершенно исчез из росписей. Плотные, словно эмалевые краски заполняют участки рисунка, подчеркнутые контурами. Вместо живых и чувственных образов, еще недавно царивших в ми-нойской живописи, на фресках появились застывшие, подчеркнуто декоративные, стилизованные формы.
«Микенянка» — фрагмент фрески, найденной в одном из домов «нижнего города» Микен. Это изображение гораздо больше отличается от критского, чем «Тиринфянка». Компактная головка, крутые, сильно развернутые плечи и совершенно иной профиль, с коротким носиком и тяжелым подбородком, создали образ микенской аристократки, яркий и резковатый. Голубовато-синие, насыщенные красно-порфировые, нежные серебристые и палевые тона сменились горячими желтыми, ярко-красными, глухими черными.
Декоративное искусство.В Микенах были найдены золотые маски. Их предназначение — сохранять нетленные черты смертных царей — маска Агамемнона (XVI в. до н. э.). У женщин маски заменялись диадемами с очень широкой лентой и громадными высокими лучами. Стилизованный орнамент диадем говорит об их связи с богами-светилами, воплощением которых считались микенские царицы. Вероятно, женщины носили диадемы на высоких шапках-тиарах, истлевших со временем подобно пышным нарядам, от которых остались только золотые бляшки со штампованным изображением крито-микенских богов-бабочек, осьминогов, пчел, звезд.
Были найдены богатые бронзовые кинжалы с рукоятками из горного хрусталя и инкрустированными рисунками — сценами охоты, бегущими львами, звездным небом. В шахтовых гробницах обнаружен и целый ряд прекрасных золотых перстней-печатей минойской работы. К числу самых богатых даров относились сосуды из серебра, золота и электра (сплав золота с серебром). Некоторые сосуды имеют форму животного или оформлены в виде рога быка.
Наследие эгейского мира сыграло немалую роль в возникновении и развитии художественной культуры Греции и Рима.
Костюм
Мужской костюм был прост и состоял из набедренной повязки, пояса и головного убора. В некоторых случаях (у царя) головным убором была корона и венец, украшенные длинными перьями. И только на знаменитом клинке так называемого «меча Миноса», инкрустированного золотом (сцена охоты на львов), на трех охотниках (с кольями) изображены не набедренные повязки, а короткие, подобные современным мужским трусам, штаны.
Костюм женщины–аристократки поражает больше, чем все искусство в целом. Это прекрасно разработанный крой, подчеркивающий все характерные особенности женской фигуры: пышную грудь, тонкую талию, округлые широкие бедра. Роскошные распущенные волосы критянок поддерживала драгоценная диадема или венец. Узкий лиф платья оставлял грудь совершенно обнаженной. В основных чертах силуэт оставался неизменным, но существовало множество вариантов платья: то цельнокроеное, то юбка, украшенная поперечными полосами, то сплошь состоящая из оборок. Каждая из перечисленных вариантов служил одной цели — подчеркнуть женственность.
Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 1137;