Вопрос 2. Развитие государства и права России в 1907-1910 гг.
Исследуя развитие государственной системы, необходимо, прежде всего, подвергнуть анализу изменения, произошедшие в праве, так как развитие государственной системы основывается на нем и непосредственно из него вытекает.
Ряд существенных нововведений был сделан в области уголовного и административного законодательства. Так, в мае 1905 г. издано «Мнение Государственного совета об изменении и дополнении некоторых из действующих законоположений о печати». Им отменялись положения Устава о цензуре (1890), по которым Министерство внутренних дел, Министерство юстиции, Министерство народного просвещения и обер-прокурор Синода могли закрывать издания и запрещать их издателям участвовать в других изданиях. Министерство внутренних дел не могло запретить издание лишь на основе мнения о его «вредоносном направлении», но могло приостановить его до решения вопроса в Сенате.
В ноябре 1905 г. принят Указ «О временных правилах о повременных изданиях», которым отменялись предварительная цензураи административные взыскания, устанавливался судебный порядок решения дел о печати. Регистрацию открывающихся изданий осуществлял губернатор. Арест на отдельные номера изданий мог налагаться только при условии, что имеются признаки уголовного деяния, и только в судебном порядке. Указ содержал перечень оснований для наложения ареста и штрафов.
В 1906 г. были приняты два указа, распространявшие эти положения на периодические издания, а также положение Совета министров «Об установлении уголовной ответственности за восхваление преступных деяний в речи или печати»,
В ходе революции правительство неоднократно обращалось к пересмотру уголовно-правового и судебного законодательств.
В июне 1905 г. издано Мнение Государственного совета о некоторых изменениях и дополнениях Закона 7 июня 1904 г. «О порядке производства по делам о преступных деяниях государственных»а в марте 1906 г. – Указ «О мерах к сокращению времени производства наиболее важных уголовных дел», предусматривавшие усиление санкции за сопротивление представителям власти[10].
В апреле 1906 г. издается еще одно Мнение Государственного совета «О преобразовании Верховного суда». Согласно ему должностные преступления передавались на рассмотрение окружных судов, судебных палат, департаментов Сената и Верховного уголовного суда, т. е. изымались из административного производства.
Состав Верховного суда включал назначаемых императором членов Государственного совета, сенаторов уголовного и первого департаментов, В заседаниях могли участвовать присяжные поверенные.
В августе 1906 г. Совет министров принял Положение об учреждении военно-полевых судов.Они вводились в местностях, объявленных на военном положении или положении чрезвычайной охраны. Учредителями судов были генерал-губернаторы и главнокомандующие. Процесс проходил при закрытых дверях и в течение не более двух суток. Приговор был окончательным и приводился в исполнение не позже суток. Суду могли подвергаться и гражданские лица[11].
В период декабрьского восстания 1905 г. был принят Указ «О временных правилах о наказуемости участия в забастювкахна предприятиях, имеющих общественное или государственное значение». Виновные наказывались лишением свободы на срок от восьми: месяцев до полутора лет. Участие в «преступном сообществе» наказывалось заключением на срок от восьми месяцев до полутора лет. Участие в «преступном сообществе» влекло наказание на срок до четырех лет. Зарплата за период забастовки не выплачивалась, возмещение пострадавшим от забастовки уплачивалось казной или предприятием.
В феврале 1906 г. было издано «Мнение Государственного совета об установлении уголовной ответственности за распространение ложных сведенийо деятельности правительственных установлений и должностных лиц». Объективная сторона этих преступлений заключалась в распространении сведений, «возбуждающих в населении враждебное к ним (правовым установлениям и должностным лицам) отношение»; «возбуждающих общественную тревогу слухами о правительственных распоряжениях, общественных бедствиях»; «возбуждающих вражду между классами населения, между сословиями, хозяевами и рабочими».
В марте 1906 г. издан Указ «О временных правилах об обществах и союзах». Под обществом понималось соединение лиц с определенной целью, под союзом – соединение нескольких обществ. Министерству внутренних дел предоставлялось право закрывать общества, если «их деятельность представляется ему угрожающей общественному спокойствию и безопасности». Регистрация обществ осуществлялась после представления их устава соответствующему министру.
