ФИЛОСОФИЯ - СФЕРА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
1. Философия – это любовь!
Какая это любовь? Что за ерунда, определять понятие через другое еще более многозначное и неопределенное… Если это любовь – то какая? – слышу я сразу хор возражений…
Попытаюсь на них ответить.
Этимологически слово «философия» произошло от 2-х греческих корней:
Phileo – любовь, люблю
Sopfia – мудрость
и в дословном переводе означает: Любовь к Мудрости или Любовь к Истине
Как Вы думаете, почему не просто – Мудрость, а Любовь к Мудрости. Какая особенная черта заложена в этих двух словах?
И если любовь это один из способов отношения человека к миру (или части мира) и самому себе, то философия заключает в себе моральную, эстетическую и интеллектуальную составляющую этого отношения.
У Людвига Фейербаха есть интересное сравнение религии и философии: “Религия – это первая любовь, юношеская любовь, та любовь, которая думает, что она познанием роняет свой предмет. Наоборот, философия – супружеская любовь, любовь мужа, которая доставляет ему обладание и наслаждение своим предметом, но поэтому также разрушает всю прелесть иллюзий, которые связаны с таинственностью первой любви”[1].
Определение философии как интеллектуального Эроса (интеллектуальной любви) свойственно многим философам и проистекает из этого слова: от греческого jilew – люблю и dojia – мудрость) – любовь к мудрости (любомудрие) или любовь к истине. “Философия, любовь разума, – пишет С. Трубецкой, – направляется в действительности на истину не эмпирическую, но всеобщую, вселенскую. Философ ищет эту общую мудрость, эту Софию и любит ее в рамках своей системы”[2].
Философия возникла примерно три тысячи лет назад сразу в нескольких очагах человеческой цивилизации. В то время человек достиг определенного уровня самолюбия, желания познать самого себя, отделить себя от окружающего мира, в чем-то возвысить себя над миром.
Пытливый и критически настроенный собеседник сразу спросит: «Что, человек только три тысячи лет назад начал познавать себя? А что он делал остальные пять миллионов лет? Или, не вдаваясь в историю питекантропов, вспомним, что биологическая эволюция человека закончилась 20 тысяч лет назад; т.е. Home sapiens – (человек разумный) живет на Земле уже как минимум 20 тысяч лет»?
Совершенно верно мыслите, уважаемый собеседник. И здесь мы перейдем к следующему определению.
2. Философия – это мировоззрение
Что такое мировоззрение?
В ответе на этот вопрос нарисуйте в своей тетради три солнышка (очень важно делать это интеллектуальное упражнение в строгой последовательности и спонтанно, извлекая понятия и образы из подсознания).
А теперь давайте проанализируем структуру Вашего мировоззрения. Эти три солнышка и есть скелет Вашего мировоззрения, т.к. мировоззрение это система взглядов на мир и место в нем человека, отношение человека к окружающей действительности и самому себе. В мировоззрении фиксируется познавательное отношение человека к миру (миропонимание, миросозерцание) и эмоционально-ценностное отношение (мироощущение, мировосприятие). Другими словами, мировоззрение - это знание о мире и человеке, а также убеждения, идеалы, принципы человека его ценностные ориентации.
Мировоззренческое знание, как правило, эмоционально окрашено; так как человек не может равнодушно решать проблемы, касающиеся его самого (например, что есть человеческая душа? смертна она или бессмертна? в чем смысл жизни? и т.д.).
Проанализируйте, каково у Вас мироощущение и миропонимание. Что в Ваших солнышках указывает на такие составляющие мировоззрения как знания, эмоции, принципы, убеждения, система ценностей. Как Вы оцениваете: где у Вас обыденный, а где теоретический уровень миропонимания? Что в Ваших схемах указывает на связь Вашего мировоззрения с мифологией, религией, философией?
В зависимости от того, какие методы используются в познании мира и насколько глубоко познающий субъект проникает в сущность мира, выделяются уровни мировоззрения: обыденно-житейский (стихийные, несистематизированные представления о мире и человеке, здравый смысл) и теоретический, научный (познания мира и человека на уровне законов – существенных связей, – систематизированное знание). Философию обычно связывают с теоретическим уровнем мировоззрения, так как она представляет собой систематизированное, логически обоснованное знание. Философия не просто высказывает суждение о чем-либо, но развертывает его в логически-обоснованную систему. Однако существует и так называемая житейская мудрость, способность человека решать универсальные общие проблемы. Вот почему иногда утверждают, что каждый человек – философ или философом называют человека, склонного к общим рассуждениям, к обобщенным выводам.
Для понимания специфики философского мировоззрения сравним его с такими историческими типами мировоззрения как мифология и религия.
Мифология – целостное миропонимание в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции. В мифологическом мировоззрении структура космоса, сущность человека, добро и зло, прекрасное и безобразное выражены в конкретных образах, которые часто являются метафорами и символами. Например, в славянской мифологии, дерево как образ мира. Дерево соединяет три главных “этажа” мироздания: небо, землю и преисподнюю. В “Вечерах на хуторе близ Диканьки” Н.В.Гоголь пишет: “Есть где-то, в далекой земле, такое дерево, которое шумит вершиною в самом небе, и бог сходит по нему на землю в ночь перед светлым праздником”[3].
