Основные особенности античной философии
Выделим некоторые общие признаки, характерные для всей Античной философии.
Античная философия отличается разнообразием школ, направлений, проблем. Это многоцветие обусловлено культурно-исторической средой. Античное общество – это рабовладельческая демократия с достаточно высокой степенью свободы личности, а там, где свобода – там многообразие и прогресс. Рабовладельческое общество – это общество, в котором осуществлялось третье крупное разделение труда – отделение умственного труда от физического. Следствием этого был взлет духовной культуры и, в частности, расцвет философии. Не случайно говорят: “Древние греки придумали все”; поэтому изучение Античной философии будет всегда актуально.
Существенным признаком Античной философии является ее связь с мифологией. Философия постепенно выделяется из мифологии, происходит движение от мифа к логосу. Влияние мифологического мировоззрения проявляется в особенности стиля, античных философов: частое обращение к образам, к метафорам, к притче, к поэзии, к диалогу. В греческой мифологии Вселенная возникает в жарких объятиях богов и богинь, которые сами – живое олицетворение сил природы: земли и неба (Гея и Уран), земных недр (Тартар) и сияющего дня (Гомера), шумного моря Понта и глубокого Океана. Вселенная возникает из некоторого единства (Хаос) и управляется единым принципом (сладко истомный Эрос или Майора – судьба). В философии эта картина облекается в рациональные формы, но так как все многообразие мира выводится из единого организующего принципа: у Гераклита – это живой огонь, Логос, у пифагорейцев – музыкальная гармония небесных сфер, у Эмпедокла – Любовь и Вражда. От мифологии античные философы унаследовали художественно эстетическое восприятие мира.
Философия в древние времена была средоточием всего научного знания. Наука еще не обращается к опытно-экспериментальной методологии, пользуясь, как и философия, умозрительными методами постижения истины.
Например, Тит Лукреций Кар в своей знаменитой поэме “О природе вещей”, пользуясь методом аналогии и поэтической метафоры, так доказывает атомарное строение мира:
Это пред нами всегда и на наших глазах происходит
Вот посмотри: всякий раз, когда солнечный свет проникает
В наши жилища и мрак прорезает своими лучами
Множество маленьких тел в пустоте ты увидишь, мелькая,
Мечутся взад и вперед в лучистом сиянии света;
Будто в вечной борьбе они бьются в сражениях и битвах
В схватки бросаются вдруг по отрядам, не зная покоя
Или сходясь, или вновь беспрерывно опять разлетаясь
Можешь из этого ты уяснить себе, как неустанно,
Первоначала вещей в пустоте необъятной мятутся.
Космоцентризм - главная отличительная черта Античной философии. Мир представляется как вечный, живой, развивающийся, разумный, одухотворенный, самодостаточный Космос. Небосвод был для древних вечной красотой, абсолютным разумом, самим божеством. Цицерон, например, приводит такой текст Аристотеля: “Если бы существовали такие люди, которые бы всегда жили под землей в хороших ярко освещенных жилищах, украшенных статуями и картинами, снабженных в изобилии всем, что считается необходимым для счастья, если бы эти подземные люди никогда не выходили на поверхность земли, а только по слухам знали, что есть некие могущественные боги, далее, если бы в какое-то время земля разверзлась, и они, эти люди, смогли из своих подземных жилищ выйти на свет в те места, где мы живем; и тут они внезапно увидели землю и моря, и небо, и громады облаков, ощутили бы силу ветров, взглянули бы на солнце и познали бы как его величие и красоту, так и его силу, как оно, разлив свой свет по всему небу, образует день, а с наступлением ночи они узрели бы небо, все усеянное и украшенное звездами; они увидели бы, как все эти светила восходят и заходят и заметили неизменность и постоянность этих путей в течение всей вечности, – то, увидев все это, вышедшие из под земли люди, конечно, решили бы и что боги существуют и что все великое, что им открылось, именно боги и сотворили”[19]. Человек – космическое существо, микрокосмос – должен подражать движению небесных тел “... дабы через усмотрение гармоний и круговоротов мира исправить круговороты в собственной голове ... иначе говоря, добиться, чтобы
созерцающее, как и требует начальная его природа, стало подобно созерцаемому...”[20].
Для Античной философии характерно развитие диалектики. Древние заметили как изменчивость, подвижность, противоречивость самого мира (натурфилософия): “Это космос, тот же самый для всех, не создал никто ни из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами разгорающимися и мерами погасающими”[21], а также противоречивость, изменчивость нашего познания – отсюда диалоговый характер древней философии.
Герцен А.И. в “Письмах об изучении природы” обращает внимание на такую особенность Античной философии как ее связь с жизнью: “Тогда наука черпалась из жизни и тотчас погружалась в нее. Деятельность философа в Греции не ограничивалось широкой, в стенах которой могут целые века длиться споры прежде, нежели кто-нибудь услышит их за стеною, – там философ был по превосходству учитель народа, советодатель его: Эмпедоклу и Гераклиту предлагали корону; Зенон погиб в героической борьбе; уважение к Пифагору доходило до поклонения; Перикл ходил по площади афинской со своей женой, вымаливая прощения Анаксагору; Филипп Македонский благословлял судьбу, что его сын родился во времена Аристотеля; Платона афиняне назвали божественным”[22].
Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 735;