Запрещалась деятельность обществ, «управляемых из-за границы, если они носят политический характер». Государственные служащие могли образовывать только благотворительные и культурные, но не политические общества. Начальство могло запретить чиновникам участвовать в других обществах.
Заявление о регистрации общества подавалось губернатору, а затем в Присутствие по делам об обществах. Общество могло быть закрыто губернатором, если «оно носит явно антиобщественный характер»; это решение санкционировалось Присутствием. Первый департамент Сената был окончательной инстанцией в таких спорах.
Профсоюзы,говорилось в Указе, «имеют целью выяснение и согласование экономических интересов, улучшение условий труда и поднятие производительности». Объединение профсоюзов запрещалось. Заявка орегистрации профсоюза подавалась фабричному инспектору, а их деятельность контролировалась Министерством торговли и промышленности[12].
Одновременно был принят Указ «О временных правилах о собраниях». Непубличные собрания можно было проводить без разрешения правительственных властей, в учебных заведениях — только учебные собрания. Собрания разрешалось проводить с разрешения полиции или губернатора, причем место их проведения должно было быть удалено от места пребывания императора, Государственного совета и Государственной думы на полверсты (в закрытых помещениях), на две версты (если собрания проходят под открытым небом). Нельзя устраивать общественные собрания в местах общественного питания. Об открытии собрания необходимо предупредить полицию за трое суток (о месте, времени и теме собрания).
Запрещались антиобщественные собрания, на собрание не допускались вооруженные лица. Поводами к закрытию собрания могли служить отклонение от темы, возбуждение вражды между частями населения, проведение неразрешенных денежных сборов, участие лиц, которым запрещено участвовать в собрании, мятежные возгласы, воззвания к насилию, неповиновению. Такие собрания полиция закрывала, а в случае неповиновения разгоняла. К участникам и устроителям незаконных собраний применялась уголовная ответственность[13].
Система источников правав рассматриваемый период пополнялась новыми элементами – постановлениями Совета министров и мнениямиГосударственного совета. Эти формы хотя и носили подзаконный характер, однако имели обязательную) силу для всех исполнительных органов. Появилось большое число aктов, именуемых временные правила.Возникая как чрезвычайные, направленные на вполне конкретную ситуацию, акты приобретали характер законов. Определение «временные» наиболее адекватно отражало направленность законотворчества в период реформ.
Наряду с постановлениямиСовет министров издавал также положения,носившие статусный, правоустанавливающий характер и часто определявшие структуру и функции новообразуемых органов власти и управления.
В большом количестве издавались указы, как правило, направленные на проведение вполне конкретных правовых акций и преобразований. При реформировании системы государственных органов или создании новых принимались акты, носившие названия учреждений. В наименованиях наиболее фундаментальных актов использовался термин «закон».
Кодификационная работа проводилась в ряде учреждений: Особое отделение государственной канцелярии (по изданию Свода законов), департаменты Сената, Государственный совет и Государственная дума, Совет министров и отдельные министерства и управления. Руководство этой работой осуществлял Сенат, наряду с ним было создано Юридическое совещание,руководившее всей кодификационной деятельностью.
В 1882 г. Указом была учреждена комиссия для составления Гражданского уложения, которая подготовила к 1905 г. два проекта, учитывающих новый характер торгово-промышленных отношений.
Как общее правило поведения для всех граждан закон в рассматриваемый период становится главным источником права. Законв материальном смысле отличался от закона в формальном смысле, т. е. распорядительной меры, принимаемой в конкретном случае. Закон должен был выражать общую волю трех субъектов, которым принадлежала совместная власть, - Государственной думы, Государственного совета и императора (указ мог исходить от одного монарха). По своему содержанию законы делились на предписывающие (в форме повеления или запрещения) и восполнительные (дополнявшие волю частных лиц)[14].