Конкретнообразное мифологическое представление о мире было непосредственно включено в сферу практической жизнедеятельности человека (единство обряда и мифа в первобытной культуре). Мифология - это нерасчлененное единство религиозных верований (например, анимизм[4], фетишизм[5]), зачатков научных знаний, моральных принципов (жизнь и деятельность героя в мифе была моделью поведения людей, моральным долженствованием или запретом), форм эстетического освоения мира (сказка, героический эпос, легенда, историческое предание). Позже когда отдельные сферы культуры – мораль, религия, искусство, наука – обрели свое относительно самостоятельное существование, миф все же остался в духовной культуре как специфический язык в искусстве, а также форма идеологии (политический, социальный миф). Если мифология – это образное знание о мире, обращенное к чувствам и эмоциям человека, то философия – это рационально-обоснованное знание, обращенное к разуму.Религия - это исторический тип мировоззрения, в основе которого вера в существование сверхъестественных сил и их главную роль в мироздании и жизни людей.
Религия, возникнув в каменном веке 40-50 тысяч лет назад, длительный период оставалась господствующим мировоззрением. Предлагая специфические варианты ответов на сложные мировоззренческие вопросы, она и сейчас существует и развивается наряду с философией и наукой. Философия в своем историческом развитии то сближалась (почти сливаясь) с религией (средневековая философия – богословие, теология), то удалялась и противостояла ей (атеизм). Исторический пример: в 1770 году прокурор Парижского парламента Сегье, требуя официального осуждения и сожжения “Системы природы” П. Гольбаха заявил, что философы сделались наставниками человеческому рода. Свобода мыслить – вот их возглас и этот возглас слышится с одного края мира до другого. Одной рукой они стремятся пошатнуть престол, а другой хотят опрокинуть алтарь.
Если религия опирается на веру, то философия в поиске ответов на те же мировоззренческие вопросы опирается на разум.
Философия как тип мировоззрения интерпретирует основной вопрос любого мировоззрения – вопрос об отношении человека и мира (См. схему 2).
Основной вопрос философии возникает из самопознания, саморефлексии человека. Куда должен был посмотреть человек, чтобы задаться вопросом о соотношении материального и духовного? Очевидно, что он посмотрел вглубь себя и заметил, что является носителем двух сущностей – материальной и духовной - души и тела. “Откуда взялись во мне эти две сущности? – задает себе человек следующий вопрос – “Тело сродни природе, а душа?” – отсюда пошла философия. Поэтому основной вопрос философии можно определить и как главный, и как исходный, а философию как один из способов самопознания человека, самоутверждения его в мире. В основном вопросе фиксируются различные аспекты отношения материального и духовного. Два первых аспекта называются первой и второй сторонами основного вопроса. В зависимости от ответа на вопрос: Что первично: материя или сознание? – все философы относятся к одному из трех направлений:
– материализм – философия, обосновывающая первичность материальной сущности мира; весь мир – движущаяся материя; сознание зависит от материи и не может существовать без нее;
– идеализм – философия, обосновывающая первичность духовной сущности мира; выделяется объективный идеализм – признание первичного мирового, объективно – (независимо) – существующего духовного начала (бог, дух, “абсолютная идея”, “мировой разум”) и субъективный идеализм, утверждающий, что первичное – сознание отдельного человека (субъекта);
–
дуализм – философия, обосновывающая равноправное единство в мире двух начал – материи и духа.
Следует отметить, что первичность в философии понимается в двух аспектах:
1) первично то, что появилось раньше (или существовало всегда), например, в материализме - материя бесконечна, несотворима, неуничтожима; в идеализме этим же качеством обладает дух, сознание;
2) первично то, что важней, главней; то, что определяет, отчего зависит все остальное; так в идеализме дух может существовать сам по себе и, обладая бесконечным творческим потенциалом, на определенном этапе развития создает материю (природу).
В истории философии выделяются три основные формы материализма:
Ø стихийный, наивный материализм (см.: раздел “Античная философия”);
Ø метафизический, механический материализм рассматривает первооснову мира – материю как пассивное начало, приводимое в движение какой-либо внешней силой;
Ø диалектический материализм трактует материю как активное первоначало мира (самодвижение материи как существенное свойство бытия).
Вторая сторона основного вопроса философии фиксирует познавательное отношение человека к миру. На вопрос: “Познаваем ли мир?” – большинство философов отвечают утвердительно, – трактуют познание как процесс отражение субъекта объектом - гносеологический оптимизм (от лат. gnosis - знание, познание). Противоположная позиция – агностицизм (gnosis – знание; а – приставка “не”, дословно – незнание) – направление в философии, отрицающее познаваемость мира. В агностицизме абсолютизируется активность субъекта в познании, следовательно, знание зависит не столько от объекта, сколько от субъекта.
Здесь схематично обозначены лишь основные философские направления. Реальный философский процесс значительно разнообразнее и богаче этой схемы. Внутри каждого из направлений существует разнообразие школ, учений, вариантов решения тех или иных проблем; есть философы, которые в своем развитии эволюционизировали от одного направления к другому; известны также философские школы, отрицающие мировоззренческие проблемы (позитивизм, например) и поэтому не вписывающиеся в приведенную схему.
Применяя метод восхождения от абстрактного к теоретически-конкретному в дальнейшем мы наполним эту абстрактную схему конкретно-историческим содержанием.
Итак, философия - это теоретически сформулированное мировоззрение, один из способов духовного освоения человеком мира. В философии, как в мировоззрении всегда, явно или неявно, присутствует человек. Философия изучает Мир, Космос, чтобы понять в нем место Человека. Устремленность к человеку, гуманистический пафос философии заключается в том, что она призвана ответить на смысложизненные вопросы человека, в центре ее теоретических обобщений, исканий стоит человек; в том, что она служит способом самопознания и духовном развитии человека и человечества.
Проведем интеллектуальный эксперимент. Закройте книгу и запишите в свой словарь, (он может быть в конце тетради, а может составляться по ходу) определения таких терминов:
мировоззрение, мифология, религия, философия, основной вопрос философии, материализм, метафизический материализм, диалектический материализм, идеализм,
Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 936;