По пространству действиязаконы делились на общие (действовавшие на всей территории империи), местные (действовавшие на ее части), особенные (действовавшие в отношении особого рода дел) и специальные (действовавшие в отношении особых категорий лиц). Действие закона во времениначиналось с момента его опубликования, но в силу он вступал с момента получения на данной территории листа сенатского издания Собрания узаконений и распоряжений правительства (если в самом законе не был указан срок вступления его в силу).
Правило, что закон не имеет обратной силы, было рассчитано на суд, а не на законодателя. Толкование законов осуществляли сам законодатель, Сенат, суд, правоведы.
Правовое регулирование экономикистало одной из основных задач законодателя, развитие юридической техники в этом направлении указывает на актуальность этой задачи[15].
Подробно разрабатывалось понятие юридического лица. Последние подразделялись на публичные (казна, ведомства, учреждения, органы местного самоуправления) и частные. В качестве таковых могли быть соединения (общества, товарищества) и учреждения. Юридические лица образовывались путем соглашения нескольких лиц, концессионным (специальным разрешением власти), явочным (путем регистрации) порядком.
Товариществаподразделялись на полное, на вере и акционерное. Впервые в юридической терминологии и в качестве субъекта хозяйственной деятельности и торгового оборота появилось «торгово-промышленное предприятие». Оно могло иметь различные конкретные виды – тресты, синдикаты, концерны, акционерные общества. Было важно какой правовой статус предприятие имеет в торговом обороте. В области торгово-промышленного законодательства отмечались две особенности: 1) нормативное регулирование коммерческой деятельности переплеталось с вмешательством властных структур в оборот; 2) демократизация и коммерциализация старых организационно-хозяйственных форм (введение в состав торгово-промышленных органов разных групп, общественных организаций, советов, кооперативов и т.д.).
В октябре 1905 г. было образовано Министерство торговли и промышленности,осуществлявшее управление казенной промышленностью и контроль за частной промышленностью и торговлей. В его ведение была передана также фабричная инспекция. В сфере контроля министерства находились различные общественные предпринимательские организации: биржевые комитеты, советы и бюро съездов представителей профессий, различные союзы и общества.
При учреждении Министерства торговли и промышленности ему были переданы дела о купеческих обществах и ремесленных управах, ранее находившиеся в ведении Министерства внутренних дел; дела оналогообложении выделялись в производство по особому департаменту, (1905)[16].
В годы войны чрезвычайные меры стали применяться и в торгово-промышленной сфере: военно-промышленные комитеты использовали административные методы регулирования, особые совещания (полугосударственные – полуобщественные организации) подменяли и контролировали деятельность государственных хозяйственно-управленческих структур. Нормирование цен, их таксировка, продовольственная разверстка и реквизиции стали чрезвычайными мерами в период войны. Ограничивались сделки с некоторыми товарами. Запрещался, например, залог хлеба; этот продукт подвергался нормированному распределению. Продажа земли была вновь разрешена только по Закону о сделках по купле-продаже в июле 1917 г. Закон запрещал вывозить некоторые продовольственные товары за пределы района, где они производились.
Используя старые правовые акты (Свод законов), законодатель активно дополнял и толковал их, вводя в оборот новые подзаконные нормы.
Изменения в судебном праве,происходившие в начале XX в., своими корнями уходили в постреформенный период. Законодатель после периода контрреформ вновь обратился на путь либерализации судебного процесса. Уже в 1885 г. была отменена публичная казнь, в 1886 г. расширились права присяжных в процессе — они получили возможность вновь участвовать в постановке вопросов (раньше это делал только коронный суд.
С 1899 г. в судебных палатах вводилось обязательное назначение защитника. В 1909 г. в российском законодательстве появился институт условно-досрочного освобождения; с 1910 г. время, проведенное арестованным в предварительном заключении, стало засчитываться в срок заключения. В 1913 г. суду предоставлено право восстановления в правах или реабилитации.
В годы Первой мировой войны процессуальное и судебное право подвергалось изменениям, вызванным чрезвычайными обстоятельствами. Судопроизводство в военно-полевых судах осуществлялось в исключительном порядке: краткосрочное слушание, отсутствие защиты, корпоративность состава суда, невозможность обжалования.
Новым явлением стала административная юстиция – прототип арбитража, появление которой было обусловлено развитием административно-хозяйственных отношений и связей[17].
Новый избирательный закон существенно урезал представительство окраин – Польши, Кавказа, Средней Азии; европейская Россия изби-рала-403 члена Думы, азиатская – 15.
Возросло число выборщиков от землевладельческой курии (с 31 до 50%), сократилось от крестьянской (с 42 до 22%). Городская курия была разделена на две: в первую входили «цензовые элементы», т.е. владельцы недвижимости, избиравшие более половины всех городских выборщиков. Отдельное городское представительство сохранилось в 7 из 27 городов. Каждое губернское избирательное собрание должно было избирать хотя бы по одному депутату Государственной думы от каждой курии (земле- J владельческой, городской, крестьянской). Кроме того, в шести наиболее промышленных губерниях хотя бы по одному депутату Думы следовало , избирать от рабочих.
Изменив избирательный закон, правительство стремилось найти опору конституционного строя в земской общественной среде. Столыпин рассчитывал, что земства поддержат правительство в проведении либеральныхреформ и борьбе с революцией. В земском движении после революционных событий 1905 г. наметился сдвиг вправо и разрыв с радикальными элементами общества.
В политическом плане опорой правительства в третьей Думе стала фракция октябристов.
Выборы, проведенные на основе нового избирательного закона, дали большинство в Думе Союзу 17 октября, консервативным политическим элементам. Крайние правые и левые получили незначительное число мест. Такой состав Думы позволил правительству в сотрудничестве с ней провести ряд важнейших преобразований.
Наиболее существенным оставался аграрный вопрос. В аграрной комиссии третьей Думы, а затем в общем собрании долго обсуждался Указ 9 ноября 1906 г., предоставлявший крестьянам право по их желанию закрепить свои участки общинной полевой земли в личную собственность.
Дополнительный Указ вызвал резкую критику слева и справа, с трудом был одобрен Государственной думой и Государственным советом. Только 14 июня 1910 г. был издан Закон «Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении», а 29 мая 1911 г. – Положение о землеустройстве, регулировавшее работу землеустроительных комиссий[18].
В июне 1912 г. изданы законы о социальном страховании рабочих: при потере трудоспособности от несчастных случаев пенсии полностью оплачивали владельцы предприятий, для выплаты пособий по болезни учреждались «больничные кассы», взносы в которые делали рабочие и предприниматели.
По инициативе правительства Дума принимала законы о введении земского самоуправления в южных и западных губерниях. Однако эта деятельность натолкнулась на оппозицию консервативного Государственного совета, отклонившего проект весной 1911 г. По настоянию Столыпина проект был проведен в порядке ст. 87 Основных законов. Государственный совет отклонил проекты о введении земств в Сибири, на Дальнем Востоке, Архангельской губернии, а также проект о введении волостных земств.
В июне 1912 г. Государственная дума и Государственный совет одобрили законопроект «О преобразовании суда в сельских местностях». Судебная власть от земских начальников вновь передавалась в руки мировых судей, избираемых уездными земскими собраниями.
Блокируясь с правыми депутатами Думы, правительство в июне 1910 г. провело Закон «О порядке издания касающихся Финляндии законов и постановлений общегосударственного значения», открывавший широкие возможности для вмешательства в финские внутренние дела.
В 1912 г. Дума провела Закон о выделении из состава Польши новой губернии (в которой наряду с польским населением проживало русское), что также усиливало русское вмешательство — теперь уже в польские дела. Негативное влияние вызвало Проведенное Столыпиным Положение о введении земств в западных губерниях, которое также имело сильную националистическую окраску[19].
Таким образом, в 1907-1910 годах получили позитивное развитие целый ряд отраслей права, а основным источником права стал закон. В этот период был принят новый избирательный закон и избрана Третья Государственная Дума, в которой, как и раньше, главным вопросом оставался аграрный, так и не разрешенный.
Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 776;